В канун Дня автомобилиста и дорожника (последнее воскресенье октября, 29-го) мы поговорили с Сергеем о его работе.
«Я предполагал, что ездить по миру классно»
Мой собеседник признается, что пересесть за баранку хотел не только потому, что было желание хорошо заработать:
– Это же еще и возможность увидеть мир: разные страны, людей там живущих, их образ жизни. Вот и объединил полезное с приятным.
Сергей по жизни – авантюрист. В хорошем смысле. Просто любит пробовать все новое и не боится этого.
– Если б у меня были права на самолет, я бы обязательно полетал! И управлять пароходом неплохо бы научиться, – смеется этот, вроде бы, степенный человек, у которого за плечами пятьдесят прожитых лет!
Чуть более года тому он собрал документы и пошел на курсы водителей категории Е.
Сегодня он говорит, что «с ужасом» вспоминает свою первую командировку за рулем большегруза:
– Машину знаю плохо, дороги – еще хуже, языков не знаю вообще! Единственный, с кем можно поговорить и посоветоваться – навигатор. Дорожные знаки можно «прочитать» в любой стране, но не все. Одним словом, сложностей хватало.
– И пожалел, что рискнул и сел за руль грузовика?
– Нисколько! Я предполагал, что ездить по миру классно, но в реальности все оказалось еще лучше.
Постепенно во всем разбираешься, учишься. Например, незнакомые знаки фотографирую, а на выполнение их требований во время движения, как правило, указывает ситуация на дороге. В минуты отдыха нахожу в интернете встретившийся редкий знак и изучаю – вот и снял проблему.
«Вы не представляете, сколько хороших людей вокруг»
– А случалось, что не туда свернул? Как выбирался, не зная языка?
– Было, конечно. Но это не так страшно, как кажется. Вы не представляете, сколько хороших людей вокруг, которые готовы помочь. За год работы плутал дважды, и оба раза – во Франции. Первый раз заехал в небольшое селение, понял, что сбился с пути, и обратился к местному жителю, показывая свой маршрут на карте. Мужчина 20 километров ехал впереди меня на машине, пока не вывез на шоссе! В конце помигал «поворотниками» (мол, счастливо!), я ему в ответ – вот так и расстались.
Второй раз я заехал в населенный пункт, и из-за моего грузовика на дороге образовалась пробка. Все местные, и водители в том числе, сразу бросились на помощь. Жестами объясняли, что я ошибся и не туда приехал, убирали машины, чтобы я мог проехать, показывали, где возможно развернуться, помогали с маневром тягача, вызвали полицию... Был уверен, что меня оштрафуют, но, оказалось, зря волновался. Полиция тоже помогала: выделила сопровождающего, который и вывез меня к дорожной развязке. И также пожелал счастливой дороги «маячками»!
«Колесо «прикипело» к дискам…»
– А действительно ли существует «братство дальнобоев» или это такая легенда?
– В настоящее время в обязанности водителя грузовика не входит ремонт автомобиля. Если сломался в дороге, в какой бы стране ни находился, сообщаешь в компанию, и по специальной страховке вызывают техпомощь, которая быстро устраняет любую поломку или буксирует в сервис для более серьезного ремонта. Но случаются так называемые незначительные поломки: колесо пробил, например. Было и у меня такое – стал колесо менять, а оно «прикипело» к дискам. Помогли коллеги: таджик и итальянец с ломиками показывали, как это правильно сделать, другие водители делились советами – для начинающего дальнобойщика они тоже очень важны.
Нет, в беде не оставят, это я на себе проверил, но это не значит, что ждать взаимовыручки стоит от каждого водителя – даже на дорогах Европы.
Криминальные истории…
Сергей признается, что перед рейсом водителей обязательно предупреждают о возможных случаях воровства на стоянках. Сам он с такими фактами пока не сталкивался, но коллеги рассказывали немало криминальных историй.
– Воруют и груз, разрезая тенты, и солярку, и личные вещи. И не только на бесплатных парковках, где нет видеокамеры. Могут и свои же водители-дальнобои топливо слить, когда ты, например, в душ пошел или спишь. В таком случае компания берет на себя только половину убытков, остальное – за твой счет, а это немалые деньги. Поэтому приходится всегда быть начеку, особенно ночью.
Бывали и случаи, говорит Сергей, когда мигранты на подъезде к Англии просят тайно завезти на территорию страны. Могут, и не прося, тайно забраться в ящик инвентаря или разрезать крышу тента и спрятаться внутри грузовика. Но на границе все авто проходят тщательный контроль – провезти незамеченным человека невозможно.
– Не без сложностей работа, – признается Сергей, – и ночевка в машине – это не в гостинице, и в ресторанах мы питаемся редко, в основном, на дороге, но положительных моментов в работе дальнобоя немало. Когда все хорошо, еду и любуюсь красотой – горы, реки, архитектура какая, аж дух захватывает!
Добавляет позитива, по словам собеседника, и качество европейских дорог.
Женщина за рулем фуры
– Женщина за рулем фуры на дорогах Европы – не редкость, – рассказывает собеседник. – И по Германии колесят, и по Франции, и по Польше. Может, ошибаюсь, но, на мой взгляд, для жителей Голландии это уже нормальное явление. Кстати, на дороге женщины за рулем грузовика ведут себя очень аккуратно и паркуются первоклассно. Лично у меня не всегда с первого раза получается так же.
Считаю, это женщины невероятной смелости! И к ним, конечно же, повышенное внимание со стороны мужчин. В том смысле, что когда паркуется женщина на фуре, все находящиеся рядом водители-мужчины наблюдают за этим (смеется). Представляю, как непросто женщинам в этот момент. Но они – умницы, я в полном восторге! Например, голландки с любого положения оценивают ситуацию правильно и выполняют любой маневр, даже не открывая окна. А на вид – такие юные, худенькие, хрупкие…
Современные седельные тягачи оснащены множеством электронных помощников, а кабины превратились почти в жилые комнаты. Переработки не допускает тахограф. Поэтому ездить на таких машинах, да еще по таким дорогам, как в Норвегии, Голландии, Германии, Австрии, Швейцарии – одно удовольствие, говорит Сергей.
Хотя 9-10 часов за баранкой многотонной машины не каждый мужчина способен выдержать, а тут женщины...
Остается пожелать всем, кто за рулем, и женщинам, и мужчинам – в добрый путь!