В этом году на Международный пленэр под Бобруйском собрались керамисты из Беларуси, России и один гость из Египта. Приехало много молодежи, на которую основатель и художественный руководитель пленэра Валерий Колтыгин и «делает ставку».
– Ну, не стариков же мне здесь собирать, – смеется мастер. – Тут нужна свежая энергия, взгляд и физическая сила.
Иван Артимович – председатель секции скульптуры Белорусского союза художников, но на «Арт-Жыжале» он новичок.
– Я могу сказать, что для Беларуси этот пленэр – абсолютно уникальное явление, и незаслуженно незаметное. Нет широкой информации, хорошего пиара, специальных информационных изданий на эту тему. Хотя у нас тут действительно яркое событие в мировом масштабе, совершенно передовое по технологии, при этом много лет оставаясь на таком вот региональном уровне. Здесь происходят современные открытия в области керамики.
Керамика – древнейшее из традиционных искусств. И если можно на сегодняшний день что-то в нем изобрести новое или в широком, международном смысле обменяться опытом, то это происходит как раз здесь.
К слову, керамика и работа с открытым огнем не являются специальностью Ивана. Как поясняет сам скульптор, обычно он больше внимания уделяет форме, а не техническим вопросам, декору или эффектам.
– Здесь для меня очень интересны специфические технологии, какие-то приемы и методы обжига, – признается собеседник.
Под руководством Валерия Колтыгина Иван Артимович подбрасывает дрова в топку необычной конструкции. На ней установлена та самая огненная скульптура, ради которой в Вербки съехалось множество гостей. Правда, выглядит композиция пока непрезентабельно – ради теплоизоляции её обернули специальным материалом и фольгой.
– Скульптура внутри полая, – объясняет Иван. – Внизу у нас топка. Жар поднимается и проходит внутри скульптуры через трубу. И сейчас медленно-медленно увеличивается температура. Сперва – до 300-400 градусов, когда уже начинается процесс, необратимый для керамики. То есть, удаляется химически связанная вода из глины. И только в этот момент, начинается, собственно обжиг.
После этого мы поднимем температуру до 1000 градусов, а дальше уже сработают мастера. Начнется шоу: они откроют скульптуру, декорируют определенным образом. Я тоже впервые буду наблюдать это действо.
Художник-керамист из Самары Юрий Малыгин рассказывает гостям пленэра о тонкостях работы с глиной.
– Очень важно качества материала, – объясняет Юрий. – Для этого пленэра мы заказывали глину через «Гжель», а для прошлого – в Славянске покупали. Вообще самые лучшие глины – в Украине. Но сейчас они недоступны и это проблема для керамистов. Например, у нас в Самаре очень много частных мастерских. И сейчас у нас нет белой глины, а только красная. А на красную глину, например, синий цвет положишь – он будет черный, зеленый положишь – он будет черный. Эта темно-красная подложка искажает все цвета. Но еще важнее температура в печи и соблюдение технологии обжига.
– Здесь все печи разные, у каждой свои задачи. Например, в этой большой печи с трубой очень высокая температура достигается. Нам для работы нужно 1250 градусов, а она разгоняется ещё сильнее. Потому приходится внимательно следить за температурой.
За печами керамисты следят парами. Как сказала молодая керамистка из Москвы Анна Марамыгина: «Огонь нас объединяет».
– Чтобы создать такие работы, как мы делаем здесь, нужна специальная печь. А чтобы топить такую печь, следить за температурой, проводить обжиг, нужно несколько человек. Большинство керамистов поодиночке с открытым огнем не работает, а собираются компанией.
Анна впервые на «Арт-Жыжале» и этот опыт, по словам девушки, оказался необычайно ценным.
– Вообще есть какая-то эйфория от места и от всего действия. У меня мало опыта, и пока что не очень получается работать в полевых условиях. Но для этого мы и здесь, чтобы научиться у более опытных наших наставников.
Минчанки Екатерина Давыдова и Карина Папроцкая тоже приехали учиться у старших коллег по творческому цеху. Карина ещё студентка и на «Арт-Жыжале» уже второй раз в качестве волонтёра. Девушки находят пленэр очень полезным для себя.
– Было несколько сложных моментов. Но это очень ценный опыт в плане практики. Это не то, что сидеть в мастерской и обжигать в электропечи. Тут много технических и технологических нюансов, которые в мастерской просто невозможно увидеть. Мы же не можем задымить изделие в помещении, например. И тут получается очень много вещей, которые я не задумывала. Вот оно вышло такое с обжига, и ты уже думаешь, что с этим дальше делать, строишь на этом свой художественный образ. В мастерской все-таки больший контроль. Как нам тут сказали, печь работает вместе с тобой. А теперь мне хочется, чтобы и в мастерской был такой элемент неожиданности. Так интереснее работать, появляются новые идеи.
Очень важна атмосфера, в которой проходит пленэр, уверена Екатерина.
– В этой обстановке всё по-другому воспринимается. Вот у тебя было пять республиканских выставок, а у этих людей уже по 45. И на официальных мероприятиях это уже такие серьёзные художники. А здесь они кушают рядом с тобой, шутят, разговаривают. И можно не стесняться что-то просить, и сами они иногда могут посоветовать. Таких пленэров должно быть больше у нас.
За разговорами мы не заметили, как стемнело, а поляна наполнилась людьми. Это из Бобруйска приехал автобус с желающими увидеть огненную скульптуру. Но гостям пришлось подождать еще немного, а в это время можно было понаблюдать за обжигом других произведений керамического творчества.
И от под звуки необычной, медитативной музыки мастера приступили к делу. Слой за слоем они сняли с фигуры, уже похожей на огромную свечу, огнеупорную вату и фольгу, и перед нами предстала ажурная башенка в огне и искрах. Зрители зааплодировали от восхищения, которое переросло в бурный восторг, как только с двух сторон на огненную скульптуру сыпанули опилки. Пламя вспыхнуло сильнее, обдав всех жаром, а в небо вырвался высокий сноп искр.
Валерий Колтыгин, главный создатель скульптуры, продолжал подсыпать опилки и кропить фигуру глазурью. Он был похож в тот момент на древнего жреца или заклинателя огня, а всё действо напоминала сказку. Маленькие зрители, которые до того жаловались на долгое ожидание, забыли обо всём, завороженно, глядя на удивительное представление.
Чуть позже, когда фигура остыла, мы рассмотрели детали. Другие участники пленэра внесли свой вклад, дополнив работу мастера Колтыгина интересными и необычными образами.
Перед отъездом, гости благодарили участников пленэра за такие яркие впечатления и шумно обсуждали вечер, который, безусловно, удался.
Уже 28 июля в Бобруйском Художественном музее каждый желающий сможет увидеть итог ХVIII Международного пленэра по керамике, встретить авторов работ.
Начало в 16.00.