«Часть, в которой служил прадед, несколько раз разбивали, но он оставался жив...»
Дмитрий Зуборев, начальник управления технических экспертиз управления ГКСЭ по Могилевской области, подполковник юстиции:
– Мой прадед Петр Фомич Томашев родился 9 октября 1904 года в деревне Семукачи Могилевского района. Накануне войны проживал в деревне Блинникова Тобольского района Тюменской области. Когда фашисты напали на Советский Союз, мой прадед откликнулся на призыв вступить в ряды Красной армии и 30 августа 1941 года отправился на фронт. Был рядовым. Воевал во 2-й ударной армии в 314 стрелковой дивизии (в/ч 1076), 992 стрелковом (пехотном) полку. Защищая свою Родину, мой прадедушка прошел через множество испытаний и сражений, участвовал в боях под Ленинградом, где и погиб.
Сегодня название населенного пункта Гайтолово Мгинского района Ленинградской области мало кому известно. Между тем, именно здесь 82 года назад проходило ожесточенное сражение, от которого во многом зависел исход битвы за Ленинград. В историю Великой Отечественной войны это сражение вошло под названиями «Гайтоловский котел» и «Мешок Мерецкова» (по фамилии командующего Волховским фронтом, войска которого и участвовали в этих боях). Деревня Гайтолово была исключительно важным пунктом для воюющих сторон из-за своего расположения на возвышенности – занявший ее мог держать под артиллерийским огнем сразу две дороги в Ленинград.
Тысячи солдат и офицеров навсегда остались лежать в лесах и болотах под Гайтолово, а все потери Волховского фронта в ходе Синявинской операции оцениваются более чем в 100 тысяч убитых и пропавших без вести и более 10 тысяч пленных. Но и немцам пришлось здесь несладко – недаром эти места они называли «зеленым адом».
Часть, в которой служил прадед, несколько раз разбивали, но он оставался жив, даже когда попал в окружение. Только за два дня боев дивизия потеряла три тысячи человек убитыми и пропавшими без вести...
Погиб мой прадед Петр Фомич Томашев 29 сентября 1942 года в боях за прорыв блокады Ленинграда. Похоронен в деревне Гайтолово, перезахоронен в Синявино – сейчас там мемориальный комплекс «Синявские высоты».
История моего прадедушки – это история о вере, мужестве и любви к Родине, которая должна жить в наших сердцах и передаваться из поколения в поколение.
«В 15 лет стал партизаном. Но прослужить успел недолго...»
Кирилл Дубовик, государственный судебный эксперт Бобруйского межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз:
– Кашуба Александр Степанович, мой двоюродный дедушка, родился в деревне Криница Копыльского района Минской области в 1927 году. В октябре 1942 года в 15 лет стал партизаном. Но прослужить успел недолго – меньше месяца – погиб во время Старицкого боя.
В октябре-ноябре 1942 года в Копыльском районе захватчики проводили карательные экспедиции против партизан. В начале ноября гитлеровцы сконцентрировали в этом районе полицейский полк, два охраняемых батальона, роту связи. 7 ноября заняли деревни Заполье, Слобода-Кучинка, Свидичы, Русаки и отрезали партизанам путь. Силы карателей начали наступать с юга и востока навстречу партизанским отрядам имени Щорса и имени Чапаева. Отряд имени Чапаева, в котором воевал и мой двоюродный дед, отбил около 10 атак противника, дважды сам переходил в контратаку. Народные мстители вынужденно отступили, но карательную операцию сорвали...
Мой дедушка рассказывал, что его старший брат Александр несмотря на юный возраст был смелым юношей и, по словам партизан, рвался в бой. После отступления захватчиков партизаны привезли на повозке погибшего 15-летнего Александра в родную деревню Криница, где его похоронили. На его могиле стоит памятник, на котором изображена красная звезда и написаны слова: «ж. 15 л. Убит при защите Родины в бою с фашизмом». Наша семья ухаживает за могилой и чтит память двоюродного дедушки.
Имя Александра Кашубы вписано в базы данных «Память народа» и «Партизаны Беларуси».
«Дедушка все нам разрешал, в том числе, играть с его юбилейными медалями, а вот боевые брать не позволял»
Александр Радьков, заместитель начальника управления судебно-медицинских экспертиз – государственный медицинский судебный эксперт управления ГКСЭ по Могилевской области:
– Моего дедушку Петра Филипповича Радькова из деревни Литовск Круглянского района призвали в армию, как только ему исполнилось 18 лет – в начале июля 1941 года. Его боевой путь начался весной 42-го года и закончился в мае 45-го. Службу проходил наводчиком миномета в звании младшего сержанта, сначала – в составе 100-й танковой бригады, с января 1944-го – 65-й мотострелковой бригады.
В апреле 4-го года Петр Филиппович получил тяжелое ранение – рядом с ним взорвалась мина, и мой дед остался живым благодаря товарищу, который спас его, накрыв своим телом. Дедушку ранило осколками и оглушило – после лечения в госпитале он снова вернулся на фронт. Освобождал украинские, польские, чешские города. В одном из боев при отражении контратаки младший сержант Радьков открыл сильный минометный огонь, уничтожил более взвода немецких солдат и офицеров, за эти смелые и решительные действия, проявленные доблесть и мужество награжден Орденом Красной Звезды. Также среди его боевых наград – Орден Отечественной войны I степени, медали «За отвагу», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
После войны 21-летний Петр Радьков вернулся в родную деревню, работал в колхозе, женился, своими руками построил дом, в котором родились и выросли четверо его детей. Строительству дедушка обучился на войне, в мирное время помогал строить фермы, да и нам, внукам, часто мастерил из дерева своими руками автоматы, клюшки, удочки. Однажды зимой, мне было лет восемь, выпало много снега, и дедушка построил на огороде большую «землянку» из снега – мы, внуки, играли там в войнушку.
Как сельский человек, Петр Филиппович с женой всегда держал хозяйство, много живности, огород. Всегда руки дедушки и бабушки были заняты работой, они и детей и внуков приучили к физическому труду. Дедушка остался в моей памяти уравновешенным, спокойным, немногословным человеком. Баловал своих шестерых внуков – все нам разрешал, в том числе, играть с его юбилейными медалями, а вот боевые брать не позволял – они всегда были на его пиджаке.
9 мая всегда отмечал, посещал праздничные мероприятия. Имел хороший голос и любил петь песни, особенно «День Победы».
«Дедушка не любил рассказывать нам о всем том ужасе...»
Антонина Ильюшина, государственный судебный эксперт отдела экспертиз компьютерных средств и технологий, фоноскопических и лингвистических экспертиз управления ГКСЭ по Могилевской области:
– Когда началась Великая Отечественная война, моему дедушке, Антону Ивановичу Канопелько, исполнилось всего лишь 17. Он жил в деревне Хутор Червеньского района Минской области, в 1941 году был призван на фронт, проходил службу в стрелковом полку.
Не раз получал боевые ранения. По окончании войны по состоянию здоровья – с третьей группой инвалидности – его комиссовали. В послевоенной мирной жизни работал слесарем на машинно-тракторной станции в деревне Погост Березинского района Минской области, там же встретил свою любовь, создал семью и остался там жить. Вместе с супругой Ольгой Васильевной воспитал троих детей, семерых внуков. Поработав слесарем, Антон Иванович перешел работать в школу, где учил ребят вождению.
Дедушка не любил рассказывать нам о всем том ужасе, что ему пришлось пройти в годы войны. Однако его боевые награды сами говорят о его мужестве и вкладе в Великую Победу. Больше всех наград дедушка дорожил Орденом Отечественной войны I степени. Только ему одному известна истинная цена этого Ордена.
«Прадедушка всегда говорил, что война – это тяжело и страшно»
Денис Федоренко, эксперт Горецкого межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз, старший лейтенант юстиции:
– Мой прадедушка Василий Ульянович Лишаков родился 5 апреля 1918 года в деревне Замшино Лиозненского района Витебской область в многодетной семье крестьян. В 1932 году окончил всемь классов местной средней школы и пошел работать в колхоз. В октябре 1938 года его призвали на срочную военную службу в 430-й гаубичный артиллерийский полк, а летом 1941 года, когда служить прадедушке оставалось пару месяцев, началась война.
Все годы войны он командовал огневым взводом, поддерживая силы пехоты точным артиллерийским огнем по расположению противника. За время службы побывал на разных фронтах: первый год оборонял рубежи Южного фронта, с начала 1942 по начало весны 1944 года – на Волховском фронте, затем по май 1944 года – на Ленинградском фронте, победоносный 1945 год прошел в составе 1, 3 Прибалтийских и 1, 2 Белорусских фронтов.
За боевые заслуги Василий Ульянович Лишаков дважды награжден Орденом Красной Звезды и дважды Орденом Отечественной войны II степени, а также медалями: «За оборону Ленинграда», «За оборону Москвы», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг».
После войны прадедушка вернулся в родную деревню, где активно участвовал в ее восстановлении, работал учетчиком на местной ферме, а затем получил должность бригадира. В 1946 году женился на Татьяне Ивановне – вместе они построили новый дом, вырастили и воспитали пятерых детей: двух сыновей и трех дочек. В своих детей вкладывал свойственные для самого себя черты, такие, как честность, порядочность, справедливость, трудолюбие.
Прадедушка скупился на военные воспоминания, всегда говорил, что война – это тяжело и страшно, это смерти людей, неимоверное напряжение сил, трудности, слезы.
Василий Ульянович ушел из жизни в возрасте 67 лет. Он остался в памяти нашей семьи храбрым солдатом, умным, добрым и отзывчивым человеком. Я очень горжусь тем, что мой прадедушка внес вклад в Великую Победу.
«... А на лавке у дома сидит дед Володя в своей «фирменной» кепке, курит самокрутку»
Александр Цумарев, государственный судебный эксперт управления технических экспертиз управления ГКСЭ по Могилевской области:
– Владимир Степанович Хамицкий, мой дедушка, родом из деревни Большие Каскевичи Круглянского района Могилевской области. Когда началась Великая Отечественная война, ему исполнилось 15 лет. Через год он ушел из родного дома и присоединился к партизанам, а по достижении 18 лет в 1944 году был призван в РККА.
Свой боевой путь начал 29 июня 1944 года в Украине и закончил 14 января 1945 года в боях за освобождение Польши. Служил рядовым пулеметчиком в составе 2-го отдельного танкового батальона 60-й танковой бригады 8-го танкового корпуса 2-го Белорусского фронта. В боях за город Цеханув недалеко от Варшавы в январе 1945 года получил тяжелое ранение в локтевой сустав и ногу. После этого он всю жизнь прихрамывал, не разгибалась рука.
Мой дедушка награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За боевые заслуги».
После возвращения с войны в родную деревню Владимир Степанович работал бригадиром в колхозе «Некрасово», позже – заправщиком на машинно-тракторной станции, ближе к пенсии – пожарным инспектором.
Когда дедушка умер, мне было только шесть лет. Уже к этому моменту он научил меня косить, пилить, рубить дрова, ходить за плугом, собирать грибы. Он был замечательным человеком, помогал односельчанам, и все его уважали.
Когда я вспоминаю о дедушке, у меня всегда всплывает картинка, как мы с мамой выходим из-за заросшего высокими липами и дубами соседского сада, а на лавке у дома сидит дед Володя в своей «фирменной» кепке, курит самокрутку и машет нам рукой...
Невероятная встреча в Берлине
Дарья Станкевич, государственный медицинский судебный эксперт-психиатр управления судебно-психиатрических экспертиз управления ГКСЭ по Могилевской области:
– Мои дедушка и бабушка родом из Кировского района Могилевской области. Их отцы – мои прадедушки – оба в 1944 году были призваны на фронт.
Николай Данилович Костко, 1910 года рождения, служил огнеметчиком. Так как он родился в бедной многодетной семье, ему приходилось много работать, и он многое умел – в военное время его за это очень ценили. Отличался находчивостью – мог организовать баню по-черному, во время привалов у реки – накормить сослуживцев свежевыловленной рыбой. Получив ранение, оказался в госпитале, где также зарекомендовал себя как порядочный, трудолюбивый человек, к тому же шутник. Его хорошее чувство юмора ценили все. Даже своим детям и внукам рассказывал пережитые в войну истории с улыбкой, никогда не говорил ничего страшного и очень много рассказывал о взаимоотношениях с однополчанами.
Дошел до Берлина, где с ним произошел невероятный случай! Идя по улице, Николай Данилович увидел на противоположной стороне родного брата! Это была безумно радостная встреча, так как они не виделись с момента ухода на фронт. Также прадедушка Николай с гордостью рассказывал, что в Берлине видел Жукова и оставил свою подпись на стене Рейхстага.
Вернулся домой в 46-м году. Награжден медалями «За отвагу», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», Орденом Отечественной войны II степени.
После войны всю свою жизнь Николай Данилович проработал в колхозе. Умер в возрасте 92 лет.
Мой второй прадедушка – Дмитрий Палович Судков, 1910 года рождения, с войны не вернулся. Последнее воспоминание дедушки о его отце осталось таким: после призыва, когда часть из Кировска шла в Могилев, Дмитрий Павлович заскочил домой попрощаться…
Служил Дмитрий Павлович в стрелковой роте, в марте 1945 года участвовал во взятии польского города Сопот, а в апреле награжден Орденом Славы III степени. Из наградного листа: «В бою за высоту на подступах к г. Цопот (Сопот) т. Судков в числе первых ворвался на высоту и очередью из автомата уничтожил расчет станкового пулемета. В бою за г. Цопот т. Судков из автомата уничтожил немецкого снайпера. В бою за с. Оливо т. Судков захватил в плен 10 человек солдат противника с полным вооружением. В боях действовал смело и решительно».
Несколько раз Дмитрий Павлович получал ранение и лечился в госпиталях. В своем последнем письме, будучи в госпитале, написал, что поправляется и через пару дней вернется на фронт. Дальше о его судьбе ничего не известно – пропал без вести.
К истории своей семьи я отношусь очень трепетно и считаю своим долгом хранить и передавать память о моих предках.