О работе фермерского хозяйства «Гайшун» в деревне Осово мы писали не раз. К сожалению, 14 августа 2021 года его основатель и бывший глава Владимир Гайшун ушел из жизни. Ему было всего 58 лет.
Дело Владимира Семеновича продолжил его 33-летний, на тот момент, сын Сергей (сейчас ему 35).
«Сначала было очень тяжело морально»
На вопрос о том, как пережил этот непростой период, был ли уверен в своих силах, Сергей Владимирович отвечает:
– Сначала было очень тяжело морально от того, что остались без папы. А когда еще постоянно находишься в тех местах, где был он, это особенно больно. Такое чувство испытывал, будто частички души не хватает. Но со временем свыкаешься с этой мыслью и понимаешь, что надо жить дальше, надо работать. В плане ведения хозяйства я был уверен в своих силах. Ведь с первого дня основания (крестьянско-фермерское хозяйство «Гайшун» было образовано в декабре 2005 года – прим. авт.) я работал рядом с отцом и был в курсе всех событий. Он готовил меня, вовлекал во все нюансы. Даже когда люди приезжали за продукцией или обсуждать деловые вопросы, он говорил: «Кинь работу, послушай». Я постоянно везде ездил с отцом. Он был уверен, что, рано или поздно, я продолжу его дело.
Напомним, КФХ «Гайшун» – семейный бизнес. В бытность Владимира Семеновича главой хозяйства функцию его заместителя исполняла супруга Людмила Михайловна. Сын Сергей был главным инженером и отвечал за технику в хозяйстве, а невестка Юлия была секретарем. Сейчас произошли некоторые кадровые изменения.
– Я являюсь главой хозяйства и остаюсь главным инженером, – говорит Сергей. – Мама ушла на пенсию, но помогает мне во многих вопросах, дает необходимые советы и каждый день присутствует в «конторе». А Юлия – по-прежнему секретарь. Помогают нам два бухгалтера, которые не являются членами семьи. Также в хозяйстве работают постоянные рабочие, сегодня их десять. За эти годы уволился лишь один водитель – уехал работать в Европу. В сезон уборки картофеля привлекаем еще людей по договору подряда.
«На внутреннем рынке остается около 30 процентов нашего картофеля»
По-прежнему в КФХ «Гайшун» около 800 гектаров земли. Выращивают на них, как и ранее, картофель, зерновые и травы. Площадь под картофель и травы сократили, под зерновые – расширили. Ранее картофель занимал 200 гектаров, сейчас – 140. Оставили сорта «Бриз» и «Уладар», добавили «Галу».
– Картофеля сажаем меньше, так как с рынками сбыта стало сложнее, – рассказывает Сергей Владимирович. – Если раньше мы могли отгрузить 80 тонн картофеля в день, то сейчас – 60 в неделю, то есть, слабенько. Раньше основная часть нашей картошки отправлялась в Россию. В последние годы россияне подняли свое сельское хозяйство, и наша картошка там уже не востребована. Сейчас на внутреннем рынке остается около 30 процентов нашего картофеля, остальное идет на экспорт – в Азербайджан, Сербию и Македонию. Любят там белорусскую бульбу, только при поставке в эти страны приходится оформлять много разных документов и делать много анализов. Хорошо еще, что торгово-промышленная палата и государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений делают все оперативно. Высокие требования выдвигает Азербайджан: раньше брали анализ с партии от 200 тонн, а сейчас – с каждой машины. В Азербайджане предпочитают продолговатые желтые сорта картофеля, «Бриз» их устраивает. Реализуем картофель и для населения по цене 29 копеек за килограмм, но доставка у нас не практикуется.
Если ранее из трав в хозяйстве выращивали фацелию, тимофеевку и редьку масличную, то сейчас оставили только фацелию, так как она пользуется наибольшим спросом. Впрочем, в сравнении с прошлыми годами и с ее реализацией стало сложнее из-за санкций, сейчас ее продают только на внутреннем рынке. Раньше фацелией здесь засевали 129 гектаров, сейчас – 42.
– По зерновым ставку сегодня делаем на озимые культуры, ими засеяли 430 гектаров площадей, – говорит глава хозяйства. – Из новых культур – озимый ячмень, семена его закупали в Научно-практическом центре Национальной академии наук по земледелию, в прошлом году посеяли в первый раз. Зерновые идут на перерабатывающие комбинаты Беларуси, которые изготавливают комбикорма. Вывоз зерна из Беларуси сейчас запрещен из-за невысокого урожая, связанного с засухой.
Поля, не пригодные для пахоты, засевают травой для сенокоса. Сено в этом году, по словам Сергея, также пользуется спросом, из-за сухой погоды.
«Средняя зарплата за сентябрь – 1 800 рублей»
По словам Сергея Гайшуна, экономические показатели в хозяйстве на протяжении многих лет более-менее стабильны.
– Люди не увольняются, а это главный показатель, – говорит мужчина. – Заработная плата поднялась. Средняя зарплата по хозяйству с начала 2023 года была 1 345 рублей, за сентябрь – 1 800 рублей. Вакансий на сегодняшний день нет, бывают моменты, когда и этих людей особо занять нечем, потому зимой многие идут в отпуска. Сейчас урожай собрали, на зиму из работ остаются сложные ремонты техники.
К слову, всего в хозяйстве 38 единиц полезных машин. В этом году купили семь новых – разбрасыватели минеральных удобрений, косилки для скашивания трав, грабли, плуги, сеялку. По словам Сергея, наконец, достигли того уровня, когда рассчитались со всеми лизингами и кредитами и все приобрели за собственные средства от реализованной продукции.
Планы на будущее у главы фермерского хозяйства такие:
– Работать будем, как работали. В связи с тем, что с реализацией картофеля в Россию проблемы, будем искать дополнительные рынки сбыта. Возможно, на травах больше акцентируем внимание. Сейчас, с «закрытием» Европы, в Беларуси стало сложно найти травосмеси (это несколько трав смешанных в определенных пропорциях). Сейчас прорабатываем этот вариант, возможно, займемся им в перспективе.