Валентина Крачковская не дизайнер, не портниха и не краевед. Много лет она проработала в аптеке провизором. И все эти годы всерьез увлекалась белорусскими народными песнями и белорусской литературой, ездила с экскурсиями по стране, посещала фестивали народного творчества.
– Несколько лет тому появилась возможность серьезно заняться белорусскими народными танцами, – вспоминает Валентина. – А как танцевать «Лявоніху» в джинсах?
А в чем танцевали наши прабабушки на праздниках и гуляньях? Традиционный и наиболее распространенный комплекс белорусского женского костюма состоял из кашули (рубашки), андарака (юбки), пояса и платка. А уже от региона зависело, как и чем его украшали, из чего шили, как носили.
Обо всех этих тонкостях Валентина узнала на мастер-классах «Студэнцкага этнаграфічнаго таварыства», которые проходили в Могилеве. Там же подсказали литературу, которая помогла подобрать нужную ткань, орнамент.
– Шились платья наших прабабушек просто. Ткань для одежды они, как правило, ткали сами – зимой в хате. Она была небольшой, поэтому ширина полотна не превышала 50 см. Этот размер и определял особенности кроя. А требование к нему было одно – без отходов, – поясняет мастерица.
Свой первый «строй» она создавала без привязки к местности: юбка из домотканой ткани, рубашку купила в специализированном магазине уже с готовой вышивкой, пояс заказала у мастерицы, платок достался от бабушки.
– Части этого костюма можно компоновать с современной одеждой в повседневной жизни: рубашку – с джинсами носить, юбку – со свитером, что я и делаю, – признается мастерица.
Еще один свой костюм она сшила полностью вручную.
– Хотелось прочувствовать момент его рождения, наверное, поэтому это для меня не просто концертный костюм. Это что-то особенно родное, дорогое, даже интимное, к чему особое отношение.
– Я в «строе» чувствую себя особенно: походка иная, жесты, осанка – одежда организует, несет в себе правила поведения. И это такое удовольствие носить то, что создано собственными руками для себя. В таком наряде по-другому пою, танцую, – признается Валентина. – А на различных фестивалях ощущений добавляет атмосфера – эмоции переливаются через край.
Благодаря созданным костюмам Валентина стала не редким гостем этномероприятий, проходящих в Беларуси, а это «Гуканне вясны», «Каляда», «Багач», фолк-фесты, которые проходят в различных уголках страны.
Они как благодарность за кропотливую и долгую работу по созданию народного костюма. Да и в целом любая реконструкция, даже частичная, – это научная работа с литературой, изобразительным, иллюстративным материалами, документальными источниками. Тормозит процесс и поиск нужных материалов – для одежды, вышивки, обрамления. Поэтому на создание «строя» уходит много времени – до года.
– Имеет даже значение, как повязать намитку или платок, какую обувь подобрать к наряду, то есть в создании образа очень важно обращаться к литературным и этнографическим источникам, которые разъясняют природу особенностей одежды того или иного региона, – делится опытом Валентина.
Создание национального костюма и его использование пусть в основном только на концертных площадках мастерица-любитель считает популяризацией народных промыслов, в которых хранится история и душа наших предков. Этим же она объясняет свой отклик на просьбу предоставить свои «строи» для участия в фотосессии. Такую возможность всем желающим предоставляет минский проект Катерины Аракчеевой.
– Фотосессия в белорусском «строе» – мое давнее желание, – рассказывает Алла Василевская, председатель общественного объединения «Шчырая майстэрня» могилевских ремесленников. В фотостудии Катерины Аракчеевой есть возможность выбрать понравившийся национальный костюм, воссозданный мастерами. Но я хотела свое платье – могилевское. Обратилась к Валентине Крачковской. Она не отказала, за что ей очень признательна. Результатом я осталась довольна, хотя, должна признаться, быть моделью – достаточно сложная работа.
Валентина Крачковская тоже планирует профессиональную фотосессию в национальной одежде, но только, когда создаст «лепельский строй», над чем сейчас и работает.
– Моя родина – Лепельщина, поэтому в планах создание «строя» этого региона, то есть максимально приближенного к оригиналу, – делится напоследок своими планами Валентина. – Сшитые ранее костюмы – это скорее «по мотивам», потому как есть в них элементы могилевских и витебских регионов, то есть они не отражают особенности женского костюма конкретной географической территории. Но это мой первый опыт, который меня многому научил. И еще благодаря ему я стала больше понимать женщин прошлых поколений, особенно то, как же это было непросто сшить себе и всей семье одежду, украсить ее и хранить в надлежащем состоянии.