– Я уверена, что многие даже не слышали это имя! – воскликнула директор Бобруйского художественного музея Светлана Привалова, открывая выставку Абрама Островского. И, конечно же, была права. В обозримом прошлом его выставки проходили в Бобруйске только в 1981-м и 1996-м годах. Подтвердил это и главный редактор издающегося в Витебске международного еврейского журнала «Мишпоха» («Семья») Аркадий Шульман:
– Еще полгода назад, когда Майя Яковлевна предложила сделать фильм об Островском, я спрашивал: «А кто это?»
Да и сама Майя Казакевич («гостья из Израиля», как она предложила себя представить, что Светлана Привалова прокомментировала: «Ну, честное слово, это анекдот»; ведь уехала Майя Яковлевна 5 лет назад, а до того была многолетней активисткой городской еврейской общины) призналась:
– Я краем уха услышала, что у любимого музыканта Жени Гиршина дедушка был художником. «Как художником?! – вскрикнула я. – А мы не знаем?!»
Но другие известные художники Бобруйска его знают и помнят. Когда на открытие выставки Островского пригласили Семёна Абрамова, он сказал: «А у меня ж есть его картина!» И она тоже попала на выставку.
Бобруйский художественный музей провел большую подготовительную работу, много копались в архивах, связывались с другими музеями.
– В Национальном художественном музее было три картины Островского, две они нам дали, – рассказал куратор выставки, старший научный сотрудник Бобруйского художественного музея Геннадий Благутин. – С ними у нас хорошие отношения, нам доверяют даже картины XIX века. И в Бобруйском краеведческом три картины, две нам дали. А большинство предоставила семья.
Кстати, на картине из фонда Бобруйского краеведческого музея «В школьной мастерской» изображена и юная дочка художника Людмила. На удивление зрителей, почему девочки работают с отвертками и паяльниками, Людмила Абрамовна Гиршина пояснила:
– У нас тогда были общие «труды», и девочки работали на станках, сверлили...
Абрам Островский родился в 1911 году в украинских Черкассах. Учился в Московском художественном институте, преподавал в Рязанском художественном училище. Потом воевал. Закончил военную службу в 1946-м в Бобруйской крепости. Офицер, переводчик и художник, женился на вдове с тремя детьми и поселился в наполненном талантами дворе между улицами Бахарова, 41/30, и Советской, 28. Там жили четыре сапожника, три музыканта, три врача, два художника и один кондитер.
– Он не показывал никакой разницы, что я родная дочь, а другие – приемные, – рассказала Людмила Абрамовна. – Я даже долгое время не знала, что мои братья-сестры мне сводные.
Абрам Островский сразу же стал активистом культурной жизни Бобруйска. И первым председателем «Таварыства мастакоў Бабруйскай вобласці». Друзьями и гостями Островского были другие художники: Рубцов, Абрамов, Белогуров, Никифоров, Самочернов. Теперь все они – в соседнем зале галереи. А в зале Островского еще и архивные фотографии времен его учебы, военные и с бобруйскими коллегами.
Что касается собственно работ Абрама Островского – на выставке представлена широкая палитра, от портретов «Знатной колхозницы» через «Траншею теплотрассы», уже модернистскую, до разноцветных «Дорог через сосны».
– Что бы художник ни хотел показать или скрыть, он всегда в своих работах виден, – сказал Геннадий Благутин. – И по этим картинам видно, что Абрам Островский – добрый, светлый человек. От его работ не хочется отходить. На пенсии он занялся модернистскими экспериментами, стал лучше выражать себя и, очевидно, нащупал свой путь.
К сожалению, Абрам Островский прожил только 67 лет. «Мне пожить бы еще лет десять, и я стал бы художником», – говорил он.
– Сегодня я рад, что познакомился с таким интересным художником и человеком, – сказал Аркадий Шульман. – Его несколько работ последних лет явно претендуют, чтоб об Островском говорили, как о Художнике.
Впрочем, «классика» тоже нашла своих ценителей. «Посмотри, какие астры! – шептались посетильницы выставки. – Как живые!»
Большое количество работ Островского сохранилось благодаря Владимиру Рубцову, по рассказу Людмилы Гиршиной, он приехал на грузовике и забрал их в свою мастерскую.
А после смерти Рубцова дочь передала их бобруйскому музею, причем, многие – подарила.
Большая выставка Абрама Островского продлится в галерее (ул. Горького, 28) до 30 сентября. По соседству с выставкой Абрама Рабкина и других художников послевоенного поколения.
После чего картины Островского из фондов других музеев в последние и вернутся, другие – назад в семью, а переданные Бобруйскому художественному музею будут храниться в его фондах и некоторые – вывешиваться в постоянных экспозициях.