Погодка выдалась, что надо! После нежданной мартовской метели, на целые сутки повернувшей время вспять и заставившей тоскливо ежиться при взгляде в окно, снова выглянуло солнце и, извиняясь за оплошность, включило на полную мощь свои термоядерные реакторы. Снег шкворчал на черном асфальте, как смалец на раскаленной сковородке.
Над дорогой поднимался пар, а березы по обеим сторонам шоссе сливались в белые полосы, разделявшие сияющую лазурь и серую ленту шоссе. Все было, как я люблю: простор, небо, дорога и интересная встреча впереди.
Собственно, этой самой встречей я также был обязан погоде. Сложись в небесной канцелярии всё иначе, и встреча бы не состоялась. Мой визави уехал бы, как планировал, на берега Ясельды, в Брестскую область, или еще куда подальше. Такой уж человек, на месте не сидит. Тем и интересен.
Сергей Плыткевич, издатель, журналист, краевед и страстный фотограф хорошо известен. Да что там! В фотографических кругах он настоящая звезда. Его книги о белорусской природе и архитектурном наследии давно стали фотографическим «посольством» Беларуси за рубежом. А интернет-портал «Планета Беларусь» является, пожалуй, самым полным иллюстрированным туристическим путеводителем по нашей стране. Именно над его наполнением сегодня и работает Сергей Плыткевич со своей небольшой, но дружной командой.
Ежедневно натыкаясь в ленте Фейсбука на отчеты о новых фотографических экспедициях Плыткевича, я не переставал удивляться: как он всюду успевает? Вот сегодня он фотографирует кряжистые дубы на разливе Уборти на Полесье, у самой украинской границы, а завтра мчится на автомобиле на другой конец страны в Гродненскую область, в Ивье и Островец. Он вообще спит?
При этом Сергей буквально пытается объять необъятное и зафиксировать все мало-мальски значимые достопримечательности по пути, будь то деревенская церковь, пойменная дубрава, или просто придорожный камень причудливой формы. И уж если случается по какой-то причине менять планы, альтернативный маршрут непременно составляется так, чтобы обогатить фотоархив.
Так получилось и в этот раз: сорвался запланированный сплав по Ясельде, а мартовские атмосферные фронты рассыпали над Центральной Беларусью мегатонны припасенного для Арктики снега. На сутки календарь отскочил в февраль, а речные поймы приобрели вид затейливых линогравюр с черными дугами стариц на белоснежной «бумаге».
Именно эта природная графика и привлекла фотографа, который уже давно приземленному взгляду предпочитает вид с высоты. Картина с воздуха совсем другая. Она не только позволяет окинуть взглядом большее пространство, но и рождает новые изобразительные смыслы, новые визуальные формы. Именно так землю видят птицы. Ах, если бы они умели фотографировать!
Так или иначе, но совпадение обстоятельств и погодных феноменов привело Плыткевича к месту слияния Березины и Свислочи, где он намеревался снять с квадрокоптера весеннее половодье, заснеженные берега и деревья в воде. А анонс в Фейсбуке привел меня к Плыткевичу. Я поспешил навстречу, чтобы познакомиться и понаблюдать, как рождаются шедевры.
На обочине шоссе Р-67 Бобруйск – Березино у серого VW Polo неподвижно стоял высокий человек. Его голова была наклонена вниз, и если бы не маленький пульт с антеннами в руках, можно было бы подумать, что человек о чем-то глубоко задумался. Но нет. На тусклом в солнечных лучах экране монитора проплывала та самая картинка речных меандров, четких и контрастных на белом.
Время от времени картинка поворачивалась, рисуя землю с другого ракурса, затем смещалась вправо и влево. На периферии монитора бежали цифры координат и расстояний. В какой-то момент человек нажимал большую красную кнопку в углу, тогда раздавался характерный щелчок «затвора». И всё? – подумал я. – Так банально?
Да, современная техника существенно упростила многие фотографические задачи. Но все же техникой управляет человек. И не только в буквальном смысле — рычажками и джойстиками. Только человек способен рассмотреть в нагромождении пятен и линий гармонию и предъявить миру красоту. Для этого ему придется встать засветло, обуть высокие сапоги с гамашами и залезть по колено в топкое болото или чавкающую снеговую кашу.
И хоть сегодняшняя поездка вышла по большей части спонтанно, в основе фотографической работы Плыткевича лежит четкий план. Вначале для путеводителя «Планеты Беларусь» Сергей объехал все районы и для презентации каждого сделал несколько снимков. Позже стало возможно сосредоточиться на отдельных административных единицах и представить их подробнее.
Так появились проекты серии «Мы открываем Беларусь!»: «Брестская область», «Полоцкая земля», «Свирский край», «Столинский край», «Пинский дворик» и другие. Их заказчиками выступают местные исполкомы, отделы спорта и туризма, а также частный бизнес. Вместе с другой деятельностью по разработке туристических маршрутов, обустройству экотроп, изданием книг и календарей это позволяет зарабатывать и направлять средства на новые проекты.
А еще за время своих бесконечных экспедиций Сергей со своей супругой Натальей обзавелись огромным количеством знакомых и друзей во всех уголках Беларуси, где им неизменно рады и ждут в гости. Лично мне такая концепция мета-Беларуси со множеством горизонтальных связей кажется очень привлекательной.
Тем временем прямо из бирюзового зенита с басовитым жужжанием нам на головы обринулся квадрокоптер. Нужно признаться, летает эта штука шустро и смело. До реки метров 800, он слетал туда, минут десять повисел в воздухе и вернулся, не запыхавшись. Даже удивительно, сколько мозгов в пластмассовой коробочке. Мгновение подумав, дрон послушной птицей спланировал на ладонь фотографу и затих, как жук, сложивший надкрылья.
Следующей точкой на маршруте стало городище в поселке Свислочь. Это место уже представлено на портале, но ради эпической картины весеннего половодья Сергей заехал туда снова.
Вид с замковой горы и правда был потрясающий. Черные стволы прибрежных ив вырастали прямо из воды, а устье скромной в обычное время Свислочи превратилось в Дунайскую дельту. Далеко на горизонте Березина упиралась в корабельные сосны на левой пойменной террасе и грозила затопить Вирков, а заодно и весь Кличевский район.
На вершине фотограф достал с заднего сиденья автомобиля штатив и расчехлил монструозный телеобъектив Canon EF с фокусным расстоянием 800 мм. Телевик, больше напоминавший небольшую базуку, смотрелся на его плече брутально. Весь комплект из оптики, камеры и штатива весит около 10 кг. Бродить с таким арсеналом по буреломам Красноборской пущи в поисках лосей, самое то, как вы понимаете. Зато можно рассмотреть в мельчайших деталях жизнь дикой природы.
У стен из сурового камня мы недолго поговорили и вскоре расстались. Я направился назад в Бобруйск, по пути свернув к излучине Березины в Чучье. Там, глядя уже в свой объектив на дубы в воде, я размышлял о мечте Плыткевича – сфотографировать все озера Беларуси. А их ни много ни мало десять тысяч! Но не измеряется ли человек как раз теми задачами, что он ставит перед собой?
А Сергей намеревался проводить заходящее солнце на Свислочи. Ведь, как известно, закатные и рассветные часы – самые ценные для фотографа. Ему еще предстоял неблизкий путь в Минск, но и на этом работа не заканчивалась.
По приезде предстояло сбросить и рассортировать сегодняшнюю съемку, а потом отобрать снимки для вёрстки фотоальбома о Красноборской пуще, который готовится к печати в мае. На завтра утром Плыткевич собирался в Гродненскую область на Августовский канал, где начинались соревнования международного фестиваля водного туризма «Неманская весна». Не жизнь, а сказка!
И все-таки, когда ж он спит?