Красивые особняки Бобруйска. Дом Михеля Даревского

6091
Инна ОВСЕЙЧИК, старший научный сотрудник Бобруйского краеведческого музея
Бобруйский краеведческий музей продолжает онлайн-проект «Старый дом», в рамках которого собирает сведения о бобруйских особняках конца XIX-начала XX вв., которые сохранились до наших дней. Кто их строил и кто в них жил?
Здание по адресу Комсомольская, 34 в Бобруйске. Теперь здесь размещается магазин одежды « Элема».
Здание по адресу Комсомольская, 34 в Бобруйске. Теперь здесь размещается магазин одежды « Элема».

Бобруйчане, наверное, еще помнят, как «проходили флюорографию» в одноэтажном доме на Комсомольской улице в конце 1990-х – начале 2000-х годов. Само здание по адресу Комсомольская, 34, где находился в то время флюорографический кабинет, с открытой кирпичной кладкой и массивной деревянной дверью с филенками не слишком выделялось в ряду соседних домов и выглядело обветшавшим. После капитального ремонта кирпич спрячется под плотным слоем штукатурки, и дом станет более нарядным, почти белоснежным, с новой пластиковой дверью. Теперь здесь размещается магазин одежды « Элема». О хозяевах дома к началу XXI века никто ничего не знает. И все же в ходе поисков удача нам улыбнулась, удалось выяснить, кто дом построил, и кто в нем жил.

Все началось со свадьбы. В 1882 году могилевский мещанин Михель Залманов Даревский женится на бобруйской девушке Тойбе (Таубе) и переезжает на новое место жительства. Покупает деревянный дом на Адамовской улице (сегодня Комсомольская), строит еще два дома. Тойба умерла через двенадцать лет совместной жизни, оставив дочь. Михель Даревский вскоре женился во второй раз, и снова на бобруйчанке – Фейге, дочери владельца конфетной фабрики Вульфа Беленького. При этом он по-прежнему был приписан к городу Могилеву, где проживали его родители.

Михель Даревский занимается торговлей. На базарной площади в Бобруйске есть его бакалейная лавка и склады с товаром (сухофрукты, сахар, чай, кофе, мука, крупы, пряности).

Портрет Л.Б.Гецова. Рисунок Валерия Лукка
Портрет Л.Б.Гецова. Рисунок Валерия Лукка

После пожара 1902 года Михель Даревский строит на Адамовской улице каменный одноэтажный дом и сдает помещения в аренду. В 1913 году в его доме размещается квартира и кабинет для приема пациентов зубного врача Бенедикта Львовича (Бендета Лейбова) Гецова. По соседству находится городская зубоврачебная амбулатория (удивительно, что в это время существовала такая амбулатория).

В Бобруйске в это время работает всего тринадцать зубных врачей и дантистов, из них пять женщин. Зва­ние зубного врача получить сложнее, чем стать дантистом. Нужно было 2,5 года учиться в зубоврачебной школе и после её окончания сдать экзамен при медицинском факультете университета. Зубной врач в начале ХХ века был специалистом широкого профиля, он и лечил зубы, и удалял, и протезированием занимался. При этом ни зубные врачи, ни тем более дантисты к разряду врачей (лекарей) не относились.

Портрет Л.Б.Гецова. Художник Оксана Петрова
Портрет Л.Б.Гецова. Художник Оксана Петрова

Однако профессия дантиста и зубного врача позволяла неплохо зарабатывать, ведь основными пациентами были люди состоятельные. Бенедикт Львович Гецов был человеком демократических взглядов, часть заработанных денег тратил на благотворительность. Еще раньше, в самом начале века, он участвовал в сборе средств для открытия публичной библиотеки имени А.С.Пушкина (которая тогда размещалась на углу Адамовской и Романовской). Зубной врач Б.Л.Гецов был председателем попечительского совета народной еврейской библиотеки на той же Адамовской улице.

Здание по адресу Комсомольская, 34 в Бобруйске. Бывший дом М. Даревского.
Здание по адресу Комсомольская, 34 в Бобруйске. Бывший дом М. Даревского.

Сыновья Бенедикта Львовича учились в частной мужской гимназии И.Р.Годыцкого-Цвирко, дочь ходила в женскую Алексеевскую гимназию.

Старший сын Арон стал биологом. Другой сын – Борис, учился и в Харьковском университете на юридическом факультете, и в Киевском коммерческом, но военное лихолетье 1918-1920-х годов круто изменило его жизнь. После недолгого пребывания в Бобруйске в 1920 году он уезжает в Австрию на учебу в Венский университет. Работая после завершения учебы в Бельгии, уже создав семью, Борис тоскует по родным, живущим в это время в Ленинграде (родителей уже не было в живых). Семья молодого ученого Бориса Гецова в 1934 году возвращается в СССР, он работает в Центральном институте металлов, потом на заводе «Красный октябрь». Но уже в 1938 году, в один из ноябрьских дней Борис Бенедиктович Гецов не вернется с работы (только спустя много лет близкие узнают, что он был расстрелян по так называемому Списку немецких шпионов).

Здание по адресу Комсомольская, 34 в Бобруйске. Бывший дом М. Даревского.
Здание по адресу Комсомольская, 34 в Бобруйске. Бывший дом М. Даревского.

Дочь Анна закончила Ленинградский университет, стала гидробиологом, на протяжении многих лет работала в Зоологическом институте Академии наук СССР. Была близким другом семьи выдающегося генетика Николая Владимировича Тимофеева-Ресовского – того самого, о котором Даниил Гранин написал роман «Зубр».

Потомки Бенедикта Львовича Гецова сегодня живут в разных странах. Один из них – Леонид Борисович Гецов – известный специалист в области прочности металлических материалов, доктор технических наук. Родившись в 1929 году в Бельгии, этот профессор с бобруйскими корнями отличается многими талантами, естественно, отменным чувством юмора и большим кругом друзей.

Ранее было опубликовано: