«Мы так мало знаем историю Бобруйска, а здесь столько всего интересного!» Предъюбилейный разговор с журналистом Александром Казаком

2170
Ирина РЯБОВА
19 апреля 70 лет исполняется Александру Казаку – известному бобруйскому журналисту, редактору, писателю. В канун юбилея мы поговорили с ним о былом и насущном.
Александр Константинович Казак. Фото: Владимир ШАРНИКОВ.
Александр Константинович Казак. Фото: Владимир ШАРНИКОВ.

Родился Александр Константинович в 1954 году в поселке Усяж Смолевичского района Минской области. Окончил факультет журналистики Белгосуниверситета, отслужил в армии. Работал в газетах «Камуніст» (позднее «Бабруйскае жыццё»), «Трыбуна працы», «Могилевские ведомости», «Могилевская правда», «Вечерний Бобруйск», в корпункте Могилевского телевидения. Часть жизни посвятил партийной и советской работе. Работая в СМИ, достиг вершин: был и «генералом журналистики» – собкором, и «маршалом» – главным редактором. Во многом благодаря и своему собственному таланту автора интересных материалов.

Саша Казак в раннем детстве. Фото из личного архива.
Саша Казак в раннем детстве. Фото из личного архива.

Сейчас Александр Константинович на заслуженном отдыхе, но любимой профессии не бросает – работает на полставки в газете «Бабруйскае жыццё», специализируясь на любимой исторической тематике.

– Мы так мало знаем историю Бобруйска, а здесь столько всего интересного! – говорит собеседник. – Потому я «копаю», ищу то, чего еще не было опубликовано. Много работаю в архивах, с ветеранами. Вот сегодня (разговор состоялся 10 апреля – прим. авт.) встречался с Юрием Ивановичем Лобачем из Минска. Он много лет служил в ракетных войсках, потом работал в «Институте ядерных проблем БГУ», а сам уроженец Бобруйска, первый послевоенный выпускник школы №1. Приезжает в Бобруйск, мы ходим по городу, он вспоминает, я записываю…

Неделю назад у Александра Казака вышла новая книга, на сей раз автобиографическая – «Усе як учора. Все как вчера». Издана она (пока) небольшим тиражом в 25 экземпляров, но выглядит солидно: почти 400 страниц! На белорусском и русском языках.

– Это повесть в рассказах или новеллах, – говорит Александр Константинович. – Первая часть – про детство, юность, армию, поступление в университет. Вторая, условно – это моя жизнь в профессии. И третья – о партийной жизни, когда меня окружали прекрасные люди, оставившие неизгладимый след в памяти. В этой книге я также осмелился собрать свою публицистику, из сотен «опусов» выбрал самое лучшее, на мой взгляд. И последний раздельчик – даже беллетристика, там всего пять моих рассказов. Вот такой подарок сделал себе ко дню рождения! Люди машины покупают, моторку, шмотку, а мне это важнее.

Александр Казак во время армейской службы в Кушке. 1973 год. Фото из личного архива.
Александр Казак во время армейской службы в Кушке. 1973 год. Фото из личного архива.

С возрастом Александр Казак стал больше философом:

– Я свою жизнь, как и многие, делю на два важных этапа: время разбрасывать камни и время собирать. На первом этапе люди считают приобретенное, а на втором – потерянное. В последнее время я потерял многих родных и близких людей. В 2023-м не стало родного дяди из Минска, с которым мы были близки, как братья, хоть он на 20 лет старше… Еще двух своих дядей похоронил, тетю. А сколько школьных друзей ушло, одноклассников!.. Раньше у нас была хорошая традиция: мы со школьными друзьями в начале июля встречались в школьном саду. Первая встреча была спустя 10-летие после школы. Я ее сам организовал, назвал «Открытый урок через 10 лет». Рассылал по всему Союзу такие открыточки: «Состоится открытый урок, нужно подготовиться – ответить на такие-то вопросы». Все приехали, все были готовы, была живая музыка, столики в школьной столовой, воспоминания, фото- и киносъемка. Когда я приглашал, некоторые говорили: «Кому это сейчас нужно?» А в середине встречи уже был вопрос: «А когда в следующий раз встретимся?» Но так получилось, что в следующий раз собрались только через 20 лет после выпуска, потом через 30. С каждым разом численность была все меньше, потом выделилось ядро активистов, человек десять. И мы каждый год встречались уже в саду у нашей одноклассницы. В конце концов, из этого десятка остались пятеро, включая меня. В прошлом году учителя похоронил последнего...

Вот, «подбиваю» сейчас оставшихся встретиться. Говорю им: «Давайте сходим на озеро, вспомним, как мы шли встречать рассвет на выпускном – шесть километров через лес, факелы какие-то жгли. Может, мы будем умирать, и эта встреча будет самым ярким эпизодом в нашей памяти…»

1 января 1982 года. Сотрудники газеты «Трыбуна працы» (слева направо): ответственный секретарь Анна Лозовая, редактор Сергей Кобля, корреспонденты Александр Удодов и
1 января 1982 года. Сотрудники газеты «Трыбуна працы» (слева направо): ответственный секретарь Анна Лозовая, редактор Сергей Кобля, корреспонденты Александр Удодов и Александр Казак с первым номером издания в руках. Фото из архива «ВБ»

А как именинник себя ощущает в свои почти уже 70 лет?

– Когда-то в одном рассказе Чехова я прочел фразу: «Это был пожилой мужчина 53 лет». Я тогда улыбнулся и даже, может быть, рассмеялся. Мне было, может, 40-45 лет. А сегодня думаю: «То ли Антон Павлович, как медик, оценил физическое состояние того конкретного мужчины и поставил свой диагноз, то ли у нас значительно увеличилась продолжительность жизни». Потому что 53-летние, да и 60-летние мужчины, по мне, сегодня – это вполне себе молодые, полные сил и энергии люди. Поэтому, если бы не болячки, сопутствующие этому возрасту, я бы оценил его серединой жизни, которую хочется прожить. Но я понимаю, что такой продолжительности человеческой жизни мы в обозримом будущем не достигнем. Поэтому я мужчина пожилой уже в полном смысле, но пока с ясным умом, но менее твердой памятью. Потому задача моя – тренировать память, а этому поможет только творчество, и я в силу мер и в меру сил занимаюсь творчеством, чего и вам желаю.

Александр Казак и Анатолий Синковец на одном из заседаний городского клуба «Кіраўнік».  Александр Константинович Казак. Фото: архив «ВБ»
Александр Казак и Анатолий Синковец на одном из заседаний городского клуба «Кіраўнік». Александр Константинович Казак. Фото: архив «ВБ»

Впрочем, своему физическому здоровью наш герой уделяет также достаточно внимания. Диетическое питание (за которое отвечает супруга Лилия Александровна), пешие прогулки по непроторенным дорожкам, каждый день по 8 км. И отдых на даче в поселке Редкий Рог.

– Там домик, оставшийся нам от тестя и тещи, – рассказывает собеседник. – Взялся я за это поздно, выйдя на пенсию. Дом весь прогнил, и я там «не вылажу» из ремонтов – то пол, то стены, то крыша, то сарайчик, то навесик. Жена моя Лилия занимается землей. Копать я ей помогаю, но вся эта посадка, уход, подкормка... – не мое. 33-летний сын Александр нам также помогает на даче. Радует там близость леса. Лес – моя большая любовь, особенно грибы.

Несмотря на ностальгию в родных смолевичских местах Александр Константинович бывает редко, потому что родных там практически не осталось. И на курорты отдыхать не ездит.

– Я себе еще в молодости дал зарок дальше двухсот км от родины не уезжать, – улыбается юбиляр. – Это было, когда я служил в Туркменистане, в пяти тысячах километрах от дома. И я так тосковал, так тосковал…

С юбилеем! Больше поводов для радости и творческого долголетия.

30.11.2023. Торжественная встреча участников клуба руководителей «Кiраўнiк» в честь 15-летия организации. Слева – Александр Константинович Казак, справа – Теймураз
30.11.2023. Торжественная встреча участников клуба руководителей «Кiраўнiк» в честь 15-летия организации. Слева – Александр Константинович Казак, справа – Теймураз Николаевич Бочоришвили. Фото: Александр ЧУГУЕВ