Два имени Белой церкви. История «военного» храма Бобруйска

5267
Инна ОВСЕЙЧИК, ст. научный сотрудник Бобруйского краеведческого музея. Фото из документальных источников и архива «ВБ»
В 2007 году в Бобруйске праздновали столетие Белой (Свято-Георгиевской) церкви. Но, как выяснилось, храм этот немного старше. Дело в том, что о его освящении не писали в епархиальных ведомостях. Это и не удивительно, ведь храм находился в составе Военного ведомства.
В 2007 году в Бобруйске праздновали столетие Белой (Свято-Георгиевской) церкви. Но, как выяснилось, храм этот немного старше.
В 2007 году в Бобруйске праздновали столетие Белой (Свято-Георгиевской) церкви. Но, как выяснилось, храм этот немного старше.

Уточнить возраст «военного» храма Бобруйска помогла книга полкового священника Григория Цитовича «Храмы армии и флота», изданная еще в 1913 году. Автор изучал клировые ведомости российских храмов. Г. Цитович в своей книге пишет о том, что новая полковая церковь в Бобруйске была построена в 1904 году на казенные средства и освящена 3 февраля 1905 года.

Подробности об освящении нового каменного храма в Бобруйске еще в 2016 году обнаружил краевед Валерий Мельников в журнале «Разведчик» от 12 апреля 1905 года. В конце XIX – начале ХХ вв. это был популярный в армейской среде военный и литературный еженедельник. В одном из очерков журнала штабс-капитан Лошманов сообщал об освящении войсковой церкви в Бобруйске 13 марта (по старому стилю) 1905 года. В журнале была размещена и фотография нового храма.

Для людей военных это событие имело особое значение. Ведь богослужения для располагавшейся в это время в крепости 1-й бригады 40-й пехотной дивизии обычно проходили в небольшой деревянной церкви св. Иоанна Предтечи. В центре самой крепости воины ходили в церковь св. А.Невского, также не отличавшуюся большими размерами. По этой причине протопресвитер военного духовенства А.А.Желобовский ходатайствовал о выделении казенных средств на постройку церкви для полков 1-й бригады. Военное министерство выделило на постройку храма 80 000 рублей.

Торжественная закладка церкви в честь святого Николая Чудотворца (именно так она была освящена) произошла 14 июля 1902 года. К концу 1904 г. церковь уже была построена, но из-за предстоящей мобилизации войск на Дальний Восток в период Русско-японской войны освящение храма было отложено. В феврале 1905 в город прибыли войска 1-й бригады 60-й пехотной дивизии, и новую церковь передали 238-му Клязменскому полку. По случаю освящения церкви 13 марта в Бобруйске состоялся церковный парад.

Свято-Николаевский храм строился по образцовому проекту для военных церквей. За два года до закладки бобруйского храма, в 1900 году военным министром А. Н. Куропаткиным был направлен доклад императору Николаю II об улучшении быта нижних чинов российской армии. В своем докладе министр писал о необходимости строительства церквей при воинских частях «для поднятия религиозно-нравственного воспитания в войсках», для чего «необходимо разработать тип военной церкви». Доклад был императором одобрен, и при Главном штабе была создана специальная комиссия. В результате её работы появился образцовый проект военной церкви, отличавшийся экономичностью и рассчитанный на значительное число молящихся. Автором проекта, утвержденного комиссией в 1901 году, стал военный инженер Фёдор Михайлович Вержбицкий.

Образцовый проект был впервые воплощен в Петергофе при строительстве церкви для 148-го пехотного Каспийского полка. К 1917 году в Российской империи по этому проекту было выстроено более шестидесяти подобных храмов: в Баку, Ереване, Ташкенте, Красноярске и многих других городах, где размещались воинские гарнизоны.

Проект Ф. Вержбицкого был взят за основу и при строительстве военных храмов на территории Виленского военного округа, куда входил и Бобруйск.  Вот только здешние церкви гораздо выше – в «два света» (внутреннее пространство освещается не одним рядом окон, а двумя), пространство их состоит не из одного, а из трех залов (нефов), разделенных рядами колонн. В инженерном управлении Виленского округа было разработано несколько проектов церквей, отличающихся размерами, декором. Для Гродно, Двинска, Сувалок, где планировалось возвести храмы, которые могли вместить более тысячи воинов, инженер М.Позаров разработал свой проект. Для Гомеля, Бобруйска – немного иной.

Свято-Георгиевская церковь в Гомеле.
Свято-Георгиевская церковь в Гомеле.

Свято-Николаевский храм строился между крепостью и Минским форштадтом под руководством начальника Бобруйской инженерной дистанции (так называлось местное военное инженерное управление) полковника Георгия Львовича Кюстера. Одновременно он осуществлял надзор и над строительством Свято-Георгиевской церкви 160-го пехотного Абхазского полка в Гомеле (к сожалению, эта церковь была снесена в 1961 году). Неудивительно, что обе эти военные церкви – Бобруйская и Гомельская – похожи как сестры, ведь строились они по проекту одного инженера.

До 1911 года Свято-Николаевская церковь в Бобруйске именовалась бригадной, так как обслуживала два полка 1-й бригады 40-й пехотной дивизии, а с 1911 года Высочайшим приказом передана в пользование 158-го пехотного Кутаисского полка.

Главный престол храма был освящен во имя св. Николая Чудотворца, правый – в честь св. Троицы (полкового праздника 158-го полка), левый – в честь иконы Божьей Матери «Скоропослушница». Походной церковью при Кутаисском полку много лет была Троицкая церковь, она сопутствовала воинам в далеких походах и в Русско-турецкую войну, и в Русско-японскую войну. Полковым праздником всегда считался праздник святой Троицы. После того как каменный Свято-Николаевский храм передали Кутаисскому полку, главный престол не переосвящали, церковь оставалась Свято-Николаевской.

Резчики изготовили иконостас храма из орехового дерева. Одной из святынь церкви была привезенная в 1907 году из Афона икона Божьей Матери «Скоропослушница», которая была написана афонскими иноками для г. Бобруйска и его гарнизона, в благословение после Русско-японской войны.

Как и другие военные церкви, храмы на территории Виленского округа создавались в ретроспективнорусском стиле. Архитектурным прообразом нашей церкви стали каменные русские храмы XVII века, украшенные кокошниками, фигурными наличниками окон. С западной стороны, над главным входом в храм размещалась трехъярусная колокольня с шатром. Высокий шатер колокольни был увенчан главой луковичной формы на вытянутой шее. Над алтарем возвели большой купол и четыре малых. Все кресты и купола были вызолочены сусальным золотом. В престольные праздники в церкви могло находиться до тысячи человек одновременно, поэтому входы были сделаны не только на западном фасаде, но и на северном и южном. Общая стоимость всех работ составила 72 000 рублей.

В начале ХХ века Свято-Николаевская церковь стояла поблизости от березовой рощи и садов Минского форштадта. Её высокая стройная колокольня была видна издалека. Воинам, побывавшим в разных гарнизонах Российской империи и служившим в Бобруйске, видимо отрадно было видеть, что их полковая церковь ничем не хуже, чем в других городах. Похожая на другие, но не повторяет их точь-в-точь, а имеет свое лицо.

Церковь была восстановлена под руководством настоятеля храма отца Геннадия Вейго. В январе 1991 года храм был освящен в честь Святого великомученика Георгия Победоносца.
Церковь была восстановлена под руководством настоятеля храма отца Геннадия Вейго. В январе 1991 года храм был освящен в честь Святого великомученика Георгия Победоносца.

В конце 1920-х годов храм был закрыт, лишился куполов и колокольни. В разные годы его здание служило складом, мастерскими, столовой. В 1990 году здание храма, наконец, вернули православным христианам. В январе 1991 года храм был освящен в честь Святого великомученика Георгия Победоносца – покровителя православного воинства. Ведь поиски документов и свидетельств его первого освящения в те годы не увенчались успехом. Главное, что эта церковь была восстановлена под руководством настоятеля храма отца Геннадия Вейго. Проект реконструкции был разработан белорусскими архитекторами-реставраторами на основании исторических фотографий и воплощен в жизнь. Радостно, что несмотря на все разрушения и потери, сегодня этот храм выглядит почти так же, как и сто лет назад.