В те годы в качестве удешевления дороги, могилевчане частенько добирались дизелями-электричками едва не самой Москвы, не говоря уже о Смоленске. И, делая пересадку в Орше, непременно старались попасть на располагавшийся тогда недалеко от железнодорожного вокзала рынок, чтобы затариться по оптовой цене знаменитой тушенкой местного мясокомбината. Так и сохранился в памяти у меня этот райцентр вокзальной суетой и рыночной толчеей.
И только побывав наконец-то в Орше в роли туриста, поняла, как сильно я ошибалась! Город настолько богат историческими и архитектурными памятниками, музеями и выставками, что осмотреть все, что хотелось, за один день мы не успели.
«Букварь» Спиридона Соболя, подземная церковь и вышитая икона
Первой нашей «точкой» на карте города стали сразу два расположенных неподалеку друг от друга на живописном левом берегу Днепра монастыря: Свято-Троицкий Богоявленский Кутеинский (мужской) и Свято-Успенский женский.
Кутеинский монастырь был построен в 1620 году, а уже через десять лет здесь появилась крупнейшая на то время в Беларуси типография кирилличного книгопечатания. Та самая, где Спиридон Соболь создал первый «Букварь» на белорусском языке. Жаль, до сегодняшнего дня от той типографии ничего не осталось и о ней, как и о отпечатанном здесь «Букваре» напоминает только памятный камень неподалеку от церкви Святой Троицы.
Но не типографией единой славился монастырь в те давние времена. Кроме книгопечатников тут трудилось и множество других искусных мастеров: резчики по дереву, граверы, специалисты изразцового дела, чеканщики, иконописцы… Кстати, в церкви Святой Троицы до сих пор можно увидеть удивительной красоты и мастерства резные деревянные оклады икон. Сработали их уже, скорее всего, мастера более поздних времен, но это действительно очень красиво!
А еще на территории монастыря под не сохранившимся, к сожалению, Свято-Богоявленским собором на глубине 8 метров располагалась единственная в Беларуси пещерная подземная церковь в честь Воскрешения Святого Праведного Лазаря! Собор сожгло ударом молнии в конце 19 века и больше он не восстанавливался. Вместе с ним канула в лету и подземная церковь. Но разве не стоит в Кутеинском монастыре побывать хотя бы ради того, чтобы остановиться на месте, где был когда-то собор, закрыть глаза и представить низкие каменные своды, обложенный камнями деревянный крест и спускающихся сюда по узкой лестнице монахов в темных одеяниях? А еще в дни больших праздников в монастыре любой желающий может в колокола позвонить – для этого на территории установлена небольшая деревянная беседка с несколькими колоколами.
Свято-Успенский женский монастырь стал будто зрительным продолжением яркого солнечного дня, так много здесь белого и голубого. В том числе и в отделке расположенного рядом с ним Свято-Ильинского храма, отличающегося просто какой-то сказочной архитектурой! Я буквально глаз не могла оторвать от него оторвать и, если бы не лимит времени (путешествие наше было рассчитано все-таки лишь на один день), я бы так и простояла под его стенами битый час. И еще столько же внутри храма – чего стоит только одна роспись на потолочных сводах! Непременно обратите внимание и на висящую на правой стене то ли картину, то ли икону с изображением Евфросинии Полоцкой, держащей в руках тот самый, бесследно исчезнувший напрестольный крест… Картину в дар храму вышила одна из его прихожанок. Да так мастерски, что только присмотревшись можно понять, что сработана она не красками, а нитками – просто чудо какое-то!
Кстати, в свое время Орша была настоящим городом монастырей, где кроме православных обителей, располагалось еще и несколько католических монастырей. А уже в наше время здесь существует около двух десятков церквей и храмов, в том числе и католический Святого Иосифа Обручника принадлежавший когда-то доминиканскому монастырю. Мы в него не попали, оставили «на потом».
Мужчины рассматривали «Катюшу», женщины любовались видами
Дальше наш путь лежал в центр города, где располагается большинство из числившихся в моем списке интересностей. По дороге остановились ненадолго на мемориальном комплексе «За нашу Советскую Родину», который был возведен в честь 25-летия первого залпа легендарных реактивных минометов БМ-13 под командованием капитана Ивана Флёрова, нанесенному по железнодорожной станции и переправе немецко-фашистских войск через реку Оршица 14 июля 1941 года. И «Катюша» здесь стоит на высоком постаменте, кстати, самая настоящая.
Мужская часть нашей маленькой экскурсионной группы с энтузиазмом разглядывала реактивную установку и обсуждала технические детали. А я, обойдя комплекс, остановилась на его краю и с удовольствием полюбовалась с крутого обрыва расстилающейся по правому берегу Днепра перспективой города.
Машину мы в конце концов оставили на парковке и решили продолжить экскурсию пешим порядков. И правильно сделали, ведь практически все оказалось здесь в шаговой доступности.
Художественная галерея в коллегиуме и Дом ремесел в бурсе: смотреть обязательно
На площади, недалеко от реки Оршицы красуется главная доминанта старого города – здание бывшего коллегиума иезуитов, одна из самых посещаемых и известных достопримечательностей Орши. Несмотря на то, что по большей части здание восстановлено, но ощущения «новодела» нет, потому что сделано все толково и с большой любовью к истории города. Есть здесь и 26-метровая башня с часами, которые каждый час не бьют, а проигрывают различные мелодии. Нам этого услышать, к сожалению, не удалось, время оказалось неурочным. А вот в удовольствии заглянуть во внутрь мы себе не отказали. Прежде всего ради посещения картинной галереи народного художника Беларуси Виктора Громыко. Заплатив 2.50 рубля за вход с человека, добросовестно обошли все залы. Прониклись, так сказать.
Хотя лично я не слишком большой любитель классической живописи, но картина со стронным название «Какая погода будет завтра» одномоментно стала моим фаворитом. Хотя на ней все предельно просто: молодая женщина в легком летнем платье покроя «аля семидесятые» держит в руке кусок арбуза. А за ее спиной то ли снежная равнина, то ли грозовое небо. Прямо иллюстрация к песне «Диалог у новогодней елки» из фильма «Москва слезам не верит»: «Что же из этого следует? Следует жить, шить сарафаны и лёгкие платья из ситца. Вы полагаете, все это будет носиться? Я полагаю, что все это следует шить».
Но куда интереснее мне показалось просто походить по длинному коридору бывшего коллегиума и попробовать представить себе, как было все здесь лет эдак двести назад… И фантазия разыгралась не на шутку.
Сегодня в здании коллегиума кроме картинной галереи располагается еще и детская библиотека имени Короткевича и, конечно же, районный отдел культуры. А в тот самом длинном коридоре второго этажа еще и всевозможные художественные выставки проходят.
Мы уже собирались двигаться дальше, когда наше внимание привлекла висящая на здании бывшей бурсы (школы для детей), входившей когда-то в состав коллегиума, табличка «Дом ремесел».
Из любопытства дергаю двери и они, к моему удивлению, гостеприимно распахиваются. Заглядываем осторожно в безлюдный коридор, все стены и подоконники которого увешаны и уставлены изделиями местных мастеров и мастериц. А потом, осмелев, решаем пройти его до конца и основательно все разглядеть.
Меня, кстати, особенно впечатлила восседающая на одном из подоконников сплетенная из лозы коза. Всем, кто окажется в Орше, с ней рекомендую обязательно познакомиться!
Старинная мельница, столетний мост и бурлящий канал
Следующим по курсу оказался еще один очень известный архитектурный и исторический памятник райцентра – старинная двухэтажная водяная мельница, построенная в 1902 году (больше 100 лет назад!). Между прочим, в свое время она была не только самой крупной в Могилевской губернии, в состав которой тогда Орша входила, но и самой мощной – 50 лошадиных сил, не шутка!
Нынче в здании располагается этнографический музей «Млын». По отзывам достаточно интересный. Вот только убедиться в этом нам не довелось – музей закрыт на реконструкцию. Но зато насладились видом самой мельницы: красный кирпич, огромное деревянное колесо – очень атмосферно. А рядом с музеем старинный, тоже из красного кирпича мост, перекинутый через канал. По нему, между прочим, хоть мостик тоже уже вековой юбилей отметил, до сих пор не только люди ходят, но и активно ездят автомобили. Не сумев побороть любопытства, заглянула под своды моста: так он, судя по увиденному, еще не одно столетие простоит, на века строили! А потом и вовсе прошлась под мостом до самого канала – бурлит, как горная речка!
Музей в бывшем роддоме: романтика и мистика в двух залах
На то, чтобы дойти от «Млына» до музея Владимира Короткевича, у нас ушло минут пять, не больше. Расположен он, кстати, в здании бывшего роддома, где 26 ноября 1930 г. известному писателю довелось появиться на свет. Ну по крайней мере именно так рассказывают экскурсоводы. Входной билет в музей нам обошелся в 2.50 руб. с каждого. И это, как выяснилось, стандартная цена для всех музеев Орши, а их в городе, включая художественную галерею, шесть. Чуть дороже (4 руб. плюс 1 руб. за фотосъемку) стоит билет только в военно-исторический музей, что возле железнодорожного вокзала.
Но вернемся в музей Короткевича. В нем всего два зала, но экспозиция наполнена таким теплом и уютом, что уходить не хочется. И это при том, что стилистика залов очень разная: один их них очень «домашний», с полированным сервантом, покрытым скатертью круглым столиком, письменным столом и непременной лампой со стеклянным абажуром. А второй – стильный, немного романтический, немного мистический.
Поклонники творчества Владимира Короткевича (а таких среди белорусов точно большинство!) могут увидеть в музее не только личные вещи писателя и рукописи его произведений, но и рисунки Короткевича-художника. И конечно же изданные в разное время книги, афиши спектаклей по его произведениям и многое другое.
Уходя из музея, мы дружно решили, что время зря не потеряно и, мало того, в следующий приезд нужно побывать здесь еще раз непременно.
«Наш паровоз вперед лети…»
А пока наш путь лежал в сторону железнодорожного вокзала. Расписание поездов на этот раз нас особо не интересовало, а вот сам вокзал решено было осмотреть как следует. Несмотря на то, что в войну зданию вокзала основательно досталось и оно было частично разрушено, восстанавливали его в соответствии с первоначальным проектом, хотя и уже «под углом» зрения архитектора Туманской, не преминувшей внести в облик старого вокзала собственные изменения. Но все равно ощущение, что ты попал в советскую эпоху времен сталинского классицизма остается очень ярким. Несмотря на вполне себе современные табло, ряды кресел в зале ожидания, стеклянные окошечки касс…
Не обошли мы стороной и памятник паровозу у вокзала. Во-первых, это тоже своего рода «бренд» Орши, а во-вторых, отличная фотозона. Правда, главный ее «объект» настолько масштабный, что умудрись еще подходящий ракурс найти, чтобы не выглядеть на его фоне муравьем.
Последней «точкой» нашего длинного путешествия стал расположенный в районе вокзала военно-исторический музей имени Героя Советского Союза К.С. Заслонова. Если вы соберетесь в Оршу с детьми, сходите обязательно.
А вот за сувенирами пришлось возвращаться в центр города, в ТЦ «Дом льна» на Советской улице. Ведь побывать в Орше и не привезти домой хотя бы парочку льняных полотенец было бы неправильным. И плохо тут только одно – хочется все и сразу!