Говорим «железная дорога» и подразумеваем пассажирский вокзал на станции «Бобруйск». А каких-то 20 лет назад путешествие в увлекательный мир перегонов, стрелок и семафоров начиналась совсем в другом месте – на станции «Березина».
«Билеты покупали за 45 суток»
Так могло быть только в Бобруйске. Город и его главная железнодорожная станция носили разные названия. Местные давно привыкли, а вот гостям, помню, не раз приходилось объяснять, как правильно купить билет, чтобы приехать в Бобруйск. Станция-тезка города работала и раньше, но с совсем другим назначением – прием, формирование и отправление грузовых поездов. Пассажирская часть ограничивалась лишь остановкой пригородных «дизелей».
– «Бобруйск» в те годы не мог справиться с большим пассажиропотоком. Маленькие платформы, небольшое здание, почти все пути заняты грузовыми составами, – рассказывает Алла Викторовна Бирюкова, последний начальник ЖД-вокзала на «Березине» и… первый на «Бобруйске». Как раз при ней и случилась транспортная рокировка – в 2004 году. «Перемене мест железнодорожных слагаемых» предшествовал ремонт ЖД-вокзала «Бобруйск».
Здание постройки 1900 года реконструировали и даже расширили, а вдоль путей обустроили широкий перрон и несколько платформ. В 2006 году, накануне «Дажынак», капитальный ремонт пришел и на «Березину». …Спустя 98 лет после того как здание станции было принято в эксплуатацию.
К тому времени, рассказывает Алла Викторовна, пассажиропоток уже заметно упал. Ближнее зарубежье, вдруг ставшее дальним, отправило в историю целые направления. Поезда «Рига – Гомель» и «Харьков – Калининград», курсировавшие десятилетиями, отменили. Но еще оставалась Украина.
– На поезда «Минск – Симферополь» и «Минск – Евпатория» в разгар сезона отпусков надо было брать билет за 45 суток, иначе не уедешь, – вспоминает Алла Викторовна.
Но не только курортные направления пользовались спросом. Не залеживались билеты на Москву и Львов – в эти, такие разные ныне, города тоже можно было уехать с «Березины». Всего, на рубеже тысячелетий через станцию проходило 15 пар пассажирских поездов дальнего следования. То есть составов в прямом и обратном направлениях.
Час-пик и десять пассажиров
Курортников и командировочных сменили дачники и грибники. Сегодня они – основные пассажиры станции. Об этом «Вечернему Бобруйску» рассказала заведующая билетными кассами Наталья Валентиновна Пасько. Соответственно, в ТОРе совсем другие направления: Савичи, Кветка, 331-й километр. Но и они пользуются спросом:
– За три недели июля через кассу на «Березине» продали почти 4000 билетов, – рассказывает Наталья Валентиновна, – люди, которые живут в центре города, специально садятся с «Березины» на поезда жлобинского направления – так дешевле. Через кассу станции можно купить билет на любой поезд республиканского формирования.
Чтобы гарантированно застать пассажиров, нужно приходить на «Березину» с девяти до десяти утра, с трех до четырех дня и с шести до семи вечера. В это время здесь останавливаются пригородные поезда. «Вечерка» выбрала второй вариант – самый людный. В 15.50 на станцию прибывают сразу два «региональных эконома» – на Осиповичи и Жлобин.
Но и в такой час-пик на огромный зал ожидания – не больше десяти пассажиров. Время до отправления поездов каждый коротает, в зависимости от цели поездки… в Бобруйск или на станцию назначения. 18-летний житель деревни Плесы Иван Мазейко осваивает новый смартфон – за ним и приезжал в город.
– Оторвись ты уже от телефона – не видишь, с тобой люди разговаривают, – просит мама.
Живет парень в одной деревне, а учится – в другой, в Красном береге. Сейчас каникулы, а начнется учебный год и поездки по железной дороге станут ежедневными.
Всего одну остановку вот-вот проедет бобруйчанин Петр Данилович Смыг – до остановочного пункта «Бабино». Там у пенсионера дача. В город выбирается редко. Сегодня как раз такой случай. К работе станции у Петра Даниловича претензий нет. Говорит, все аккуратно, вежливо, красиво. А вот к коллегам железнодорожников пожелание имеется.
– Утром приезжаю в город и не успеваю на автобус. «11-ка» уезжает еще до того как с платформы успеваю сойти. Раньше водители специально ждали, пока все пассажиры с «дизеля» сойдут, а сейчас… Почему бы не подождать? Хотелось, чтобы автобусный парк обратил внимание, – говорит Петр Данилович.
Два пригородных поезда разошлись во времени и в пространстве. На перроне и в зале ожидания вновь воцарилась тишина. Воспользуемся ей и вспомним тех, кто отдал станции годы работы и жизни.
– Хотела бы отметить своих коллег: Татьяну Яковлевну Каледич, Галину Сергеевну Порозову, Тамару Николаевну Шимойко, Нину Васильевну Пилипенко, Елену Николаевну Раздорожную, Валентину Михайловну Иванову, Тамару Валентиновну Потупчик. К сожалению, Тамары Валентиновны уже нет в живых, – рассказывает заведующая кассами Наталья Пасько.
«Лувр» в зале ожидания
Главная достопримечательность «Березины» – карта-мозаика железных дорог СССР. Государства от Бреста до Владивостока нет уже три десятилетия, а схема его путей сообщения осталась. Собеседница рассказывает: целые экскурсии приходили на станцию, чтобы увидеть это, без преувеличения, произведения искусства, площадью почти 100 квадратных метров.
– Не знаю как сейчас, но раньше для отдыхающих в санатории Ленина действовала целая культурная программа с посещением знаковых мест Бобруйска. Гостям города показывали крепость, а после везли на «Березину» – продемонстрировать карту. Гости были в восторге.
В этом году, ровно полвека как стену зала ожидания украсило необычное мозаичное панно. Оно и сейчас выглядит так, словно художник только-только завершил свою работу. Художник – это Семен Тихонович Абрамов. Наш земляк, бобруйчанин. Кроме карты стальных магистралей, его «перу» принадлежит мозаика на «старой хирургии» больницы имени Морзона.
– Работа заняла полгода. Эскизом стала реальная карта железных дорог, нам оставалось лишь добавить рисунки-символы городов. Со своим помощником Владимиром Митрофановичем Пинчуком трудились в небольшом подсобном помещении на территории станции. Там из модулей размером два на два сантиметра собирали фрагменты панно, а после переносили на стену. Когда показали чистовой вариант карты, кто-то из пассажиров даже крикнул «Звезду Героя художнику».
Позолоченный пятиконечник с серпом и молотом Семен Тихонович не получил, а вот 3000 полновесных советских рублей заработать удалось. Половина цены новеньких «Жигулей» по тем временам.
Кафе, ресторан и «дефицитный» магазин
Вокзал в любом городе – это место, где кипит жизнь. И не важно, где ты окажешься завтра утром – у себя дома или на другом конце страны. «Березина» не была исключением. Горожане ехали сюда не только ради путешествия в плацкарте или купе. Через дорогу от здания станции работал магазин ОРСа. Если кто не знает, ОСР (отдел рабочего снабжения) – специализированная организация, занимавшаяся торговым обслуживанием целых отраслей народного хозяйства. Особенно широко она представлена как раз на железной дороге. В советские годы в магазинах ОРСа нередко «выбрасывали» (старожилам не надо пояснять за кавычки) дефицит, а потому народная тропа сюда не зарастала. По-соседству работали парикмахерская, кафе, клуб и даже тир. А в самом здании станции гудел ресторан на 50 посадочных мест. С живой музыкой и собственной кухней.
«Имя собственного» у него не было. «Березиной» назывался еще один городской ресторан – на пересечении Социалистической и Дзержинского. Зато были постоянные посетители и много-много таксистов. Станция хоть и являась главной, но все-таки находилась на удалении от центра, а из общественного транспорта ходили только автобусы 11 и 12 маршрутов. Но в конце 1990-х ресторан закрыли. Об этом «Вечернему Бобруйску» рассказала Юлия Георгиевна Шункевич. На Березине она работает уже 30 лет.
– Пришла, чтобы посмеяться – 1 апреля 1993 года, – с улыбкой вспоминает первый рабочий день собеседница, – взяли агентом справочного бюро. Потом была дежурной по вокзалу. Работу совмещала с учебой. После декрета вернулась – уже билетным кассиром.
Кассир тогда и кассир сейчас – две большие разницы. Сейчас человеку у окошка компьютер подсказывает, сколько свободных мест есть в том или ином поезде. А раньше всю информацию приходилось узнавать по телефону.
– Приезжает, к примеру, «минский» поезд в Жлобин. Начальник поезда сообщает дежурному по вокзалу, сколько есть пустых мест. А дежурный – нам. И уже мы, на основе этих сведений, продавали билеты. Без всяких уточнений – верхняя полка, нижняя, или боковушка у туалета, – вспоминает Юлия Георгиевна.
А билетов разлеталось много. В начале 90-х станция обслуживала до 500 пассажиров в сутки, сейчас – 150 в будни и 300 по выходным. Зато почти всех своих нынешних визави Юлия Георгиевна знает лично.
– Когда заканчивается дачно-грибной сезон, многие пассажиры говорят «до свидания, до следующей весны». Но весной, увы, не все из попрощавшихся приходят за билетами. И с грустью понимаешь: человек ушел навсегда.
Но немало тех, кто возвращается. И откуда! Из-за тридевяти земель. Собеседница рассказывает, бобруйчане, осевшие в Израиле и прочих «палестинах», во время приезда на малую родину обязательно заглядывают на станцию. И как те туристы из санатория не могут скрыть своего восторга.
– Недавно заходила пожилая супружеская пара, – вспоминает Юлия Георгиевна, – «Ну, Фима, и где тут наш ресторан?», – спрашивает жена, – «он же здесь точно был».
Фима лишь пожал плечами и покачал головой: «Ну, хоть карту оставили. Заходишь, смотришь на нее и становишься на 30 лет моложе».