«Бобруйск всегда был судоходным городом». Как бобруйчанин решил восстановить историческую справедливость и сделал прогулочное судно

11.8k
Ирина РЯБОВА. Фото: Александр ЧУГУЕВ.
Уже несколько месяцев бобруйчане и гости города могут наблюдать, как небольшое прогулочное судно «Мой плот» курсирует по Березине, от пляжа санатория до Назаровки и обратно.

Его создатель и владелец – Вячеслав Кравченко, председатель городской организации ОСВОД, бывший капитан прогулочного теплохода «Мечта», который «уплыл» от нас навсегда. Именно это печальное обстоятельство и подтолкнуло героя материала и его семью к строительству прогулочного судна.

01.08.2023., Бобруйск. Прогулочное судно "Мой плот" на Березине. Вячеслав Кравченко.
01.08.2023., Бобруйск. Прогулочное судно "Мой плот" на Березине. Вячеслав Кравченко.

«Класса с пятого твердо знал, что буду работать на флоте»

Детство и юность Вячеслава прошли на реке. Семья жила на улице Володарского, недалеко от Березины. Отец часто брал сына с собой порыбачить, игры местной ребятни также проходили, по большей части, у реки.

– Класса с пятого твердо знал, что буду работать на флоте, – говорит Вячеслав Владимирович. – А с седьмого был уверен, что именно на речном флоте. Река меня всегда привлекала больше, чем море. Почему-то моряки у нас в большем почете, хотя, знаете, ни один из них по окончании работы на море не стал речником. Получается, что моряк прокладывает курс на огромных водах, а некоторые морские суда по размеру меньше наших барж (морское судно может быть 50-60 метров длиной, а у нас баржа – 74 метра, плюс 26 метров – буксир). И когда моряк становится к штурвалу и смотрит, как этой штукой попасть в такую реку, он начинает понимать, что речники – это тоже очень уважаемые люди!

После школы Вячеслав поступил в речное училище в Гомеле, где получил специальность «штурман, помощник механика». Уже во время учебы отработал две полных навигации – в Пинске и в Гомеле.

01.08.2023 , Бобруйск. Прогулочное судно "Мой плот" на Березине.
01.08.2023 , Бобруйск. Прогулочное судно "Мой плот" на Березине.

После училища пошел работать на Бобруйский технический участок пути (сейчас Днепро-Березинское предприятие водных путей). Потом был небольшой перерыв на службу в ракетных войсках стратегического назначения, после чего снова вернулся на реку. Был вторым помощником капитана, вторым и первым помощником механика, капитаном-механиком, механиком на теплоходах. В 22 года довелось даже недолго поработать капитаном на небольшом судне. В 1985 году перешел работать в речной порт.

– Техучасток – это технический флот, который обслуживает реку – углубляет, очищает, но я хотел на настоящий флот, – поясняет свое решение Вячеслав Владимирович. – Речной порт занимается грузоперевозками, это мне было гораздо интереснее. Там я попал на БТ-561 (буксир-толкач ред.).

Интересно, что даже с будущей супругой, Натальей Георгиевной, Вячеслав Владимирович познакомился на воде:

– Я и ее брат, Александр Белявский, работали на одном теплоходе на техучсатке. Наше судно пришло в Могилев, где тогда работала моя будущая супруга. Она пришла к своему брату на теплоход, так мы и познакомились. Когда-то гадалка ей нагадала, что встретит она своего суженого не на земле и не на небе. Так и вышло!

В порту Вячеслав Кравченко отработал 14 лет. Затем занимался ремонтом авто. А в 2003 году его пригласили в инспекцию по маломерным судам (ГИМС). Около семи лет они с супругой работали там госинспекторами, а потом Вячеслава Владимировича назначили начальником областной Могилевской ГИМС, и возглавлял он ее до 2018-го.

01.08.2023 , Бобруйск. Прогулочное судно "Мой плот" на Березине.  Вячеслав Кравченко с дочерью Полиной.
01.08.2023 , Бобруйск. Прогулочное судно "Мой плот" на Березине. Вячеслав Кравченко с дочерью Полиной.

«Говорили, что «Мечта» нерентабельна, я бы этого не сказал»

В 2010 году, когда по Березине стал курсировать прогулочный теплоход «Мечта», руководство «Водоканала» пригласило Вячеслава Владимировича на него капитаном. По будням он работал в ГИМС, а по выходным водил проулочный теплоход. Отработал три навигации и еще лето 2019-го. А позже, как мы знаем, для «Мечты» настали тяжелые времена – из-за низкого уровня воды теплоход, по большей части, стоял на приколе. По мнению Вячеслава Владимировича, ситуацию можно было спасти:

– Реально было углубить дно даже своими силами. И за судном нужен постоянный уход, а никто этим особо не занимался. Я уверен, что флот должен быть на предприятиях флота – судоремонтных заводах, в речных портах, на техучастках, потому что мало кто понимает специфику флотской жизни и технические моменты судов. На том же «Водоканале» не было специалистов, способных обеспечить нормальный уход, обслуживание теплохода, все это было для предприятия обузой. Говорили, что «Мечта» нерентабельна, я бы этого не сказал. По тем временам, за выходные дни мы могли заработать по 18-22 миллионов «старых» рублей.

Когда были прогулки для школ, и плавали по 200 человек, они умудрялись за один рейс весь бар «вымести». И бар был первой наценочной категории, где многие товары стоили в два с половиной раза дороже, чем в магазине.

– Читал, что новые владельцы теплохода обнаружили в нем 18 сквозных дыр, – продолжает Вячеслав Владимирович (недавно мы писали, что теплоход «Мечта» был продан на аукционе, его хозяином стала столичная фирма «Суприм Ф1», и новым портом приписки будет бухта в водохранилище Дроздыприм. ред.). – Вполне допускаю такое, потому что «Мечта» столько лет стояла без дела, и корпус ее находился в воде. Когда судно эксплуатируется, его где-то пропескоструило течением с мутью, песком – все это обтирается и уносится. А так ржавчина очень сильно прогрессирует – она просто его «скушала». Новые владельцы уже со мной связались и попросили помочь перегнать «Мечту» в Речицу для ремонта. Из уважения к флоту и к «Мечте» я не смогу отказаться.

01.08.2023 , Бобруйск. Прогулочное судно "Мой плот" на Березине.
01.08.2023 , Бобруйск. Прогулочное судно "Мой плот" на Березине.

«В безопасности своего судна уверен»

Когда теплохода не стало, Вячеслав Кравченко очень переживал.

– Я считаю несправедливым, что в большом городе с судоходной рекой нет своего прогулочного судна, набережной, – говорит он. – В свое время я проплыл все белорусские воды – даже в небольших городах есть свои теплоходы и набережные. Прогулочные суда имеются в Минске, во всех областных центрах, в Мозыре и в Пинске. В Пинске – шикарная набережная, там даже построили круизный теплоход «Белая Русь», который совершает круизы по Днепровско-Бугскому каналу и рекам Буг, Мухавец, Пина, Припять. Набережные есть в Мозыре, в маленьком Шклове, в молодом Светлогорске.

Бобруйск всегда был судоходным городом, и обидно, что сейчас он остался без прогулочного судна. Мы решили внести свой посильный вклад в то, чтобы изменить ситуацию.

01.08.2023 , Бобруйск. Прогулочное судно "Мой плот" на Березине.
01.08.2023 , Бобруйск. Прогулочное судно "Мой плот" на Березине.

Инициатором, «толкачом», как говорит Вячеслав Владимирович, была его супруга. Он же поначалу очень осторожно отнесся к этой затее, но потом решил попробовать.

Сам сконструировал судно, а строить помогла вся семья и два товарища.

– Заказывал только крышу из поликарбоната в Бобруйске и мягкие окна в Минске, – рассказывает собеседник. – Окна устроены таким образом, что в непогоду они опускаются, а в хорошую погоду кондиционирование обеспечивается количеством открытых пространств. Под палубой – три лодки, каждая из которых поделена на два герметичных отсека, таким образом внизу находится шесть отсеков. Так что, если мы и «нырнем», то обязательно всплывем!

В безопасности своего плота Вячеслав Кравченко, по его словам, уверен. Тем не менее, на борту имеются спасательные жилеты для детей и взрослых, а еще запас воды.

Размер «Моего плота» – 6 на 3,6 м. Количество мест на борту – 12, вместе с капитаном.

01.08.2023 , Бобруйск. Прогулочное судно "Мой плот" на Березине. Вячеслав Кравченко с дочерью Полиной.
01.08.2023 , Бобруйск. Прогулочное судно "Мой плот" на Березине. Вячеслав Кравченко с дочерью Полиной.

«Я остаюсь скептиком, потому что бобруйчане – люди особые»

35-летняя дочь Вячеслава Владимировича, Полина, по образованию экономист и историк, выполняет функции маркетолога, пиар-менеджера и экономиста. С 18 лет она работает на Днепро-Березинском предприятии водных путей: сначала была матросом-кассиром на теплоходе «Ястреб» (предшественник «Мечты»), а сейчас – специалист по маркетингу. Так что, можно говорить уже о речной династии! Только младшая дочь, Мария, инженер, от флота пока далека.

Прогулочное судно под названием «Мой плот» – семейный бизнес Кравченко. Работать активно они начали только в июле этого года. В прошлом году было несколько пробных рейсов, в начале нынешнего лета люди «раскачивались».

– Я остаюсь скептиком, потому что бобруйчане – люди особые, – замечает Вячеслав Кравченко, который до сих пор еще сомневается в прибыльности «плота». – Помню, еще в советское время, как у нас в Бобруйске каждый второй концерт «звезд» отменялся из-за того, что билеты не продавались. Многие говорили: зачем я пойду билет покупать, если завтра увижу этот концерт по телевизору. Как я шучу: 25 лет в Бобруйске прожил – уже еврей. Вот это «еврейство» – в хорошем смысле, как желание и умение на всем экономить – черта многих бобруйчан.

01.08.2023 , Бобруйск. Прогулочное судно "Мой плот" на Березине.
01.08.2023 , Бобруйск. Прогулочное судно "Мой плот" на Березине.

«Пока буйных и пьяных у нас не наблюдалось»

Судно «Мой плот» курсирует во все дни от санатория им. Ленина (пристань находится практически там, где когда-то стояла «Мечта») вверх по течению до Назаровки и обратно. Продолжительность речной прогулки – час. Ее стоимость – 10 руб. для взрослого и 7 руб. – для ребенка. Для компании аренда – 80 руб. за час на ходу и 40 руб. – на стоянке.

– Иногда люди хотят остановиться, выйти на живописный берег, прогуляться, провести фотосессию или пожарить шашлык, а потом продолжить путешествие, – рассказывает Полина.

На борту есть столик, стулья. При желании люди могут взять с собой мороженое, напиток, во время аренды не возбраняется и бутылочка шампанского или вина.

– Главное – чтобы все было культурно, – говорит Вячеслав Владимирович. – Пока буйных и пьяных у нас не наблюдалось. Было даже, компания села скромно, а потом осторожно спрашивают: «А что, можно?» Такой культурный народ у нас. Как-то просились покататься люди в средней степени опьянения, но я им отказал.

В хорошую погоду «Мой плот» совершает до пяти рейсов в день. Последняя прогулка – в 17 часов. Но если хорошая погода, и есть желающие, то можно и позже. Бизнес ведь предполагает гибкий график.

01.08.2023 , Бобруйск. Прогулочное судно "Мой плот" на Березине.
01.08.2023 , Бобруйск. Прогулочное судно "Мой плот" на Березине.
01.08.2023., Бобруйск. Прогулочное судно "Мой плот" на Березине.
01.08.2023., Бобруйск. Прогулочное судно "Мой плот" на Березине.
01.08.2023 , Бобруйск. Прогулочное судно "Мой плот" на Березине.
01.08.2023 , Бобруйск. Прогулочное судно "Мой плот" на Березине.