В сети Интернет сегодня можно найти немало публикаций о датской системе образования. Мы попросили Ирину (до переезда в Данию она, к слову, сотрудничала с «Вечеркой») рассказать о школе в Дании, поскольку ее рассказ – это не взгляд со стороны, не первые поверхностные впечатления со своими домыслами, а свидетельство мамы двоих школьников, узнавшей на собственным опыте во всех подробностях о системе обучения в датской школе.
Как оказалось, датское образование, такое необычное для нас и даже пугающее на первый взгляд, является очень продуманной школой реальной жизни, где детей с ранних лет учат ответственности, коммуникации с окружающими, уважению к чужому мнению. Но обо всем по порядку.
Сельская школа на улице Церковной
Поселок Хорнум с населением в 950 человек (сами датчане называют его городом) находится в муниципалитете (здесь их называют коммунами) Вестиммерланн (Vesthimmerland), что в Северной Ютландии. Школа Хорнума (Hornum Skole) уютно расположена на улице Церковной (Kirkevej). Первое кирпичное здание школы на этом месте было построено еще в 1906 году.
Разумеется, как и каждая школа в Дании, это учебное заведение имеет свой сайт, поэтому все, о чем вы узнаете сегодня, можно легко проверить и уточнить. А на сайте архива Дании можно найти снимки школы начала и середины ХХ века, и, что интересно, не просто фото, а с указанием имен каждого учителя и ученика.
Если зайти на сайт школы Хорнума сегодня, 31 августа, то можно увидеть на первой странице такие главные новости и такие иллюстрации к ним:
- Самые маленькие идут в школу (про переход из детского сада в школу);
- Дети сажают деревья в школьном саду («В Hornum Skole учащиеся могут получать образование не только в своих классах. Обучение происходит как на территории школы, так и за ее пределами»);
- Подробный план школьной территории с указанием, где и что находится;
- Учащийся в мастерской работает на станке (информация о профессиональном обучении для учеников 8-9 классов.
– Уже 10 августа в нашей школе начались уроки, – рассказывает Ирина. – Датская школа начинается в середине августа, на 32-й неделе (в Дании принято год считать по неделям) многие школы открывают свои двери для учеников. Но не все дети идут в школу одновременно. Это зависит от коммуны. Например в нашей коммуне дети пошли в школу с 10 августа, а в соседней – с 14 августа. А где-то, слышала, пошли в школу 16-го. Но, по плану, в каждой коммуне у школьников за год должно быть 200 школьных дней и 165 – свободных от учебы.
Кирпичик LEGO не случайно появился именно в Дании. А знаете ли вы, что всех иностранных сотрудников этой компании обязывают прочитать роман датско-норвежского писателя Акселя Сандемусе под названием «Беглец пересекает свой след»?
В этой книге содержится своеобразный моральный кодекс, исповедуемый в начале ХХ века жителями глухой ютландской деревни с выдуманным названием Янте. Интересно, что прототипом Янте является вполне реальное местечко Нюкёбинг-на-Морсе, на северо-западе Ютландии.
В основе «законов» этого городка лежит идея равенства, того самого датского или скандинавсого социализма, о котором вы, наверное, слышали. Сама же фирма LEGO появилась на свет в начале 1930-х годов в городке Биллунд, расположенном в северной части Ютландии, и в основе философии компании заложены именно эти законы.
Согласно «законам Янте», никто не должен считать себя особенным или лучше других, никто не должен смеяться над другими, считать себя умнее, больше, значительнее. В компании LEGO запрещены задержки на работе в неурочное время. Если сотрудник задерживается в офисе, показывает другим свое особое рвение в работе, это не только не вызовет похвалы со стороны начальства, но, скорее всего, такому работнику сделают строгое предупреждение и предложат еще раз перечитать законы компании.
Поселок Хорнум находится совсем недалеко от тех мест, где родилась идея LEGO, и, надо полагать, свободная атмосфера, в которой учатся здесь дети, во многом основана на тех самых «законах Янте»...
Сама же школа Хорнума, несмотря на то что деревенская и небольшая, стала известна на всю Данию благодаря одному персонажу из школьного спектакля с именем bølle Bob (хулиган или дразнила Боб). А дело было так. В 1978 году молодой преподаватель школы Хорнума, а ныне известный датский композитор Гуннар Герцен (Gunnar Geertsen) написал песню, слова к которой придумали его ученики. Первоначально песню исполнял «Hornum Koret» («Хор Хорнума»). Спустя 20 лет, в 1998 году, в Дании вышел детский фильм «Bølle-Bob», после чего песня про Боба стала популярна во всей стране.
«Однажды класс испытал шок посреди урока: из большого шкафа в углу раздался настоящий хлопок. Это была большая собака директора, она была полуживая от испуга, потому что Боб запер ее и выбросил ключи», – это перевод лишь самого безобидного куплета песни о проделках Боба.
Про школьную форму (вернее, ее отсутствие)
– Школьной формы здесь нет и парадной тоже, как у нас на торжественные дни. Дети идут в чем им удобно. Как правило, иностранных (восточно-европейских) детей можно сразу отличить по их чрезмерной опрятности.
Когда я только второй год жила в Дании, и сын Кирилл пошел в 0 класс, помню, меня очень удивило, что его будущие одноклассники пришли кто в чем: в резиновых сапогах, штанах с вытянутыми коленками, мятом платье…
Мой сын разительно отличался от них, так как пошел в школу во всем новом, специально купленном к этому дню. Но чем старше он становился, тем проще мы к его школьной одежде относились, и сегодня он одевается как любой датчанин: так как ему удобно.
На первый день учителям не дарят цветы. Дети просто идут в школу. И как сказала моя 10-летняя дочь Паула, «это никакой не праздник в школу идти».
Но все же я ей сумела как-то передать, что первый день учебы особенный. Поэтому Паула обычно в этот день сама срывает цветы с нашего сада, чтобы подарить учительнице, которую она просто обожает.
И тем не менее, особый элемент в первый день учебы есть: на школьном флагштоке торжественно поднимают флаг Датского королевства, а также встречают и провожают детей патриотической песней, которую они все вместе поют.
Дорога в школу, или Велосипеды в кустах
В туристических пабликах нередко рассказывают о велосипедах, которые в Дании валяются в кустах или оставлены на улице. Так пишут туристы, не понимающие всех тонкостей датской души и делающие свои неутешительные выводы о разгильдяйстве этого народа.
На самом деле ни один датчанин велосипед не выбрасывает, а просто оставляет на время. В Дании также никто не ворует велосипеды, но иногда можно взять покататься, а потом вернуть на место, через месяц, например. В сельской местности дети, живущие далеко от школы, как правило, на велосипеде едут к дороге, где оставляют и садятся на школьный автобус. Вечером они вернуться и возьмут свой велосипед (если, конечно, не найдется вот такой наш турист, который заберет «выброшенный кем-то» велик).
– Да, в Дании очень часто можно увидеть детей, стоящих вдоль дороги. Это потому, что как таковых остановок здесь нет и водитель школьного автобуса «собирает» детей по маршруту и также назад, – рассказывает Ирина. – Вдоль дороги можно увидеть велосипеды приставленные к дереву или столбу, это потому, что многие дети живут вдали от дороги и до автобуса им надо подъехать на велосипеде. Например, моим детям до дороги идти 7-10 минут. Поэтому их велосипеды тоже «лежали в кустах».
Случаи воровства двухколесного транспорта появились только в последнее время, с увеличением числа мигрантов. Но это в городах, а в сельской местности датчане по-прежнему не боятся оставлять велосипеды в любом месте.
– Многие дети едут сами на велосипеде до самой школы. Иметь шлем обязательно, а жилетку им выдают на уроках велосипедного тренинга, рассказывает Ирина. — А еще по результатам этого тренинга детям вручают... водительское удостоверение. Все как у взрослых. В школу приходит полицейский, принимает экзамен вождения и вручает документ. С этого момента ребенок осознает, что является полноправным участником дорожного движения, наравне с водителями автомобилей.
И тут мне вспомнилось время, когда в моей юности нужно было носить фликеры на одежде и даже милиция проверяла... А потому что не было осознанности и все было принудительно. В Дании сам школьник заинтересован получить права, чтобы ездить в школу на велосипеде.
В Дании вообще детям любят выдавать права и дипломы: например, можно получить права на управление швейной машинкой на трудах или диплом забега вокруг школы перед каникулами.
Конечно, некоторые родители привозят детей сами в школу, кто-то добирается на школьном автобусе. Для детей, живущих далее чем 2 км от школы, проезд на нем бесплатный. Коммуна оплачивает проездную карту. И тем не менее, у детей считается круто передвигаться самому, самому выбирать дорогу. А уже к 8 классу практически у каждого мальчика появляется собственный скутер.
Вы спросите, как можно заехать в школу прямо на скутере? Очень просто. Многие классные помещения здесь имеет двое дверей. Одни ведут в коридор школы, а вторые прямо на улицу.
Про школьное питание
– В датской школе как правило все носят еду с собой. В школе есть небольшая столовая, где можно купить пиццу, сосиску в тесте или сэндвич. А также йогурт, воду или молоко. Очень большое внимание уделяется здоровому питанию, постоянно детей учат, что полезно или вредно. Действует строгое ограничение сахара и вредных продуктов.
Дети учатся готовить сами, для этого в школе созданы все условия.
В школу нельзя приносить газировку, чипсы, конфеты. Только в определенные дни, например перед каникулами в специальные дни «Хогге» (hygge, время для удовольствия, приятное время провождения).
В рюкзаке у каждого школьника есть специальная коробочка с едой. Например, туда можно положить бутерброды, йогурт, свежие овощи, фрукты, мюсли бар (батончик, в составе, которого зерновые хлопья, орехи, сушеные фрукты). И вода. Сок не желательно, там много сахара.
Датские дети в основном носят черный хлеб с печеночным паштетом и огурцы, фрукты.
Варианты:
- черный хлеб с паштетом и огурец (хит);
- черный хлеб с нарезкой ветчины;
- хлеб с макрелью в томате (то еще испытание для окружающих);
- пиццы, сэндвичи, хлеб с сыром (тут уж как фантазии хватит).
А вот, к примеру, школьный завтра моей дочери Паулы:
- сэндвич с ветчиной;
- морковка;
- банановый кекс;
- йогурт;
- нектарин.
Конечно не самый здоровый вариант, но лучше чем просто булка.
Раньше в классе были холодильники (родители сами приобретали), а с этого года уже отменили. Даже во время коронавируса ограничения были, чтобы не было контактов.
Когда мой сын ходил в школу, то он очень любил такой бутерброд, как белая булка с маслом и колбасой (похожей на докторскую), а также белый батон с колбасой – это для него родное, он на нем вырос в Бобруйске. А учительница делала мне замечания, как мой ребенок может есть такие скучные бутерброды с таким толстым куском колбасы...
Для многих датчан вообще не понятно, как можно есть белый хлеб с сыром и колбасой или салями. В Дании отдельная культура и отношение к бутербродам. Потому что бутерброд тут должен быть правильный, особенный, датский. Это не просто бутерброды, а многослойные сооружения, где ингредиенты укладываются в строго определенном порядке. По-датски они называются «смёрреброд» (smørrebrød), что в переводе означает «намазанный хлеб».
Про уроки и домашние задания
– Уроки, как правило, начинаются с 8 утра +-10 минут, – рассказывает Ирина. – В прошлом году в нашей школе уроки начинались с 7:50, в этом году с 8:10. Занятия длятся до 14 или 15:00.
Уроки в датской школе такие:
Младшие классы: математика, датский, труды, физкультура, плавание, религиоведение, английский с 1 класса, музыка, природа и техника, история.
Во время занятий дети младших классов часто снимают обувь.
С 5 класса в программе появляется немецкий язык, затем со старшей школы добавляется физика, химия.
В 9 классе возможно неделя практики по желанию. Дети которые имеют сложности с изучением предмета или не хотят учиться, могут с 8 класса пойти в рабочие классы, где больше упор на практические навыки.
Дети все письменные задания делают в компьютере и практически не пишут от руки. А всем привычную школьную доску с мелом практически заменила электронная доска-экран.
Очень много практических занятий. На протяжении года ребята всем классом посещают какие-то фермы, фабрики, предприятия, службы спасателей, где им, как правило, не только все показывают, но и дают возможность самим все попробовать.
Например, когда Кирилл в пожарной части стал рассматривать бензопилу, спасатель, который был рядом, вышел с ним во двор, дал ему в руки и включил. Конечно при этом мужчина придерживал и контролировал, но все равно, у нас подобное трудно представить.
Школа выдает каждому ребенку ноутбук или планшет, если надо. Он остается в школе (раньше дети сами носили домой). Очень много используют в обучении онлайн-ресурсы.
Дети с 1 класса учатся делать проекты и презентации, логически мыслить, рассуждать и искать информацию.
А еще в 5 классе делают спектакль для всей школы, где 5 класс выступают, а другие классы активно участвуют. Поют песни, делают костюмы или декорации, пекут пироги, украшают зал. Все участвуют.
В датской школе есть плавание 1 раз в неделю до 6 класса. Это бесплатно.
На уроках пишут простым карандашом. Так легче исправлять ошибки.
Домашнее задание детям задают, но это зависит от школы. Было время когда дети должны были по максимуму сделать задание в школе, если не успел, тогда «домашка». Сейчас конечно в нашей школе есть домашнее задание, но были эксперименты когда не было.
Оценки в школе не ставят до 8 класса.
Здесь используют другую систему. Дети делают национальные тесты и их уровень оценивается как: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего и высокий. А с 8 класса уже оценивают.
Никаких дневников. Мои дети были удивлены, когда узнали что их двоюродные сестры записывают задание в дневник и есть еще журнал. В Дании все в электронном виде. В системе регистрируют только пропуски.
В последние годы систему пропуска ужесточили и теперь нужно писать заявление на имя учителя или директора, что ребенок отсутствует. Или могут лишить пособия на ребенка.
Ключевые слова, лежащие в основе датской системы образования – личная свобода и ответственность за ближнего.
Среди учеников принята взаимопомощь: более «благополучные» ученики всегда поддерживают ровесников, которым трудно учиться или адаптироваться в обществе.
Дети в небольших школах Дании знают друг друга с детского сада. Как правило они целой группой идут в 0 класс. Это хорошо, нет лишнего стресса знакомства.
Над отстающими никто и никогда не смеется. Если кто-то из детей упал, остальные ребята начинают его обнимать и утешать.
Школьники всегда гуляют на улице, в любую погоду, у них есть мозговые паузы, когда они могут выбежать на улицу прямо на уроке, а потом идут учиться. Кроме того, ученики старших классов выполняют практические задания по природоведению: например, идут на ближайший пруд, вылавливают там разных жучков и червячков и делают их описание.
После 9 класса можно пойти и выбрать рабочую специальность (наш техникум или пту). Теория чередуется с практикой. Во время практики учащиеся получают зарплату.
Внешкольная жизнь, экскурсии
– Есть родительский комитет, который собирает деньги детям на поездки в 6 классе и 9 классе. Первая поездка в столицу Копенгаген, а в 9 классе, как правило, в нашей школе едут в Берлин.
Для экскурсий мы сдаем в школьную кассу деньги 2 раза в год. Кроме того, родительский комитет устраивает классные мероприятия с платным участием, где продают кофе, чай, тортики. Как правило, все стараются прийти и внести вклад в общее дело.
Дни рождения дети, как правило отмечают всем классом дома у именинника.
Общее родительское собрание проводится 1 раз в год. На нем решают общие вопросы класса, школы. И раз в год проходит собеседование учителя с родители и учеником, где обсуждают успехи и в чем надо подтянуться. Однако, если возникнут вопросы, всегда есть возможность написать учителю онлайн.
Стоимость обучения
– Сколько стоит собрать ребенка в школу в Дании? По сути, нисколько. Кроме рюкзака и пенала с карандашами все выдают в школе: книги, тетради, краски, клей, компьютер…
В этом году для дочери мы купили только новую одежду, которую она будет носить и в школу, и в обычной жизни. Рюкзак у нее с прошлого года, пенал с карандашами тоже прошлогодний. Проезд на автобусе тоже оплачивает коммуна, так как мы живем далеко от школы.