– Купил в Минске в прошлом году, там много контор, которые возят из Китая, – рассказывает владелец электромобиля «BYD E2» Андрей Мельник. – Взял новую, за 20 тысяч долларов. Одни положительные эмоции!
«BYD» – аббревиатура от «Build Your Dreams» (что в переводе: «Построй свою мечту»), модель E2, выпускается с 2019 года, в 2023-м было обновление. У Андрея машина именно последнего поколения.
Встретились мы с ним на заправке по ул. Рокоссовского, единственной в Бобруйске специальной для электромобилей. Наверное, всем понятно, что зарядка авто с электродвигателем занимает гораздо больше времени, чем с двигателем внутреннего сгорания. Но на сколько больше, и вообще, является ли это проблемой?
Полная зарядка машины Андрея занимает примерно один час. Емкость аккумулятора у него – 43 кВт/ч. А бывают батареи на 300 кВт/ч, а заряжаются за 15 минут.
– Как в мобильных телефонах: раньше несколько часов надо было заряжать, а в современных – полчаса до полной, – объясняет мужчина. – Там мощный ток идет. Но от мощнейшего тока и батарея быстрее изнашивается.
Батареи на 70, 100 кВт/ч, конечно, мощнее – машины с ними бегают быстрее. Но и «жрут» больше, усмехается водитель.
Андрей говорит, что час на заправке его не напрягает:
– Можно фильм посмотреть (в машине отличная система мультимедиа с интернетом), можно в магазин сходить.
Тем более, что не обязательно заряжать электромобиль полностью. Литий-ионные аккумуляторы рекомендуется разряжать до 20% и заряжать до 80%, у железно-фосфатных ограничений нет. У Андрея вариант литий-железно-фосфатного.
– Среди «электричек» у моей машины самая топовая батарея, технологии Blade, – рассказывает владелец. – Ее стали ставить с прошлого года. Литий-ионные аккумуляторы – легкие, самые распространенные в бытовой технике, но быстро разряжаются на холоде и, бывает, горят. Железно-фосфатные – с большим ресурсом, лучше переносят холод. А Blade – новейшая вариация. Такой легче железно-фосфатного, хорошо переносит большие токи, а главное – наиболее безопасный. Тесты показывали, что даже поврежденный он не горит.
Стоит «топливо» для электромобилей на спецзаправках 49 копеек за 1 кВт/ч. «Полный бак» стоит всего 21 рубль – меньше 10 литров бензина! Правда, хватает его не на 700 км, как в машинах с двигателем внутреннего сгорания, а на 400.
А можно, добавляет Андрей, заправиться и по 24 копейки – дома, от обычной сети на 380 или 220 вольт.
– За девять часов, то есть, за ночь, моя машина дома заряжается на 30 процентов, как раз на дневную норму поездок. Конечно, для такого автомобиля лучше иметь свой дом, с балкона даже первого этажа до дороги удлинители не натягаешься. Ну или в гараже заряжать, если есть.
Основные характеристики автомобиля «BYD E2» выпуска 2023 г.:
- Кузов – хэтчбэк (модель E3 – седан).
- Привод – передний.
- Ёмкость аккумулятора – 43 кВт/ч.
- Мощность двигателя – 96 л/с.
- Максимальная скорость – 130 км/ч.
- Запас хода – 400 км.
Обнаруженный Андреем «минус» – зимой батарея может промерзнуть, и тогда запас хода падает раза в два, в зависимости от стиля езды. Вот летом, что +20, что +35 – электромобилю без разницы.
«Плюсов» же, по словам владельца, множество:
– Обслуги, считай, никакой. Залил редукторного масла на 30 тысяч км – и все. Ну, за тормозными колодками смотреть надо, как в любой машине. Коробки передач нет – нечему ломаться. В машине с ДВС даже в коробке-автомат, где узлов – минимум, но все тоненькие трубочки, «задолбаешься» чинить, если что. Раньше у меня была машина с ДВС – это сто потенциальных поездок на СТО: то прокладка, то масло, то ГРМ, то свечи, то насос... Тут этого нет.
– И электричество гораздо дешевле бензина. Если на бензиновой ездить по работе 50 км в день, то: 300 рублей – на топливо, 150-200 рублей – на ремонты, итого: 2 тысячи долларов в год расходов. Эта же машина, как каждая новая, пять лет отъездит отлично, потом еще пять лет, разве что, по мелочи починить. Итого: за 10 лет те 20 тысяч, что она стоит, сэкономлены, – подсчитал Андрей.
Еще пару лет назад, по словам Андрея Мельника, электрозаправок в Беларуси было мало, и до следующей, тем более зимой, можно было не доехать. А сейчас они есть даже в маленьких городах – катайся без проблем.
– И вот полчаса уже мы с вами стоим, разговариваем, машина заведена – и тишина. Ни звука, ни выхлопа! – добавляет собеседник.
Даже электромобилю не помешает автоКАСКО
Переложите заботы о своей машине на плечи Белгосстраха!
Известный итальянский киноактер и режиссер Витторио Де Сика как-то сказал: «Аварии случаются потому, что нынешние водители ездят по вчерашним дорогам на завтрашних машинах с послезавтрашней скоростью».
Действительно, покупая автомобиль, мы приобретаем вместе с ним и опасения за его сохранность, ведь повреждения могут обернуться огромными тратами. Ремонт автомобиля всегда влетает в копеечку. Иногда таких денег у владельца сразу просто нет. И машина стоит в гараже месяц, два...
Решение проблемы очень простое – автоКАСКО.
В чем разница между автоКАСКО и обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств?
КАСКО – это добровольное страхование на случай самых разных повреждений машины или ее угона. Этой сраховкой вы сможете воспользоваться, даже если автомобиль пострадал по вине владельца. Если машина попадает в ДТП, либо на нее упадет сосулька, либо шифер с крыши, или даже сам водитель не вписался в двери гаража – КАСКО покроет все убытки. Владелец авто сам получит страховое возмещение или машину отремонтируют за счет страховой компании.
По обязательному страхованию выплату в результате ДТП получит только потерпевший. То есть, если владелец полиса обязательного страхования заденет чей-то бампер, страховая компания компенсирует сумму ущерба, нанесенного чужому имуществу.
Примеры страховых выплат
При движении по трассе автомобиль столкнулся с косулей:
- страховая стоимость ТС – 15 100 евро
- взнос – 585 евро
- выплата – 22 770 бел. руб.
Автомобиль стоял на стоянке и был поврежден сорвавшимся с кровли здания шифером:
- страховая стоимость ТС – 70 200 бел. руб.
- взнос – 2 260 бел. руб.
- выплата – 15 400 бел. руб.
Вы хотите быть спокойным за свой автомобиль? Оформите автоКАСКО в «Белгосстрахе». Более подробно по тел. (+375-44) 583-52-53.
БРУСП «Белгосстрах» УНП 100122726