«Вероятность отцовства подтверждается на 99,99999… процентов». Про генетические экспертизы рассказала судебный эксперт

1133
Ирина ПОЛОВИКОВА. Фото: УГКСЭ по Могилевской области
22 апреля – День судебного эксперта. Поговорили о сложностях и радостях этой работы с государственным медицинским судебным экспертом-биологом Мариной Веселовой.

Начальник отдела судебно-биологических и судебно-генетических экспертиз управления Государственного комитета судебных экспертиз по Могилевской области Марина Веселова недавно стала обладательницей звания «Лучший по профессии».

Государственный медицинский судебный эксперт-биолог Марина Веселова.

– Марина Валерьевна, а как становятся судэкспертами? Вы об этом мечтали с детства?

– В детстве я о такой профессии точно не мечтала! – смеется собеседница. – Окончила медуниверситет в Минске, некоторое время работала врачом-вирусологом в центре гигиены и эпидемиологии, где получила вторую квалификационную категорию. Но однажды узнала о том, что есть вакансия судэксперта-биолога, и загорелась попробовать: эта работа казалась мне даже в какой-то степени романтичной. (Наверное, из-за любви к детективным фильмам). Мой выбор поддержала сестра, которая уже работала в милиции. И вот я уже здесь девять лет, пока не разочаровалась: работу свою очень люблю, она не перестает меня удивлять. Ведь двух одинаковых экспертиз не бывает, всякий раз это сложная головоломка, которую нужно решать.

Марина Веселова, начальник отдела судебно-биологических и судебно-генетических экспертиз управления Государственного комитета судебных экспертиз по Могилевской области.

– Правда ли, что генетическая экспертиза – это стопроцентный способ установить истину?

– В Беларуси генетические экспертизы проводят уже более 20 лет, а в Могилеве – с 2009 года. Да, применение генетических методов позволяет получить результаты с такой вероятностью случайного совпадения, которая существенно превышает численность населения Земли, а вероятность отцовства подтверждается на 99,99999… процентов.

Генетическая экспертиза основана на исследовании ДНК, которая уникальна для каждого человека и одинаковой бывает только в одном случае – у однояйцевых близнецов.

В моей практике был случай. Неизвестный мужчина в одном из районов Могилевщины напал на девушку поздно вечером, на пустыре, и совершил насилие. Разглядеть и описать его пострадавшая не смогла, свидетелей тоже не нашлось, никаких «зацепок»… Вещи потерпевшей доставили нам на экспертизу. Мы обнаружили на них биологический материал лица мужского пола, установили его генотип и сведения о результатах генетической экспертизы направили в специализированную базу данных. И ДНК неизвестного совпала с генетическими характеристиками мужчины, который ранее совершил кражу. Подозреваемого задержали.

– А почему тогда экспертиза – это «сложная головоломка»?

– На самом деле, не все так просто. Судэксперту нужно с точностью до мелочей нарисовать в голове картину произошедшего: как преступник действовал, какие повреждения нанес, сопровождались ли они кровотечением... Чтобы понять, что и где искать. И какие методы исследования выбрать. Необходимо также всегда помнить, что нередко проходящие по делу лица по каким-либо причинам пытаются скрыть истину, дают ложные показания...

А дальше работает та самая химия. Получив результат, эксперт его интерпретирует, но если результат не получен, необходимо понять, по каким причинам это могло произойти.

Государственный медицинский судебный эксперт-биолог Марина Веселова.

– Может ли преступник совсем не оставить следов?

– Судэксперт использует методы, которые позволяют обнаружить ничтожно малые биологические следы, невидимые глазом. С уверенностью могу сказать, что если биологический материал есть, то эксперт его найдет! В нашем арсенале и техническое оснащение (так называемый «экспертный свет»), и высокочувствительные лабораторные методы. И, конечно же, немалую роль играет экспертное мышление.

Допустим, изымается на месте преступления топор – видимых следов биологического материала на нем нет. Но если предполагаемый преступник с ним контактировал, то на рукоятке остаются так называемые тактильные следы – эпителиальные клетки, в которых содержится ДНК и по которым можно установить генотип.

В марте 2001 года в Бобруйске была убита 49-летняя женщина. Раскрыть это преступление тогда не удалось. А несколько лет назад судэксперты снова провели экспертизу изъятых тогда с места преступления окурка и обрывка веревки, которым задушили женщину, и нашли на них биологические следы, позволившие установить генотип неизвестного. Идентифицировали его по базе данных и вышли на подозреваемого и его подельника, который к тому моменту уже умер. Преступник осужден и отбывает наказание за убийство, которое совершил два десятка лет назад.

– Как часто вам заказывают экспертизы по установлению отцовства или родства?

– В последние годы все чаще. В основном, мужчины, которые хотят подтвердить или исключить свое родство по отношению к ребенку. Но бывают и другие случаи. Так, обратилась к нам женщина, в семье которой сложилась непростая ситуация. Ей не разрешали видеться с внучкой. Можно было, конечно, обратиться в суд, но у женщины были сомнения по поводу родства с ребенком, дочерью ее сына. И она сначала хотела убедиться, насколько они оправданы. У женщины в квартире осталась игрушка, с которой ребенок играл в свое последнее посещение, почти три месяца назад. Мы обнаружили на игрушке биологический материал, установили генотипы ребенка и сына заявительницы и подтвердили факт отцовства. Теперь женщина может обращаться в суд, в случае необходимости, чтобы добиться общения с внучкой.

За каждым генетическим исследованием – чья-то судьба. Ошибки быть не должно.

Был и другой пример. Мужчина по определению суда должен был выплачивать алименты на пятерых детей. Но он этого не делал, накопил огромную задолженность. А когда было возбуждено уголовное дело по факту уклонения, он объяснил это следователю тем, что сомневается, что все дети – его родные. Судебная генетическая экспертиза его сомнения подтвердила – трое детей оказались не его.

– А если родственника уже похоронили, можно ли провести генетическую экспертизу?

– Экспертизы по установлению родства в отношении умерших делаются платно и только на основании определения суда. Суд решает, какой биологический материал будет предоставлен на исследование. В некоторых случаях возможно исследование биологических образцов ближайших родственников. Был случай, когда пришлось устанавливать родство женщины с умершими родителями. Они скончались практически одновременно, а при оформлении наследства выяснилось, что у 40-летней жительницы одного из райцентров Могилевской области нет и никогда не было ни свидетельства о рождении, ни паспорта. Для установления личности ей пришлось обращаться в суд. Экспертиза по личным вещам умерших подтвердила родство. Женщина смогла получить документы и вступить в наследство.

Так что, простых случаев у эксперта-биолога не бывает. Тем более, за каждым из них стоят чьи-то судьбы.