Красивые особняки Бобруйска. Дом Гешеля Кастелянского

6258
Инна ОВСЕЙЧИК, старший научный сотрудник Бобруйского краеведческого музея. Фото: Александр ЧУГУЕВ
Бобруйский краеведческий музей ведет онлайн-проект «Старый дом», в рамках которого собирает сведения о бобруйских особняках конца XIX-начала XX вв., которые сохранились до наших дней. Кто их строил и кто в них жил? Сегодня узнаем про «дом Кастелянского».
07.07.2023. Бобруйск, ул. Социалистическая, 79. Этот двухэтажный дом в начале ХХ века построил бобруйский купец 1-й гильдии Бенцион Гешель Мордухов Кастелянский.
07.07.2023. Бобруйск, ул. Социалистическая, 79. Этот двухэтажный дом в начале ХХ века построил бобруйский купец 1-й гильдии Бенцион Гешель Мордухов Кастелянский.

Этот двухэтажный дом в начале ХХ века построил бобруйский купец 1-й гильдии Бенцион Гешель Мордухов Кастелянский. Еще с конца 19-го столетия он торговал мануфактурными товарами, торговля постепенно набирала обороты, и вскоре после пожара 1902 года купец Кастелянский покупает землю на центральной улице Бобруйска и строит большой каменный дом. В доме размещается магазин тканей, которым заведует его жена Хая-Рохля и где работает один наемный служащий.

Через несколько лет, в 1908 году, Гешель Кастелянский вместе с компаньоном Абрамом Тыктиным открывает лесопильный завод на реке Березине. Предприятие было оснащено паровой машиной – локомобилем на 14 лошадиных сил. Тут трудятся 12 рабочих, выработанные доски по железной дороге отправляются на юг России, в украинские города.

07.07.2023. Бобруйск, ул. Социалистическая, 79. В начале 1910-х на втором этаже дома принимал своих пациентов дантист Гирш Липманов Абелев, а его жена-акушерка оказывала
07.07.2023. Бобруйск, ул. Социалистическая, 79. В начале 1910-х на втором этаже дома принимал своих пациентов дантист Гирш Липманов Абелев, а его жена-акушерка оказывала помощь беременным женщинам.

Разработка лесных материалов становится основным промыслом купца Кастелянского, небольшую прибыль он получает от аренды помещений в своем доме на Муравьевской улице. В начале 1910-х годов на втором этаже его дома снимала квартиру семья Абелевых. Здесь принимал своих пациентов дантист Гирш Липманов Абелев, а его жена-акушерка оказывала помощь беременным женщинам, принимала и рожениц.

Во время Первой мировой войны cыновья Гешеля Кастелянского, Мордух и Арон, были призваны в армию. Младший был ранен на фронте и оказался в госпитале. В это время в Бобруйске умирает жена Гешеля, рядом с отцом – дочь Хана, которая уже успела окончить медицинский институт и стала работать женским врачом.

07.07.2023. Бобруйск, ул. Социалистическая, 79. Дом, который построил Бенцион Гешель Мордухов Кастелянский.
07.07.2023. Бобруйск, ул. Социалистическая, 79. Дом, который построил Бенцион Гешель Мордухов Кастелянский.

Лесопильный завод тоже продолжает работать, только совладельцем Гешеля Мордухова Кастелянского в этот сложный период становится Давид Зуселев Натансон. Правда, уже в конце 1918 года все лесоматериалы на предприятии были реквизированы по приказу Бобруйского ревкома, а сами Г. Кастелянский и Д. Натансон обложены чрезвычайным революционным налогом в значительном размере – 12 тысяч рублей. С трудом заплатив третью часть требуемой суммы, оба пишут прошение об освобождении от налога, но бобруйская комиссия его даже не снижает. Не видя для себя возможности примирения с окружающей действительностью, Гешель Кастелянский уезжает из СССР.

Между тем, дети его сумели состояться в советском государстве. Старший сын Михаил Григорьевич (Мордух-Симон) вступил в партию большевиков еще в 1918 году, был активным деятелем компартии Украины, хотя это не спасло его от репрессий 1937 года. Внук купца – Владимир Михайлович Костелянский (у некоторых потомков фамилия пишется через «о») после окончания физического факультета МГУ на протяжении многих лет работал в научно-производственном объединении в г. Северодонецке над созданием управляющей вычислительной техники.

«Синагога в Наровле» – одна из немногих уцелевших работ сына Кастелянского, Арона, ныне хранится в Национальном художественном музее Республики Беларусь.
«Синагога в Наровле» – одна из немногих уцелевших работ сына Кастелянского, Арона, ныне хранится в Национальном художественном музее Республики Беларусь.

Младший сын Гешеля Кастелянского, Арон, стал художником. Работал в Минске, занимался организационной работой в объединениях художников – в профсоюзе работников искусств БССР, в «Революционной организации мастеров Белоруссии» (РОМБ). В 1920-х годах художник ездил в экспедиции, писал этюды с видами беларуских местечек и портреты их жителей (к примеру, живописные полотна «Суббота», «Еврей», «Мальчик с козой»). Правда, жизнь Арона Кастелянского оборвалась довольно рано, и большинство работ не сохранилось – однажды разлившаяся весной река Свислочь затопила квартиру в центре города на улице Красноармейской, где находились картины. Одна из работ – «Синагога в Наровле», которая до войны хранилась в Белорусском государственном художественном музее – была вывезена в Германию, однако вернулась в конце сороковых годов. И сегодня три картины Арона Кастелянского находятся в фондах Национального художественного музея Республики Беларусь.

Ранее было опубликовано:

  1. Дом Голодца
  2. Дом Козловского
  3. Дом Гинденбурга
  4. Дом Эстрина
  5. Дом ЕКО
  6. Дом Клейнермана
  7. Дом Фейгина
  8. Кондитерская «Сирена»
  9. Аптека Розовского
  10. Дом Шлиомы Мнушкина
  11. Дом Вульфа Наймона
  12. Дом Песи Иосимовой
  13. Дом Давида Палея
  14. Дом Давида Барбаша
  15. Дом Михеля Даревского
  16. Дом Хаи Козлин
  17. Дом Афроима Мирковича