Весь прошлый год автолюбители гадали: «ловят» или нет камеры скорости автомобили, не прошедшие техосмотр. Потом появилась ясность: ловят, но не все. А лишь те, что фиксируют среднюю скорость. Письмо счастья за ТО можно получить, и попавшись на мобильный фоторадар-треногу.
Решив не искушать судьбу, водители массово поехали на техосмотр. Год назад на диагностических станциях царил настоящий аншлаг – по 90 машин в день. Затишья нет и сейчас. Ведь «не искушать судьбу» – это не только про штраф. Порой именно на диагностической линии выявляются неисправности, которые на дороге могут привести к фатальным последствиям. Узнали, как и для чего бобруйские водители проходят автомобильный экзамен.
Внешность – не главное
Для начала две новости. Как обычно – хорошая и… разная. С сентября 2022 года в сфере автомобильной диагностики действует единый технический регламент Таможенного союза. Документ изменил подход к оценке техсостояния транспортных средств. Некоторые критерии ужесточились, другие – наоборот.
– Мягче стал подход к внешнему виду кузова. Теперь коррозия – не повод отказывать в «допуске». Главное, чтобы все кузовные элементы были одного цвета, – рассказывает начальник диагностической станции № 152 УП «Белтехосмотр» Андрей Исаков.
С другой стороны, ужесточились требования к тормозной системе. Если раньше в пределах одной оси разница усилий могла доходить до 30 процентов, то сейчас разбежка не должна превышать 20 процентов на дисковых и 25 – на барабанных тормозах.
С отвязкой дорожной пошлины от техосмотра все три диагностические станции Бобруйска буквально вернулись к жизни. Время с 2014 по 2021 годы, когда пошлина и ТО шли рука об руку, здесь вспоминают с холодком. В лучшем случае на диагностику заезжало десять машин, часть которых – на юрлицах. Сейчас только на «152-ю» ежедневно прибывает до 70 транспортных средств. Есть даже небольшой рост в сравнении с прошлым, аншлаговым, годом.
– За пять месяцев 2022 года диагностику прошли 5 973 автомобилей и мотоциклов, с января по май 2023-го – 6 028, – сообщил Андрей Михайлович.
Основной инстинкт
Позитивную тенденцию собеседник объясняет повышением общей дисциплинированности водителей. И штраф, считает Андрей Исаков, тут ни при чем. Тем более что на первый раз можно отделаться предупреждением. Тут впору говорить об инстинкте самосохранения.
– Техосмотр выявляет неисправности, которые найдет не каждая СТО, не говоря уже о гаражах. Только на диагностической линии можно проверить надежность тормозной системы в реальных условиях, – продолжает собеседник.
Иногда такой тест-драйв заканчивается провалившейся педалью и вытекшей тормозной жидкостью. Но, уверен Андрей Исаков, лучше, когда это происходит на линии, а не в метре от бампера впереди идущей машины.
– Реакция водителей на «провал» самая разная: от «вы мне тут все сломали» до «спасибо, что спасли», – вспоминает конкретные случаи собеседник.
Неисправные тормоза – главная, но не единственная причина отказа в допуске. В ТОП-3 неисправностей также входят нарушение работы внешних световых приборов и излишняя токсичность. В итоге, из 100 заехавших на техосмотр машин 10-15-ти придется вернуться на повторную диагностику.
От «Победы» до «Теслы»
Очевидно, обслуживание автомобиля все больнее бьет по карману владельца. В июне госконтроль даже провел горячую линию, по которой можно было сообщить о завышении цен на автозапчасти. А еще ремонт, страховка, регламентные работы. Да и сам техосмотр денег стоит. Хоть и небольших – 48 рублей за «бензинку» и 48,8 – за дизель, с разрешением на допуск. Машина пока что не стала роскошью, но тенденция прослеживается. …В том числе и по отношению со стороны владельца. По мнению Андрея Исакова, досмотренных машин приезжает все больше.
– Вероятно, люди понимают: лучше один раз «вложиться», но потом ездить долгие годы, а то и десятилетия.
Возрастные автомобили, к слову, проходят ТО с первого раза. Были тут и «Победы», и «21-е Волги», и «407-е Москвичи». Вместе с ними на линию заезжают и электромобили. С начала года диагносты проверили десять таких. Диагностика – такая же, как и у авто с ДВС, кроме замера токсичности. Пока ни одной не «завернули».
«Помыла, почистила, губки подкрасила»
Заезд на диагностическую линию не предполагает наличие в салоне кого-то, кроме водителя. У бобруйчанки Натальи Рудяк случай особый. Девушка ждет ребенка. Четвертого по счету! Интересное положение – не повод игнорировать техосмотр. На процедуру Наталья приехала на Renault Laguna 2. «Франкомарка» выпуска 2001 года. Несмотря на возраст машина в исправном техническом состоянии, что подтверждено диагностической картой.
– Наверное, супруг готовил машину?
– Нет, – улыбается девушка, – водитель у нас в семье только один – я. Ничего специально не делала. Помыла, почистила, губки подкрасила, и вперед. Считаю, что лучший показатель состояния машины – ее ежедневное использование. Дача, мама, дети – поэтому постоянно за рулем и стараюсь поддерживать авто в исправном состоянии.
Транспортное средство Вячеслава – еще более почтенного возраста. Seat Alhambra 1998 года выпуска. Минивен от VAG c… бензиновым двигателем как будто только что сошел с конвейера.
– Отцовская машина, дагледжаная, – говорит Вячеслав, – Да и свои машины я стараюсь держать в порядке. У меня их две.
Собеседник признает, что содержать «автопарк» становится все дороже: «Иногда думаешь, а может, на такси?» При этом, считает мужчина, именно в старые машины заложены надежность и ресурс. И техосмотр – отличный повод еще раз в этом убедиться.