Да останутся ко мне равнодушны жители Центральной Азии, но их кухню я не решусь назвать в числе любимых. Помните, на вкус и цвет товарищей нет. Вот это именно тот случай.
Так что посещение ресторана «Бирария», предлагавшего в этом «гастрофестном» сезоне сет именно центрально-азиатского формата, с моей стороны поначалу можно было рассматривать как нечто сродни обряду если не мазохизма, то закаливания. При этом подчеркну: добровольного закаливания.
Но по выходу из заведения мои соображения по поводу кухни Центральной Азии, скрывать не буду, изменились.
Если указать на книгу, от которой должен был оттолкнуться каждый участвующий в Гастрофесте ресторан, то в случае с «Бирарией» это «Белое солнце пустыни», по которой снят в 1969 году кинофильм. Его сценарий написан советским прозаиком Валентином Ежовым. Фильм стал одним из самых известных в истории советского кинематографа. Правда, я почему-то на него тоже не «запал».
Тем не менее, когда это кино мы с супругой увидали на большом экране в одном из залов «Бирарии», почему-то на душе как-то посветлело. Хотя в целом в ресторане царил этакий детективный полумрак. Мы даже попросили малость осветить наше место трапезы – обходительная официантка тут же любезно принесла зажженную свечу. Стало романтично, прямо как в Каракумской пустыне.
И тут зазвучал Джо Кокер. Нам обоим очень нравится этот певец, так что после двух его композиций захотелось услышать и третью. Но тут подали шурпу из баранины с тандырской пшеничной лепешкой, и интерес к музыке малость пропал: все-таки не каждый день приходится дегустировать принесенную экзотику.
Если кто из вас не знает, что такое долма, то можете себе представить голубцы, только уменьшенные, в которых вместо капустных листьев используются виноградные. Лично я чередовал долму с блюдом под названием «Манты паровые», что дало возможность основательно проникнуться гастрономической атмосферой, в которой существуют жители пустынных азиатских районов. Примерно в них мы с супругой постепенно и превратились к середине ужина. И что удивительно, чувствовали себя при этом превосходно.
А ведь впереди нас еще ожидала самса (это такие небольшие треугольные пирожки с мясом), национальный салат «Аччик-чучук» и плов из говядины.
Вот именно последнее блюдо вызвало мой неподдельный восторг. Хотя, казалось бы, что мы, плова никогда не ели? Отнюдь. Правда, подали нам его, вопреки ожиданиям, лишь слегка теплым, а не горячим.
Тем не менее, не откажусь от родившихся в тот момент строк:
Признаюсь, я всегда готов
Голосовать за азиатский плов!
Что ни говори, но это хорошо нам известное блюдо так и не утратило способности, извините за высокий слог, сближать людей разных стран.
В этот момент мне почему-то вспомнилась беседа в середине 1990-х в Могилеве в кинотеатре «Чырвоная зорка» с Анатолием Кузнецовым, исполнителем роли товарища Сухова в «Белом солнце пустыни».
Окажись я сегодня снова рядом с киноактером, обязательно бы поинтересовался его отношением ко всевозможным гастрономическим изыскам кухни народов Центральной Азии. К сожалению, народного артиста России Кузнецова не стало 9 лет назад.
Кстати, примерно в те же годы в Москве, в Театре сатиры мне довелось беседовать со Спартаком Мишулиным, сыгравшим тоже незабываемую роль Саида в этом же культовом фильме. Так вот его-то я тогда спросил о хлебе насущном. Мишулин не преминул заметить, что в какой-то период творческой карьеры его популярность стала такой, что он мог без опаски за свое существование отправиться в одних штанах в любую точку Союза – и там бы его приняли как самого дорогого гостя: обули, одели и сытно накормили. Как и меня с Натальей в гостеприимной «Бирарии».