«Не берешь ничего лишнего, живешь в дороге». Как могилевчанин путешествует один на велосипеде

2365
Саша ДАРИЧ. Фото Антона Печкурова
Антон Печкуров с 2020 года ездит в дальние поездки на велосипеде. Побывал на Алтае, в Карелии, Хакасии и Дальнем Востоке. Его путешествия длятся от 10 дней до месяца. Ездить Антон предпочитает без компании.

Пробная поездка на Алтай

Антон из Могилева. но уже восемь лет живет в Новосибирске. Оттуда и начались его первые велосипедные путешествия:

– Раньше я ходил в походы с 30-ю килограммами на спине, мне это надоело, поэтому решил попробовать поехать на Алтай на велосипеде. Тем более, что расстояния там – не переходить, а вот для велосипеда – как раз. Заранее изучал тему велотуризма, просмотрел сотню роликов на Youtube и решил купить специальный туристический велосипед (туринг) из хромомолибденовой стали. Минимальная цена на такой была 600 долларов. Впоследствии вложил еще тысячу долларов в апгрейд.

"Как только устал, можешь устроить привал в любом месте и ни с кем не советоваться".
"Как только устал, можешь устроить привал в любом месте и ни с кем не советоваться".

В ту пробную поездку к Антону присоединился друг из Могилева, взяв себе велосипед и снаряжение напрокат.

Чтобы не ехать 300 км по трассе, ребята сели с велосипедами на ночной автобус из Новосибирска, а утром уже были в горах Алтая на Чемале.

– Мы катались 10 дней, сделали петлю в 300 км и на автобусе вернулись обратно в Новосибирск, – рассказывает Антон. – На Алтае огромное количество открытых живописных мест, чистейшие реки. По неопытности, взяли много еды, и зря возили лишнюю тяжесть. Каждые 30-40 км встречались маленькие деревеньки или городки, где можно закупиться едой или даже пообедать в кафе. Если не хочешь ночевать в палатке, есть турбазы. Но мы выбирали готовить на газовой плитке или спать в палатке.

Я понял, как удобно путешествовать на велосипеде, не нагружая спину. Есть фитнесс-эффект, благодаря тому, что переключаешь передачи и дозируешь физическую нагрузку. За это время у меня подкачались ноги и, как ни странно, руки.

«Попросил продать огромную семгу, а мне отдали просто так»

Поездка Антона воодушевила. Он поменял в велосипеде детали, чтобы сделать его «серьезнее» и комфортнее, и на следующий год решил отправиться в Карелию. На этот раз один. Велосипед отправил «СДЭКом» (курьерской службойред.) из Новосибирска в Приозерск, а сам приехал в Могилев и оттуда на поезде – в Санкт-Петербург:

– На электричке приехал в Приозерск и поехал на велосипеде до Петрозаводска вдоль Ладожского озера. В тот год стояла аномальная жара, поэтому большого удовольствия от поездки на велосипеде не было. Трассы там все очень хорошие, но предназначены для машин, а никак не для велосипедов. Ехал с риском для жизни мимо проносящихся со свистом фур.

Карелия. 2021 год.
Карелия. 2021 год.

В итоге, решил поехать по второстепенной дороге. Но выдержал только 60 км – было сплошным мучением ехать, как по стиральной доске, в пыли и без связи. Зато посмотрел на заброшенные финские деревни с развалившимися домами. Выехав на трассу, доехал до Петрозаводска. Погулял возле Онежского озера.

Антон Печкуров.
Антон Печкуров.

Устав от жары, Антон сел на поезд и проехал тысячу километров на север за полярный круг, чтобы попасть в Кандалакшу Мурманской области, которая находится на берегу Белого моря:

– Там на велосипеде ехал вдоль моря, сколько было возможно. И пока ехал, замерз ужасно. Из карельской жары в плюс 35 попал в плюс 10 с арктическим ветром, надел на себя все вещи и все равно не мог согреться.

– В районе Кандалакши очень много озер и рек с водопадами и порогами, – продолжает Антон. – Я приехал в рыбный сезон. Вдоль рек по обе стороны стояли десятки рыбаков, а их автомобили, припаркованные неподалеку, напоминали выставку новейших зарубежных внедорожников. Рыбы было столько, что даже мне захотелось половить. Хоть я и не рыбак, но брал с собой удочку и снасти. Был уверен, что сейчас порыбачу, но бурный поток загнал мои снасти куда-то далеко под камни и порвал. А мужики напротив одну за другой вылавливали огромных красных рыбин – горбушу или семгу. Попросил продать мне одну, а они отдали просто так. Часть поджарил, часть засолил. В местных городках покупал пирожки с красной рыбой, они там популярны так, как у нас с картошкой, и стоят одинаково. Встречал места вообще без инфраструктуры. Запомнился поселок вдоль трассы рядом с морем за полярным кругом, где нет связи и электричества, а люди используют генераторы.

Карелия. 2021 год.
Карелия. 2021 год.

«Один раз чуть не сбили, когда остановился попить воды»

Через две недели путешествие Антон закончил все в той же Кандалакше, потому что там нет никаких объездных путей, только через болота:

– Из минусов отмечу только комаров размером со слона. Средства от них, которые были действенны в Карелии, в Кандалакше совершенно не работали. Ну и сумасшедшие лесовозы на трассе. Один раз чуть не сбили, когда остановился попить воды. Кажется, они точно опаснее волков и медведей, которые в тех местах водятся, – смеется Антон.

Хакасия. 2021 год.
Хакасия. 2021 год.

Через пару недель он уже ехал в новое путешествие – в Хакасию. Взяв маршрут на левый берег Енисея до Абакана. Проколесил три недели до конца августа. Тоже поехал один.

– Одному мне очень нравится, – делится Антон. – Отдыхаешь душой и телом. Как только устал, можешь устроить привал в любом месте и ни с кем не советоваться. Тебя никто не торопит, не надо ни с кем договариваться, можно ехать в своем ритме.

Хакасию могилевчанин до этой поездки уже проезжал дважды на поезде. Но когда поехал на велосипеде, понял, что вообще ничего раньше не видел.

– Здорово ехать, когда ты ничего не знаешь про место, потому что тебя все удивляет, – отмечает Антон. – Красная земля, как в Африке. Камни на месте курганов, множество целебных озер. Купаешься в них, а выходишь, как будто заново родился.

«Ехал один, но дефицита общения не было»

В 2022 году для поездки Антон выбрал ту часть Хакасии, где еще не был – правый берег Енисея, и удивлялся природе, ничуть не похожей на ту, что на другом берегу: черноземам, пшеничным полям и березам. Доехав до Красноярска, сел на поезд и четыре дня ехал до Владивостока. Месяц катался по окрестностям и бухтам Приморского края. Сначала ближе к Южной Корее, потом в сторону Северной.

Антон прокатился по юго-западной части Приморского края, куда добраться могут в основном местные на внедорожниках вездеходах с огромными колесами.
Антон прокатился по юго-западной части Приморского края, куда добраться могут в основном местные на внедорожниках вездеходах с огромными колесами.

– Велотуризм или байкпакинг – недорогой вид спорта, и для бюджетных путешествий лучше не придумаешь, – уверен могилевчанин. – Ты не берешь ничего лишнего, живешь в дороге. Человек на велосипеде всегда привлекает людей: к тебе подойдут, расспросят, предложат помощь. Несмотря на то, что я ехал один, дефицита общения у меня не было.

Вот такой листик дуба в Приморском крае.
Вот такой листик дуба в Приморском крае.

Велосипед можно отправить любой почтовой службой или арендовать багажное отделение в поезде, в котором едешь. Также можно переправить самолетом, тоже есть такая услуга. Смысл в том, чтобы преодолевать большие расстояния, которые тебе не интересны каким-то транспортом.

Еще до поездок на велосипеде я поднимался на Эльбрус, и туда нас везли по невероятно красивым местам, но… мы смотрели на них из окна маршрутки. Ты не вдыхаешь воздух, не можешь пройтись, осмотреться, тебя привезли на точку, и все. Таких путешествий больше не хочу.

Рядом с песчаным пляжами идут скалистые, в Приморском крае около 1500 км береговой линии.
Рядом с песчаным пляжами идут скалистые, в Приморском крае около 1500 км береговой линии.

Что Антон с собой берет и сколько это стоит?

  • Велосипед в модифицированной версии – 1 500$
  • Специальные водонепромокаемые велосумки – 4 штуки по 30$ каждая
  • Спальник пуховый летний – 80$
  • Коврик надувной – 40$
  • Палатка – 120$
  • Газовая плитка – 50$
  • Система фильтрации воды – 15$
  • Стул складной – 15$
  • Велоодежда, велообувь контактная, шлем, мембранная куртка – 250$

Итого: 2 190$.

Ночевки на природе - одна из главных ценностей путешествий на велосипеде.
Ночевки на природе - одна из главных ценностей путешествий на велосипеде.

На что нужно потратиться в пути?

Цены приведены в российских рублях, в скобках – в белорусских по курсу на 11.06.2023:

  • Кемпинг – 500 руб. (18 бел. руб.) за сутки
  • Хостелы – 700-1 000 руб. (25-36 бел. руб.) за сутки
  • Расходы на еду – от 1 000 руб. (от 36 бел. руб.) в неделю, с учетом подножного корма (грибы, черника, рыба), до 7 000 руб. (250 бел. руб.). Например, цены на продукты на Дальнем Востоке выше новосибирских и могилевских в 2-3 раза. Только на еду, питаясь очень скромно, Антон потратил где-то 20 тысяч рублей (720 бел. руб.) за месяц.
Весной 2021 года Антон поехал на Байкал, катался на велосипеде вокруг острова Ольхон. Но поездка получилась короткой: было много трещин и торосов (ледяных стен) и
Весной 2021 года Антон поехал на Байкал, катался на велосипеде вокруг острова Ольхон. Но поездка получилась короткой: было много трещин и торосов (ледяных стен) и проехать оказалось невозможно.
От короткой поездки на Байкал Антон Получил незабываемые впечатления: «Первый раз ночевал на льду, удовольствие сомнительное. Ночью температура резко опускается и лед
От короткой поездки на Байкал Антон Получил незабываемые впечатления: «Первый раз ночевал на льду, удовольствие сомнительное. Ночью температура резко опускается и лед начинает сжиматься, он гудит, трещит и стреляет по всем направлениям, а возле трещины еще и взрывается с характерным звуком крошащейся ледяной стружки, падающей вниз». Фото Владимира Латынникова.
Байкал. 2021 год. Фото Владимира Латынникова.
Байкал. 2021 год. Фото Владимира Латынникова.