«Отойди от мамы, девочка!» или Почему мы невзлюбили могилевский Монтессори-клуб

21.2k
Ольга МАКСИМОВА
Наш корреспондент делится субъективными (!) впечатлениями о могилевском клубе для малышей, который работает по методике Монтессори.

Это – личный опыт, акцентирует автор magilev.by.

Ни в коем разе не навязываю свое мнение другим родителям. Просто делюсь. Название клуба тоже специально не называю – у нас, в Могилеве, их несколько: возможно, в других «развивашках» по этой системе, в том числе и в Бобруйске, впечатления от занятий были бы куда лучше.

Развивашки - дело нужное и полезное; главное - найти по душе! Фото: pixabay.com, носит иллюстративный характер.
Развивашки - дело нужное и полезное; главное - найти по душе! Фото: pixabay.com, носит иллюстративный характер.

2 года – пора в люди!

Когда дочке исполнилось 2 года, на семейном совете было решено – надо ее отдавать в какой-нибудь клуб для малышей. Чтобы социализировать, а еще чтобы было интересно, познавательно, а главное – приносило бы удовольствие. Цель «развить» у нас не стояла во главе угла: этим мы, родители, занимались сами, однако добавить знаний и умений было бы тоже неплохо.

В Могилеве, как выяснилось, огромное количество разных клубов и «развивашек», в том числе для совсем крох. Мы с малышкой объехали очень и очень многие в поисках «своего». И нашли! Причем, там, где меньше всего ожидали. Но об этом в конце.

Что-то нравилось дочке, но были вопросы у меня. Что-то не нравилось ей – тогда этот вариант сразу отметали. Но так, чтобы остался негативный, можно сказать, даже травматичный опыт – было лишь единожды. В том самом клубе Монтессори.

Зачем подвергать ребенка стрессу? Фото: pixabay.com, носит иллюстративный характер.
Зачем подвергать ребенка стрессу? Фото: pixabay.com, носит иллюстративный характер.

«Отойди от мамы, девочка!»

Надо еще сказать, что у меня очень нежный ребенок, добрый, ранимый, привязанный к родителям. К ней так просто на хромой кобыле не подъедешь… Дочке надо присмотреться, а уже потом только она подпустит к себе. Или не подпустит – в зависимости от того, понравится ей человек или нет. В общем, типичный интроверт.

В могилевском клубе Монтессори педагог (уже, кстати, средних лет, а значит, должна иметь опыт) сразу пыталась взять мою малышку за руку, за плечи, потащить за собой. В ответ – крик и слезы. Ребенок изо всех сил рвался ко мне (такой реакции не было ни до, ни после этих «чудо-развивашек»), а дама-наставница взыскательным голосом напутствовала:

– Отойди от мамы, девочка! Нельзя! У нас так не принято!

Чем, естественно, еще больше усугубляла ситуацию. Моя ошибка в том, что надо было сразу «делать ноги», а я, зная о методике Монтессори, что это – в первую очередь, развитие самостоятельности, думала: авось, такая первоначальная реакция и нормальна. В этом же меня убеждала и педагог клуба. Мол, поистерит и перестанет. Меж тем, Монтессори – это еще и «пестование» качеств и интересов конкретного ребенка. Подчинение воли взрослого, согласно методике, вообще не отсюда… А в могилевском центре развития выходило от обратного.

В Монтессори-клубах деток учат играть самостоятельно. Фото: pixabay.com, носит иллюстративный характер.
В Монтессори-клубах деток учат играть самостоятельно. Фото: pixabay.com, носит иллюстративный характер.

Все сама!

Подход к любому ребенку в новом месте – не важно, детский сад это или клуб Монтессори – должен быть адаптационный, по мере привыкания. Это мое глубочайшее убеждение.

Вот вспомните себя, когда настроение ниже плинтуса. Разве вам хочется, допустим, убираться в доме? Или колдовать у плиты? Так, мне кажется, и дети: зареванная, все никак не приходящая в себя от громкого и строгого голоса наставницы в новом клубе, дочка ничего не хотела делать. Вяло, чтобы от нее отстали, перебирала крупы в банках (справедливости ради, игрушек, баночек и скляночек в этом центре развития было очень много, и хорошего качества), а сама поглядывала на меня: мол, когда домой?

– Поиграла и убирай. Все сама! – опять требовательно учила педагог.

При том что моя малышка – педант и дома уже в 2 года всегда складывала сама за собой вещи, здесь отказалась это делать наотрез. Наверное, чтобы насолить неприятной тете.

Очень много здесь и разных "жизненных" игр: с крупами, бобовыми, мукой и т.д. Фото: pixabay.com, носит иллюстративный характер.
Очень много здесь и разных "жизненных" игр: с крупами, бобовыми, мукой и т.д. Фото: pixabay.com, носит иллюстративный характер.

Разновозрастные группы: это плохо?

Еще одна особенность клубов Монтессори – разновозрастные группы. В той, куда попали мы, были дети от 2 до 5 лет. Понятно: то, что интересно 2-летке, для ребенка 4-х лет скучно… Но, по большому счету, младшим есть за кем тянуться (для тех, кому это нужно в силу характера, конечно).

У каждого ребенка была своя «зона ответственности»: один тер мыло на терке, другой – переливал воду из колбочки в колбочку и так далее. То есть, малыши делали упражнения «жизненные», которые, так сказать, имитируют быт взрослых. На мой взгляд, это действительно любопытно. И дочка, если бы не была на стрессе, и ее все время не понукали к чему-то, думаю, заинтересовалась бы.

Но, увы, этого так и не случилось на первом занятии. Второго у нас уже просто не было – моя малышка категорически отказалась сюда возвращаться. Более того, после него я ее пару месяцев так и не смогла уговорить поехать куда-то еще. Такой вот травматичный опыт.

Все 45 минут «развивашек» здесь дочка проплакала. Возможно, она бы впоследствии привыкла и к педагогу, и к таким занятиям. Но зачем мучить человека? Я, в отличие от наставницы, доверяю своему ребенку – если не лежит душа, то и не надо.

Дорого – не значит хорошо

Два года назад месячный абонемент в том самом могилевском клубе Монтессори стоил, если ничего не путаю, 120 рублей. Дорого, но мы бы платили, если бы дочке нравилось. Не жалко.

Другие частные клубы для малышей – тоже плюс-минус около того.

Дешевле искать мы не планировали, но так получилось, что приехали на пробное занятие в школу раннего развития государственного (!) Центра творчества «Эверест» на Димитрова – и моя дитятка расцвела! К нашей Ольге Петровне мы, в итоге, и стали ходить с огромным удовольствием. Дочь рвалась на каждое занятие, а если пропускала – искренне расстраивалась. Стоил месячный абонемент около 30 рублей.

Сейчас, когда моей девочке 4 года, мы с ней по-прежнему с благодарностью вспоминаем Ольгу Петровну.

– Маматька, а помнись, Ойга Петьйовна йепила с нами снеговитьков? Давай и дома пайепим! – на днях предложила малышка.

И мы стали лепить. Хоть День учителя уже прошел, но таким учителям педагогам, воспитателям, как Ольга Петровна Мажеловская, всегда хочется говорить «спасибо».

Спасибо.