Купец 1-й гильдии Афроим Аронов Миркович купил землю на центральной улице города еще в конце XIX века. Построил деревянный дом, через несколько лет для большого семейства возвел пристройку к дому и флигель в глубине двора.
Купец Миркович торговал мануфактурными товарами, произведенными, большей частью, фабриками Московской губернии. В двух лавках на рыночной площади можно было приобрести шелк, атлас, плюш, шерстяные платки, голландские полотна, одеяла. Склад товаров находился в глубине двора на Муравьевской улице.
Недвижимое имущество Афроима Ароновича было застраховано в Санкт-Петербургской страховой компании «Надежда», и хозяева смогли частично возместить ущерб от пожара 1902 года, в котором все строения Мирковичей были истреблены огнем до основания. А вот движимое имущество, в том числе товар на сумму 4 тысячи рублей, не было застраховано, и попытка через суд вернуть хотя бы часть потерянных средств не увенчалась успехом.
Однако, несмотря на убытки через год после пожара семья Мирковичей строит новый каменный двухэтажный дом и еще один – во дворе. В доме, выходящем на улицу Муравьевскую, размещается мануфактурный магазин хозяев и магазин кондитерских товаров Ривки Янкелевой Шейн. Через несколько лет торговое заведение Шейн сменяет кондитерская «Сирена» Черни Сроиловой Шейниной и Евсея Сроилова Розенгауза.
Одна из дверей на первом этаже ведет в «Гранд-отель» Ехиеля Беркова Матлина. Меблированные комнаты расположены в том крыле дома, что выходит во двор. Интересно, что в одном из номеров гостиницы в 1904 году следователи опрашивали свидетелей по делам, связанным с исками страховых компаний и бобруйских мещан к правлению Либаво-Роменской железной дороги, по вине которой якобы начался тот злосчастный пожар 1902 года.
Гостиница существовала и во время Первой мировой войны, но одну из квартир хозяин сдавал доктору Мейлаху ЗеликовичуЗельдину для проживания и приема больных. В газетных объявлениях доктор писал для своих пациентов: «Д. Мирковича рядом с кондитерской Шейнина, вход, где гостиница Гранд-отель», в одном из объявлений он указывал и точный адрес: «Муравьевская, 67».
После Октябрьской революции 1917 года Муравьевская была переименована в улицу Социалистическую, при этом нумерация осталась прежней. Правда, семья Мирковичей покинула город, гостиница в середине 1920-х была закрыта, а в ее комнатах разместилась редакция окружной крестьянской газеты «Камуніст». Бобруйск тогда был центром округа, который включал отдельные районы современной Могилевской и Гомельской областей. На первых страницах газеты в номерах за 1925 год можно увидеть такой текст: «Адрас рэдакцыі і канторы: Сацыялістычная, д. №67, другі паверх. Рэдакцыя адчынена ад 10 гадзін раніцы да 3 гадзін дню».
Именно здесь работал сначала секретарем, потом ответственным редактором газеты Михаил Тихонович Лыньков. По ступенькам этого дома поднимались на второй этаж молодые белорусские писатели, которые приносили в редакцию свои первые произведения. Сергей Граховский, Пимен Панченко, Борис Микулич (тут можно было бы привести большой список).
Дом этот уцелел в годы Второй мировой войны. На снимке начала 1950-х из фондов Бобруйского краеведческого музея можно увидеть, где именно находился вход в «Гранд-отель» (а позднее – в редакцию газеты «Камуніст»), как выглядел треугольный козырек с коваными декоративными элементами. К сожалению, часть оконных и дверных проемов на первом этаже была полностью переделана во второй половине ХХ – начале XXI вв.
Ранее было опубликовано: