И пусть ходить в школу в любую погоду приходилось 4-5 километров – пешком, через лес! – никому даже в голову не приходило пропустить уроки. Ну разве что самым отъявленным двоечникам.
О своих учителях вспоминает наш читатель, выпускник Краснобелорусской средней школы Быховского района, могилевчанин Василий Половиков:
– В первый класс я пошел в 1962 году, и с тех пор десять лет подряд для меня и моих одноклассников в начале сентября по радио звучала песня:
Каждый год в сентябре я в свой класс прихожу,
Как приходят домой после долгой разлуки.
С добрым утром, друзья, я в ладонях держу
Ваши сильные руки!
Пожать руки своим одноклассникам я еще, к счастью, могу – нынешним летом мы опять собирались у нашей бывшей школы. К сожалению, невозможно подержать в своих ладонях руки наших учителей – они почти все уже ушли в мир иной. Какими они были? Попытаюсь понемногу назвать всех, кого помню.
Директором в то время был Николай Сафронович Роговцов. Однажды меня вызывали к нему в кабинет для беседы после того, как я, возвращаясь из школы, бросал снежки в девочку-соседку. Помню его тихий спокойный голос и требование попросить прощения у девочки. Я почему-то это посчитал зазорным для себя, заупрямился, прощения просить не стал, но разревелся. После чего он решил, что с меня достаточно, и разрешил вернуться в класс. Даже родителей вызывать не стал!
Завучем работал Владимир Тихонович Лобан, человек внешне очень строгий, его почему-то все побаивались, хоть никто не может пожаловаться, что он применял к кому-то физические методы воздействия – достаточно было одного его взгляда или слова, чтобы унять нарушителя дисциплины. Позже, когда мы побывали в гостях у его дочери Оли Лобан, выяснилось, что он добрейший человек и строгость его была не природной, а «педагогической».
Первой учительницей у нас была Людмила Яковлевна. Вот ее мы действительно боялись: в минуты гнева она кричала и стучала деревянной указкой по столу так, что куски от нее летели в разные стороны, удивительно, как никого не поранила. Но вскоре Людмила Яковлевна по какой-то причине уехала из поселка, а на ее место пришла Валентина Александровна Степанова – учительница с большим опытом, выдержанная и спокойная. Запомнилось, как мы под ее руководством готовили гимнастические номера к Дню Советской Армии и Военно-Морского флота, а девочки из параллельного четвертого класса под руководством Зои Трофимовны (фамилию уже не помню) исполняли частушки.
В пятом классе нас учили уму-разуму учителя-предметники, среди которых была и преподаватель немецкого языка Евгения Варфоломеевна Ященко – человек очень добрый и хорошо знавший свой предмет. Только предмет у нее был для большинства моих сверстников «ненавистный», потому что война не так давно закончилась, родители у многих воевали, бабушки и дедушки много чего страшного рассказывали об оккупации. К тому же, многие из нас не понимали, зачем учить иностранный язык, где он может понадобиться? Но мне немецкий язык очень нравился и Евгения Варфоломеевна, видя мой интерес, чаще других вызывала к доске. Забегая вперед, скажу, что благодаря ее стараниям, я, учась в институте, на занятиях по немецкому языку от городских ребят не отставал. За что спасибо моей учительнице.
Но любимыми моими предметами были русская и белорусская литературы и история. Русский язык и литературу нам преподавала Лариса Дмитриевна Инукова. Она отлично знала свой предмет, была человеком широко эрудированным и так интересно рассказывала! Мне очень нравились ее уроки, а еще больше нравилось читать. Учебники литературы и истории успевал от корки до корки прочитать еще во время летних каникул, брал книги в школьной библиотеке. Иногда с мамой в книжный магазин ходили, хотя лишних денег в семье с тремя детьми особо не было. «Войну и мир» Льва Толстого прочитал за лето раза три, не меньше, наверное, и «Записки охотника» Тургенева. А с Ларисой Дмитриевной я много лет поддерживал дружеские отношения и после окончания школы. Жаль, ее уже нет.
Самые добрые воспоминания сохранились у меня и об учителе труда Петре Павловиче Пополамове. Вот его уроки любили все пацаны без исключения. Строгать, сверлить, работать на станках, учиться водить трактор – это вам не какие-то там уравнения решать! Да и удостоверение тракториста получить всем хотелось. При этом мы не были ангелами, но я не помню, чтобы хоть раз Петр Павлович повысил на кого-либо голос. Хотя, честно говоря, порой и подзатыльник многим из нас отвесить было бы совсем не лишним... А наши одноклассницы в это время с Коржовой Зинаидой Ивановной учились искусству кройки и шитья и премудростям приготовления блинчиков, булочек и прочих вкусностей. Зинаиду Ивановну многие из них вспоминают добрыми словами. Сейчас она живет в Светлогорске. Дай бог ей здоровья!
В десятом классе историю СССР нам преподавала выпускница московского вуза Людмила Леонидовна Савич. Учительница была молодая, симпатичная, уроки вела интересно, и мы старались не ударить лицом в грязь, особенно мальчишки. То, что она училась в самой Москве нам казалось чудом, да и молодость Людмилы Леонидовны для парней была не последним аргументом.
Любили мы и уроки биологии, которые вел наш классный руководитель Трофим Трофимович Ващенко. С ним мы ходили летом в походы по местам партизанской славы, купались в Днепре. Однажды нам с Ванькой Максимавцовым за то, что мы самовольно переплыли Днепр туда и обратно, здорово от него досталось… С Трофимом Трофимовичем побывали на экскурсии на кирпичном заводе, работали в лесу на посадке деревьев, а в старших классах летом под руководством лесника занимались прореживанием участков леса, работая большими «взрослыми» топорами, при этом ни одного случая, чтобы кто-то поранился, к счастью, не было. Может еще и потому, что росли мы в деревне, а там с топорами и косами мальчишки рано учились обращаться…
Много хорошего можно говорить об учителе начальной военной подготовки Иване Михайловиче Марьянкове. Он сначала работал учителем в начальных классах, и тогда я впервые увидел, как залихватски он умеет играть на балалайке и мандолине. Но во время войны ему пришлось «играть» на других инструментах, которых боялись фашисты, а в мирное время он учил нас строевому шагу и умению обращаться с оружием.
Не только Ивану Михайловичу пришлось воевать, многие наши учителя-мужчины были ветеранами войны. Я помню, как однажды в канун Дня Победы пришел на урок с орденами и медалями на пиджаке учитель физики Ященко Захар Емельянович, и как уважительно мы притихли...
Физруком в нашей школе работал Андрей Пантелеевич Пошивач. При нем наши школьные команды по футболу, волейболу, баскетболу и легкой атлетике занимали на районных соревнованиях призовые места… Хотя человеком он был жестким, мог подойти незаметно сзади к нарушителю дисциплины и оттягать за волосы. Обижались, конечно, но время сгладило все обиды и теперь вспоминается только хорошее.
Несколько лет историю нам преподавал Евгений Прокофьевич Аниськов, он был и директором в нашей Краснобелорусской школе. Трудно сказать, сколько учеников он выпустил в большую жизнь… Во время празднования пятидесятилетнего юбилея со дня открытия школы я с бывшими одноклассниками подошел поздороваться с ним. Ему тогда уже было за восемьдесят лет. Я спросил, помнит ли он нас? Вот этого, например? И показал на Мишу Романова. Удивительно, но Евгений Прокофьевич безошибочно назвал его фамилию! А ведь после того, как мы закончили школу, прошло очень много лет.
… Больше десяти лет, как наша школа закрылась – деревни умирают, учить некого. В мир иной ушли уже почти все наши учителя. Но я помню их всех и, пусть не были они одинаково мной любимы, все равно каждый из них в меру своих сил и возможностей старался дать нам знания, воспитать из нас хороших людей. Огромное спасибо им за их труд.