Лидия Платоновна – коренная бобруйчанка. Родилась 15 февраля 1937 года в городе на Березине и всю жизнь прожила здесь.
Отец ее, Платон Акимович Михолап, родился в 1902 году в Кировском районе, с раннего детства жил в Бобруйске. Работал на заводе имени Сталина (впоследствии имени Ленина, теперь Бобруйский машиностроительный завод). По партийной линии, как говорит Лидия Платоновна, его направили на Дальний Восток. Там ее отец служил в НКВД на «солидной должности».
– Отец ждал, что жена его, моя мама, приедет к нему с тремя детьми, но она заартачилась: не поеду никуда! – улыбается собеседница. – Оставил он свою работу, свою должность, партбилет и вернулся в Бобруйск, к семье. Здесь работал в строительной организации, был клепальщиком. Знаю, что строил железнодорожный мост через Березину.
А мама нашей героини, Екатерина Брониславовна, 1905 года рождения, не работала – занималась домом и воспитанием детей.
У Екатерины Брониславовны и Платона Акимовича Михолапов родилось четверо детей, но один ребенок умер в младенчестве, остались три дочери – Любовь 1927 года рождения, Валентина 1928-го и Лидия, родившаяся в 1937-м.
Семья Михолап жила в доме №16 по переулку Железнодорожному (ближе к ул. Комсомольской). Сейчас того дома уже нет, на его месте стоят многоэтажки из красного кирпича.
«Еврейскую семью, живущую по соседству, расстреляли»
Когда началась война, Лиде было четыре года. Но многие события того времени она отчетливо помнит, а что-то знает по рассказам родных.
В годы войны семья Михолап проживала в Бобруйске. Дом их разбомбили, позже они построили новый на том же месте. Помнит женщина, как прятались в окопе во время бомбежек.
– Иногда мы с братьями выбегали на улицу, нам было интересно, а мама ругалась. Помню, как страшно было, когда уже наши войска наступали, и снаряды от «Катюши» летели в сторону «Товарища», где стояли немецкие зенитные войска.
Отца Лидии на фронт не забрали из-за проблем со здоровьем.
– Когда война началась, он работал где-то в Паричах, – рассказывает женщина. – А во время войны с товарищем они пробирались домой в Бобруйск, по пути «наткнулись» на немцев. Прятались в канаве с водой, пролежали там двое суток. Это была уже осень, папа замерз, и у него после этого начались какие-то неврологические проблемы – походка нарушилась, и руки дрожали. Иногда соседки даже говорили маме: «Платон твой выпил, наверное». Но отец всегда старался для семьи – делал ведра, другие вещи из железа и на базаре их продавал. Ой, какой грохот дома стоял, когда он работал!
Напротив них в переулке жила еврейская семья. Они прятались от немцев, сидели дома под замком. А мать Лидии и еще одна соседка носили им продукты.
– Рядом жил сосед-полицай, гадкий, который сдал их, – рассказывает собеседница. – Маму и вторую женщину забрали в гестапо и держали там неделю. Когда этих евреев арестовали, они не выдали маму и другую соседку, сказали, что в сенцах доску отнимали и сами выходили за едой, водой, дровами. Маму и ту женщину отпустили, а еврейскую семью расстреляли. Старший их сын был на фронте, а младший с ними… Соседу-полицаю после войны 10 лет тюрьмы дали.
Интересная история и у этого снимка 1943 года, где Лида со своей бабушкой на фоне соседского дома в переулке Железнодорожном.
– Здесь отрезан один человек – немец, – рассказывает Лидия Платоновна. – Старшую сестру мою немцы в Германию не забрали, а взяли уборщицей на железную дорогу. Там работал пожилой немец Карл. Он часто заходил к нам с молодым немцем послушать «Катюшу», как они говорили, на патефоне. Карл хорошо говорил на русском и постоянно спрашивал, есть ли у нас связи с партизанами. А молодой все плакал, что у него дома в Германии жена, двое деток. Мы так поняли, что многих немцев забирали воевать против их воли. На этом фото с нами был Карл, потом моя сестра его отрезала.
«Железнодорожная» школа
Четыре первых класса Лида училась в школе №10, которая находилась в здании нынешней ветлечебницы на улице Железнодорожной. В то время ее так и называли «железнодорожная школа».
На фото снизу – 3-й класс школы №10 в 1947 году. Лиде здесь 10 лет. В центре в белой блузке – учительница Вера Павловна Дронь. С обратной стороны фото написаны имена учеников: Верес Л., Савицкий А., Гуринович Ж., Ходосевич Л., Астахович, Кед И., Русецкая Т., Михолап Л., Сверж З., Кондратенко Ш., Колендо Я., Трацевский, Райнина Л., Авдякова Н., Тарасевич М., Габрусь М., Зубрякова З., Матусевич А., Тарасевич Л., Ружина Р., Бегун Т., Колас К.
А с 5-го класса Лида училась уже в школе №4.
– Десятая была переполнена, в ней оставляли только детей работников железной дороги, а остальных – кого в четвертую, кого в девятнадцатую, – говорит собеседница.
На снимке 1954 года, где 8 «В» класс СШ №4, тоже сохранились фамилии учеников и учителей.
Ученики: Иоффе Э., Бородинова Л., Максимчук М., Нефедова Н., Бобъяков А., Мазина С., Кавалерчик М., Гофман М., Горелик Э., Козленко Р., Александров А., Брудник И., Буранова О., Буренкова М., Михолап Л., Тарадейко Л., Лещева Т., Ярошенко, Рудштейн О., Авраменко Л., Рябкова Э., Рондель А., Юшкевич З.
Учителя: Майлян Г.М., Сосинович И.А (физик), Зеликман Борис Самулович, Сенокосова М.И., Дешкович Антон Константинович (директор школы и учитель географии), Леванович Мария Ивановна, Булойчик И.Н.
«Будущий муж катал меня на велосипеде, когда я была ребенком»
После 10-ти классов, в 18 лет, Лидия вышла замуж. С будущим супругом Александром Куприяновичем была знакома с детства.
– Жили с ним в одном переулке, Саша был на шесть лет старше меня, – рассказывает женщина. – Он катал меня на велосипеде, когда я была ребенком. А вот с его двоюродной сестрой Инной мы дружили чуть ли не с пеленок. Да и все в переулке знали друг друга.
Когда Лидии было 19, в 1956 году, у них с супругом родился первенец, сын Сергей. А в 1965 году – дочь Елена.
В 1958 году наша героиня пошла работать швеей на швейную фабрику им. Дзержинского (сейчас ОАО «Славянка») и отработала там 36 лет, до самой пенсии.
Ни один семейный альбом не обойдется без фото с первомайской демонстрации. Лидия Платоновна вспоминает, что праздники 1 мая, 7 ноября в те годы проходили очень весело.
– Собирались все коллеги. А после мероприятия шли в гости. Мама моя готовила стол, в переулке у нас собиралась вся семья – сестры, соседи, и – пир горой!
Старшая сестра Лидии, Любовь Платоновна, в молодости работала в конторе «ЗаводЛен», а после расформирования Бобруйской области была секретарем-машинисткой в военной части в Авиагородке (муж был военным). А потом работала делопроизводителем в горисполкоме. Она умерла в январе этого года в возрасте 97 лет.
А средняя сестра, Валентина Платоновна, работала также на «Славянке». Ее супруг служил в милиции. Валентины Платоновны не стало в 2012 году.
Сегодня Лидия Платоновна живет с дочерью Еленой в квартире на улице Ленина. К сожалению, сын ее рано ушел из жизни, в 45 лет.
У Лидии Платоновны три внука и одна внучка. Старший сейчас – в Москве, остальные – в Бобруйске.
Женщина для своих 87 лет выглядит отлично, находится в здравом уме и твердой памяти. Правда, зрение и слух подводят. Но Лидия Платоновна на жизнь не жалуется. Только очень переживает из-за войны в Украине: у нее родственники и там, и в России, и она уверена, что не могут, не должны братские народы воевать между собой. С ностальгией женщина вспоминает советское время, когда «все народы были едины и когда была моральная и материальная стабильность и уверенность в завтрашнем дне».