Работа «по блату»: вы считаете, что это нормально? Спросили у белорусов

1415
Источник: компания Praca.by
Устройство на работу – это, безусловно, очень даже непростая работа. Нужно составить и отправить качественное резюме, пройти собеседование и конкурсный отбор...

Впрочем, отдельные претенденты считают, что получить хорошее место можно, и минуя все эти «лишние» процедуры, главное – это найти блат.

Так ли важен блат при устройстве на работу? Вы им пользовались хоть раз в жизни?

Praca.by провела опрос на эту тему, участником его стал 671 человек. Результаты смотрите на инфографике к этому тексту.

Немного истории

Слово «блат» появилось при императрице Екатерине ІІ, которая была немкой. Так вот, немецкое слово blatt переводится как «лист». Императрица издавала листы (грамоты), в которых прописывались различные привилегии. Тех, кто получал такой лист, начали называть «блатными».

В советское время это слово стало вторым по популярности после слова «дефицит». При помощи блата можно было получить какой-нибудь дефицит и решать разнообразные проблемы. Блат был настолько вплетен в жизнь человека, что использовался там, где в этом не было большой необходимости. Например, когда автор этих строк собирался поступать в техникум, родители нашли там знакомого преподавателя, которого попросили «обратить на меня внимание» на вступительных экзаменах. Когда мой друг поехал поступать в военное училище, то сказал, что у отца там есть «мохнатая рука». И так почти во всем и везде. Естественно, это касалось и работы, так называемых «теплых» мест, где платили неплохо и не надо было ишачить.

Итак, в советское время, чтобы получить хорошую работу, нужно было родиться в правильной семье со связями, удачно выйти замуж или жениться, «дать на лапу» или оказать нужному человеку услугу, заимев таким образом тот самый «блат».

От блата к рекомендациям

Некоторые полагают, что и сегодня блат не исчез, а просто мимикрировал в утонченные формы. Если раньше брали на работу по блату, то это зачастую никак не было связано с компетенциями продвигаемого человека, то сейчас это все же редкость, особенно если мы говорим о бизнесе. Сегодня все больше говорят о рекомендациях, а их надо, так или иначе, заслужить. Одна из главных проблем в том, что работники, в том числе, руководители, не очень-то стремятся давать рекомендации, даже за вознаграждение. И знаете, почему? Потому что не хотят брать на себя ответственность за рекомендованного. Поэтому, чтобы получить хорошую работу, необходимо заводить полезные знакомства, например, среди рекрутеров и эйчаров, руководителей отделов, которые зачастую принимают решение о найме, еще лучше иметь знакомство в среде высшего менеджмента.

Напрямую к ЛПР

Итак, блат сегодня — это олдскул, рекомендации тоже не всегда работают, хотя все же помогают стать заметнее в потоке жаждущих получить работу. Что делать? Рассчитывать на себя и свои коммуникационные способности. Один из способов получить работу — это выйти напрямую на нанимающего менеджера или другое лицо, которое принимает решение (ЛПР), т.е. проявить инициативу. Никаких гарантий успеха нет, но это лучше, чем просто шлифовать резюме, которое наверняка окажется в мусорной корзине, или готовить себя к собеседованию с рекрутером, которому что-то может не понравиться.

Пример из жизни: человек увидел, что один из его френдов в LinkedIn написал в Сети, что ему нужен специалист. Он откликнулся на пост, лично они не были знакомы. Слово за слово, назначили встречу, поговорили, он понравился. Правда, руководитель все равно провел его по обычной процедуре приема в компанию, но люди в цепочке были предупреждены. В результате взяли на испытательный срок, который он успешно прошел. Вывод такой: нужно концентрировать усилия на формирование собственных связей в профессиональных сообществах и, конечно, самому развиваться и что-то собой представлять.