Про женщин за рулем фуры, водительское братство и романтику «больших дорог» поговорили с дальнобойщиком

2659
Галина ПОКРОВСКАЯ. Фото предоставлено собеседником
Сергей по профессии – химик, более 20 лет проработал на одном из крупных предприятий Могилева. Еще почти 10 лет был монтажником-высотником. И вот уже год, как колесит по дорогам Европы за рулем фуры.
Фото из архива могилевского дальнобойщика Сергея. Наш герой – в центре.
Фото из архива могилевского дальнобойщика Сергея. Наш герой – в центре.

В канун Дня автомобилиста и дорожника (последнее воскресенье октября, 29-го) мы поговорили с Сергеем о его работе.

«Я предполагал, что ездить по миру классно»

Мой собеседник признается, что пересесть за баранку хотел не только потому, что было желание хорошо заработать:

– Это же еще и возможность увидеть мир: разные страны, людей там живущих, их образ жизни. Вот и объединил полезное с приятным.

Сергей по жизни – авантюрист. В хорошем смысле. Просто любит пробовать все новое и не боится этого.

– Если б у меня были права на самолет, я бы обязательно полетал! И управлять пароходом неплохо бы научиться, – смеется этот, вроде бы, степенный человек, у которого за плечами пятьдесят прожитых лет!

Чуть более года тому он собрал документы и пошел на курсы водителей категории Е.

Сегодня он говорит, что «с ужасом» вспоминает свою первую командировку за рулем большегруза:

– Машину знаю плохо, дороги – еще хуже, языков не знаю вообще! Единственный, с кем можно поговорить и посоветоваться – навигатор. Дорожные знаки можно «прочитать» в любой стране, но не все. Одним словом, сложностей хватало.

– И пожалел, что рискнул и сел за руль грузовика?

– Нисколько! Я предполагал, что ездить по миру классно, но в реальности все оказалось еще лучше.

Постепенно во всем разбираешься, учишься. Например, незнакомые знаки фотографирую, а на выполнение их требований во время движения, как правило, указывает ситуация на дороге. В минуты отдыха нахожу в интернете встретившийся редкий знак и изучаю – вот и снял проблему.

По дорогам Европы. Фото из архива могилевского дальнобойщика Сергея.
По дорогам Европы. Фото из архива могилевского дальнобойщика Сергея.

«Вы не представляете, сколько хороших людей вокруг»

– А случалось, что не туда свернул? Как выбирался, не зная языка?

– Было, конечно. Но это не так страшно, как кажется. Вы не представляете, сколько хороших людей вокруг, которые готовы помочь. За год работы плутал дважды, и оба раза – во Франции. Первый раз заехал в небольшое селение, понял, что сбился с пути, и обратился к местному жителю, показывая свой маршрут на карте. Мужчина 20 километров ехал впереди меня на машине, пока не вывез на шоссе! В конце помигал «поворотниками» (мол, счастливо!), я ему в ответ – вот так и расстались.

По дорогам Европы. Фото из архива могилевского дальнобойщика Сергея.
По дорогам Европы. Фото из архива могилевского дальнобойщика Сергея.

Второй раз я заехал в населенный пункт, и из-за моего грузовика на дороге образовалась пробка. Все местные, и водители в том числе, сразу бросились на помощь. Жестами объясняли, что я ошибся и не туда приехал, убирали машины, чтобы я мог проехать, показывали, где возможно развернуться, помогали с маневром тягача, вызвали полицию... Был уверен, что меня оштрафуют, но, оказалось, зря волновался. Полиция тоже помогала: выделила сопровождающего, который и вывез меня к дорожной развязке. И также пожелал счастливой дороги «маячками»!

По дорогам Европы. Фото из архива могилевского дальнобойщика Сергея.
По дорогам Европы. Фото из архива могилевского дальнобойщика Сергея.

«Колесо «прикипело» к дискам…»

– А действительно ли существует «братство дальнобоев» или это такая легенда?

По дорогам Европы. Будни водителя грузовика. Фото из архива могилевского дальнобойщика Сергея.
По дорогам Европы. Будни водителя грузовика. Фото из архива могилевского дальнобойщика Сергея.

– В настоящее время в обязанности водителя грузовика не входит ремонт автомобиля. Если сломался в дороге, в какой бы стране ни находился, сообщаешь в компанию, и по специальной страховке вызывают техпомощь, которая быстро устраняет любую поломку или буксирует в сервис для более серьезного ремонта. Но случаются так называемые незначительные поломки: колесо пробил, например. Было и у меня такое – стал колесо менять, а оно «прикипело» к дискам. Помогли коллеги: таджик и итальянец с ломиками показывали, как это правильно сделать, другие водители делились советами – для начинающего дальнобойщика они тоже очень важны.

Нет, в беде не оставят, это я на себе проверил, но это не значит, что ждать взаимовыручки стоит от каждого водителя – даже на дорогах Европы.

Криминальные истории…

Сергей признается, что перед рейсом водителей обязательно предупреждают о возможных случаях воровства на стоянках. Сам он с такими фактами пока не сталкивался, но коллеги рассказывали немало криминальных историй.

По дорогам Европы. Будни водителя грузовика. Фото из архива могилевского дальнобойщика Сергея.
По дорогам Европы. Будни водителя грузовика. Фото из архива могилевского дальнобойщика Сергея.

– Воруют и груз, разрезая тенты, и солярку, и личные вещи. И не только на бесплатных парковках, где нет видеокамеры. Могут и свои же водители-дальнобои топливо слить, когда ты, например, в душ пошел или спишь. В таком случае компания берет на себя только половину убытков, остальное – за твой счет, а это немалые деньги. Поэтому приходится всегда быть начеку, особенно ночью.

Бывали и случаи, говорит Сергей, когда мигранты на подъезде к Англии просят тайно завезти на территорию страны. Могут, и не прося, тайно забраться в ящик инвентаря или разрезать крышу тента и спрятаться внутри грузовика. Но на границе все авто проходят тщательный контроль – провезти незамеченным человека невозможно.

– Не без сложностей работа, – признается Сергей, – и ночевка в машине – это не в гостинице, и в ресторанах мы питаемся редко, в основном, на дороге, но положительных моментов в работе дальнобоя немало. Когда все хорошо, еду и любуюсь красотой – горы, реки, архитектура какая, аж дух захватывает!

Добавляет позитива, по словам собеседника, и качество европейских дорог.

По дорогам Европы. Фото из архива могилевского дальнобойщика Сергея.
По дорогам Европы. Фото из архива могилевского дальнобойщика Сергея.
По дорогам Европы. Фото из архива могилевского дальнобойщика Сергея.
По дорогам Европы. Фото из архива могилевского дальнобойщика Сергея.

Женщина за рулем фуры

– Женщина за рулем фуры на дорогах Европы – не редкость, – рассказывает собеседник. – И по Германии колесят, и по Франции, и по Польше. Может, ошибаюсь, но, на мой взгляд, для жителей Голландии это уже нормальное явление. Кстати, на дороге женщины за рулем грузовика ведут себя очень аккуратно и паркуются первоклассно. Лично у меня не всегда с первого раза получается так же.

Считаю, это женщины невероятной смелости! И к ним, конечно же, повышенное внимание со стороны мужчин. В том смысле, что когда паркуется женщина на фуре, все находящиеся рядом водители-мужчины наблюдают за этим (смеется). Представляю, как непросто женщинам в этот момент. Но они – умницы, я в полном восторге! Например, голландки с любого положения оценивают ситуацию правильно и выполняют любой маневр, даже не открывая окна. А на вид – такие юные, худенькие, хрупкие…

Дальнобойщик на любой парковке должен уметь стать правильно. Фото из архива могилевского дальнобойщика Сергея.
Дальнобойщик на любой парковке должен уметь стать правильно. Фото из архива могилевского дальнобойщика Сергея.

Современные седельные тягачи оснащены множеством электронных помощников, а кабины превратились почти в жилые комнаты. Переработки не допускает тахограф. Поэтому ездить на таких машинах, да еще по таким дорогам, как в Норвегии, Голландии, Германии, Австрии, Швейцарии – одно удовольствие, говорит Сергей.

Хотя 9-10 часов за баранкой многотонной машины не каждый мужчина способен выдержать, а тут женщины...

Остается пожелать всем, кто за рулем, и женщинам, и мужчинам – в добрый путь!

По дорогам Европы. Фото из архива могилевского дальнобойщика Сергея.
По дорогам Европы. Фото из архива могилевского дальнобойщика Сергея.
По дорогам Европы. Фото из архива могилевского дальнобойщика Сергея.
По дорогам Европы. Фото из архива могилевского дальнобойщика Сергея.