Опыт нашей героини доказывает: все зависит от нас самих. И на пенсии можно и танцы танцевать, и песни петь, и даже научиться чему-нибудь новому.
«Езжай, дочка, в Беларусь»
66-летняя могилевчанка Тамара Буглак вот уже пять лет пребывает в статусе неработающего пенсионера. Но свободного времени, говорит, почти нет: дни расписаны по часам.
Родилась Тамара Яковлевна в Актюбинской области Казахстана, куда ее родители-белорусы уехали в 50-х целину поднимать. Отец родом из Шкловского района, мать – из Брестчины.
– Отец воевал, был ранен, остался без руки. После демобилизации маму встретил, поженились, родились старшие дети. Тяжело было после войны, – рассказывает Тамара Яковлевна. – А тут началось освоение целины, приглашали на работу, ну они собрались и поехали. Думали на время, а прожили там 30 лет. Девять детей родили. Даже медалями «За освоение целинных земель» были награждены.
Но когда Тамара окончила медучилище в Орске Оренбургской области (тот самый Орск, который сегодня ушел под воду – прим. ред.) и отработала распределение, отец сказал: езжай, дочка, в Беларусь, пора нам всем на родину перебираться… Шел 1981 год.
«Трудно было привыкнуть, что на работу уже не надо»
В Могилеве молоденькую медсестру сразу же взяли на работу в городскую больницу. Всю сознательную жизнь, как говорит Тамара Яковлевна, в больнице СМП и проработала.
– Отсюда и на пенсию ушла, но не сразу. Еще почти пять лет работала, все никак не могла со своей больницей расстаться, – смеется собеседница. – Просто очень страшно было что-то менять в жизни. Да и люди тут, с которыми столько связано. Но в какой-то момент поняла, что психологически уже не справляюсь, тяжело. Отделение кардиологии непростое, там и смерти видишь.
На пенсии поначалу тоже трудно было.
– Не в материальном плане, тут как раз все хорошо было. Муж работал инженером-конструктором на хлебозаводе, всегда неплохо зарабатывал. А когда на пенсию ушел, его в охрану перевели, там тоже не копейки получал. Да и шила я всегда, вязала, в том числе и под заказ. Трудно было привыкнуть, что на работу уже не надо. Вскакивала в пять утра с мыслью: чего же я лежу, надо же на работу собираться! (Смеется). Потом взяла себя в руки. Молодость-то все равно не вернется. Значит, нужно жить дальше. И пошла в бассейн.
«Вся судьба на одной тарелке»
Пару месяцев наша героиня поплавала в бассейне, успокоила нервную систему и… решила, что нужно еще чем-то заняться! А тут случайно увидела, как соседка делает декупаж на вазах, бутылках, и так ей это понравилось, что прямо руки зачесались попробовать.
– Соседка толком ничего не говорила, она ремесленница, может, не хотела, чтобы я ей конкуренцию составила? Пришлось самой учиться, методом «тыка», – смеется Тамара Яковлевна. – Руки-то правильно устроены, а рисовать с детства любила.
Самую первую работу Тамара Буглак сделала в подарок своей сестре: нашла ее старое фото, восстановила вручную, распечатала на лазерном принтере и сделала декупаж на бутылке. Когда сестра эту работу увидела, даже прослезилась: «Какая все-таки у нас Тамара умница!»
И пошло-поехало. Для себя делала, на подарки, даже под заказ. Один мужчина заказал тарелку в подарок на серебряную свадьбу своих родителей. А потом привез мастерице шампанское, конфеты, деньги.
– Я говорю: что вы, не надо! А он в ответ: я так вам благодарен, родители очень растрогались, там же не только они молодые, но и домик, где когда-то жили, коровы идут по полю, вся их судьба на одной тарелке, – рассказывает Тамара Яковлевна.
«Муж радовался сначала, а потом начал бубнить»
А потом добавилось увлечение реставрацией старой мебели. «Бродила» Тамара как-то по интернету и случайно наткнулась на ролик, в котором парень мебель реставрирует. И тут же загорелась. Купила отвертки, шуруповерт и взялась за дело.
– Шлифовала, клеила… Подруге мебель восстановила, соседке, заказы появились, – рассказывает собеседница. – Муж радовался сначала, а потом, когда и в три часа ночи я еще сижу, вечно вся в краске, уже начал бубнить… А сам что-нибудь увидит и мне несет – пригодится. То стекло какое красивое, то бутылку необычной формы найдет по дороге с работы. Так интересно стало жить!
«Сутками напролет лежала, отвернувшись к стене»
Все рухнуло три года назад, летом 2021-го, когда ее муж скоропостижно скончался в одну из душных ночей. Васечка (она всегда его только так называла), с которым прожили вместе 36 лет.
– У меня такая депрессия была. Первое время сутками напролет лежала, отвернувшись к стене, ничего делать не хотелось, – вспоминает женщина. – Особенно страшно было утром просыпаться и понимать, что ты одна в этом большом, таком уютном доме, который мы вместе покупали, обустраивали, в котором было столько счастливых дней и вечеров. Конечно, есть сестры и братья, соседки, подруги, но одиночество такое безысходное, что выть хочется. До сих пор бывает: еду в автобусе, смотрю в окно и вдруг вспоминаю, что вот тут мы вместе ходили. И слезы катятся сами собой…
И кто знает, как бы все сложилось, не окажись она однажды в Центре социального обслуживания населения...
– У меня подруга встречалась с мужчиной-пенсионером, который в Центре бальными танцами занимался. Она меня с ним познакомила, а он говорит: «У вас такие движения пластичные, не хотите восточные танцы попробовать, у нас есть такой кружок». Отнекивалась поначалу, но любопытство победило (в школе я еще та танцорка была!). А уже через неделю я в концерте участвовала, представляете? Потом стала народные танцы осваивать, сейчас еще и в кружке фольклорной песни занимаюсь. Плюс дыхательная гимнастика, пробежки, теннис, скандинавская ходьба, лыжи, пешие походы. Так всю неделю в Центр, как на работу, хожу. Между прочим, по субботам мы с подругой еще и в ДК области ездим, на вечера отдыха для пенсионеров. Людей собирается очень много, до 50-60 человек. Натанцуемся!..
«Сейчас я совсем другой человек»
Среди тех, кто, как и Тамара Яковлевна, много времени проводит на кружках в Центре, в большинстве люди одинокие. У кого-то муж умер, у кого-то – жена, у других вовсе семья не сложилась. Пока человек молод, работает, так остро это не ощущается. А в Центре пенсионеры – одна семья! Дружные, позитивные, легкие на подъем. Поддерживают друг друга. И одиночество отступает.
– Сейчас я совсем другой человек, – признается Тамара Яковлевна. – Вот платье себе придумываю – мне знакомые привезли в подарок из Италии отрез шикарной ткани. Мне нравится шить, вышивать бисером. Заняты и руки, и голова, мысли не допекают.
А еще ждет могилевчанку ее любимый сад. На нескольких сотках земли у нее растут не только ели, пихты и туи, но и самшиты, гортензии и даже магнолия! Одних роз у женщины более 35 сортов, а какой симпатичный прудик с лилиями!
– Я всегда хотела жить в частном доме, чтобы можно было насажать цветов, растений всяких. Это у меня с детства, от отца передалось. У него левой руки не было, поэтому постоянно меня на помощь звал. Высадим с ним вместе яблоньку или георгины, а потом ходим смотреть: как прорастает, как приживается, это такая радость, – говорит женщина. – А теперь я свой сад вырастила, как и мечтала. Если бы еще муж рядом был…