Сегодня узнаем про известный дом на Московской, 42 (в котором, к слову, находится и редакция газеты «Вечерний Бобруйск»).
Рассказывает Инна Овсейчик, старший научный сотрудник Бобруйского краеведческого музея:
– Этот двухэтажный каменный дом на улице Семеновской (сегодня на Московской) был построен в начале ХХ века семьей Беленьких.
Лейба Мордухов Беленький с женой Сорой Ицковой (которая по документам являлась собственницей здания) решили построить в 1910 году еще и двухэтажный каменный флигель во дворе, и одноэтажную постройку.
Лейба Мордухов Беленький занимался торговлей, владел мебельным магазином, размещавшимся сначала на Семеновской, позднее – на Муравьевской (Социалистической) улице. Там продавалась мебель российских (варшавских и санкт-петербургских) фирм, заграничных фабрик и местного производства. Магазин Л. Беленького предлагал полные комплекты мебели для дома, в том числе английские кровати, венские гнутые стулья, рояли и пианино разных производителей. При магазине находились собственные обойная и столярная мастерские. Склад мебели хозяин разместил во дворе своего дома на улице Семеновской.
Но Лейба Беленький искал и другие источники доходов и в 1913 году в своем доме, выходящем на улицу Семеновскую, он открыл электро-театр «Гигант». До тех пор в Бобруйске работали два иллюзиона – «Весь мир» и «Эден» (переименованный со временем в «Художественный»). Теперь у них появился новый конкурент. Владелец (он же и директор) нового театра в рекламном объявлении сообщал, что «единственный по грандиозности, роскоши и богатству театр устроен по последнему слову техники, имеет два роскошно обставленные фойе, зрительная зала на 400 человек».
В электро-театре «Гигант» демонстрировались последние новинки кинематографического рынка начала 20-го века. Сеансы немого кино сопровождались игрой на фортепиано. Особой популярностью пользовалась игра преподавательницы музыки Лобунской. Бобруйчанин Исаак Маркович Найман вспоминал: «Бесчисленное множество маршей, канканов, кадрилей, мазурок, вальсов, старинных романсов, гусарских песен девятнадцатого века и всякой другой «светской» музыки мастерски исполняла эта старушка своими узловатыми пальцами на беккеровском рояле». По некоторым данным, в 1920-е годы тапером тут подрабатывал Евгений Карлович Тикоцкий (будущий белорусский, советский композитор, Народный артист СССР, имя которого теперь носит детская школа искусств №1 Бобруйска – прим. ред.). В то время кинотеатр уже носил название «Асвета», а арендатором его был Шлиома Мееров Мнушкин, бывший конкурент Лейбы Мордуховича. Семья Беленьких, начиная с двадцатых годов ХХ века, занимала лишь одну из комнат своего бывшего дома.
Потомки Соры и Лейбы Беленьких сегодня живут в разных странах. В нашем городе навсегда осталась память об одном из их сыновей – Гирше, которого в советское время знали как Григорий, Григорий Львович. Гирш Лейбович Беленький учился в Московском университете, стажировался в Швейцарии, постоянно изучал медицинскую научную литературу, выписывал зарубежные журналы. Благодаря своей колоссальной эрудиции терапевт Беленький хорошо разбирался и в смежных специальностях, был одним из лучших диагностов города. И если добавить к вышеперечисленным качествам умение найти подход к пациенту при помощи нужного слова, шутки, то становится понятным, почему авторитет Григория Львовича в Бобруйске в довоенные годы был непререкаемым. Неудивительно, что именно доктор Беленький стал одним из действующих лиц в книге Эфраима Севелы «Легенды Инвалидной улицы».
Во время Великой Отечественной войны дети и внуки Соры и Лейбы уедут в эвакуацию (из разных городов БССР и РСФСР). Сами старики останутся в городе и больше не увидят своих родных. Один из сыновей – Мендель Лейбович – погибнет на фронте. Григорий Львович с женой и сыном Моисеем (Михаилом) окажется в эвакуации в Самаркандской области и будет работать в больнице. Они вернутся в Бобруйск, и сын Михаил тоже станет врачом.