В этом году на Международный театральный фестиваль «Март-контакт» организаторы пригласили гродненский спектакль в постановке Олега Жюгжды – режиссера, известного далеко за пределами Беларуси, пишет автор Magilev.by.
Главреж Гродненского областного театра кукол сегодня востребован не только в своем городе, но и в России, и в восточно-европейских странах. Олег Олегович – лауреат Национальной театральной премии Беларуси и российской театральной премии «Золотая маска», а его спектакли – призеры многочисленных фестивалей.
Несколько лет назад могилевчанам повезло увидеть его «Пиковую даму» (17 международных наград) на сцене нашего театра – зрители были в восторге от ювелирной работы мастера.
Но сегодня немногие горожане помнят, что Олег Жюгжда начинал свой путь в режиссуру именно с Могилевского театра кукол, когда пришел сюда в 1983 году работать по распределению после учебы в Белорусском государственном театрально- художественном институте.
– Олег Олегович, каким вам запомнился могилевский период жизни и работы?
– В общей сложности я прожил в Могилеве 15 лет: послужил и актером, и режиссером, и художественным руководителем, и директором театра кукол. Я пытался не уронить тот уровень, который был задан предшествующим мастером нашего театра Алексеем Лелявским – звездой белорусской кукольной режиссуры. Он и его отец Анатолий Лелявский – мои учителя.
В те годы театр кукол среди могилевчан не был столь популярен. Помню, когда мы совместно с телевидением выпускали серию передач, проводили такие акции: становились с камерой напротив театра по улице Первомайской, я спрашивал прохожих, как пройти к театру кукол. Из десяти человек только двое знали, что мы стоим рядом с ним.
Потом мы все-таки достигли того минимума, к которому я стремился. Когда в один прекрасный день прибежала администратор и сказала: «Олег Олегович, представляете, мужик приехал на шикарной тачке и купил билеты на все представления!», я понял, что мы уже не в игрушки играем. Это был где-то 95-96 год.
90-е годы вообще интересное время. Меня окружали удивительные люди, 9 месяцев в году мы с труппой гастролировали: объездили и Россию, и Латвию, и Украину, были в Болгарии. Даже в Норвегии на фестивале произвели фурор с кукольной оперой «Красная шапочка». У Николая Стешица (актер Могилевского театра кукол, заслуженный артист Беларуси – прим. ред.) до сих пор хранится вырезка из норвежской газеты, где его называют «бриллиантовый голос».
Также у меня были постановки в Могилевском драматическом театре: «Тристан и Изольда», «Снился мне сад в подвенечном уборе», «Сестры Психеи», два детских спектакля и « Принцесса Турандот».
В общем, в Могилеве было интересно жить и работать, это был наш город. Здесь я встретил свою жену Ларису – сейчас она актриса Гродненского театра кукол.
– Как актер Олег Жюгжда стал режиссером?
– Душа попросила. Быть актером – это все время исполнять чьи-то желания. Иногда это надоедает, особенно когда есть свои мысли, свое видение, свои истории, которыми ты хочешь поделиться со зрителями. А театр – это прежде всего хорошо рассказанные и показанные истории.
Мой первый самостоятельный спектакль «Маленький принц» мы с могилевской труппой вывезли на белорусский театральный фестиваль, который проходил в Гродно. Знаковый для меня спектакль и знаковый момент: там меня наградили за дебют в режиссуре. Кстати, спустя много лет один театральный критик заметил, что спектакль «Маленький принц» стал для меня программным: я уже тогда показал, как буду работать дальше, определил свой стиль.
После этой постановки я решил заняться режиссурой профессионально и поступил в Ленинградский институт театра музыки и кино имени Н. Черкасова (1990). К моменту, когда заканчивал учебу, в Могилевском театре кукол меня уже назначили главным режиссером. Помню, приходилось самому себе подписывать характеристики в институт о проделанной практике.
Спектаклей в Могилеве в то время мы поставили очень много. Самые значимые: «Рыгорка – ясная зорка», «Красная шапочка», «Мио, мой Мио», «Три поросенка». Все эти спектакли были отмечены на фестивалях. Из взрослых спектаклей – это «Трагедия о Макбете», «Чай на двоих», – мы их забрали с собой в Гродно, когда переезжали. Прокатили эти спектакли и по всевозможным европейским фестивалям. «Чай на двоих» я ставил для себя и жены. Время было трудное, решил, что нужно сделать такую работу, которая могла бы нас в случае чего прокормить. И спектакль удался, жил долго.
– С 2003 года вы главный режиссер Гродненского театра кукол. Почему вы уехали из Могилева?
– Наверное, стало слегка тесно и захотелось чего-то большего. В Гродно театр кукол располагается в прекрасном историческом здании, похожем на могилевский драмтеатр.
Ну, и конечно, хотелось быть поближе к родителям – из Гродно мне было проще ездить в Вильнюс – я родился в Литве. А жена родом из Гродненской области, так что сейчас мы живем поближе к ее корням.
– Влияет ли как-то атмосфера города на творчество художника?
– Естественно, культурная среда, окружение, в котором ты живешь и работаешь, отличается, – это не может не влиять. Здесь чувствуется, что Польша через дорогу. Больше католиков, чем в Могилевской области. Даже Пасху в театре мы отмечаем два раза. Сначала католическую, потом православную, поскольку в труппе есть и те, и другие христиане. Но все мы друг друга любим и уважаем, а это главное. В Гродно более мультикультурная среда, что ли. Казалось бы, это не столь важно, но на самом деле исторические и религиозные традиции оказывают большое влияние на нас и на общую атмосферу города.
Не могу сказать, что на меня как на режиссера переезд очень сильно повлиял. Но все равно ты живешь в некоем культурном контексте, который так или иначе влияет на становление и мировосприятие человека.
– Вы работали в Беларуси, России, Литве, Польше, Болгарии… Есть какая-то разница в постановке спектаклей для европейской публики и нашей? Или что есть сказать, то и доносите до зрителя?
– Скорее, второе. С одной стороны, публику в других странах я не знаю, с другой стороны, дети везде дети, а взрослые везде взрослые. Постановки, скорее, отличаются актерскими работами. Впрочем, в Польше и других странах соцлагеря не так давно еще работали по той же схеме преподавания и подготовки кадров, что и у нас. Поэтому у нас достаточно близкие театральные школы.
– Белорусский театр кукол отличается от европейского, или вообще у каждого театра свое лицо?
– Это очень хорошо, если у театра есть свое лицо и он чем-то отличается от других театров. Я не могу сказать, что мы очень отличаемся от европейского или от русской школы.
Но подходом мы действительно разнимся. Кстати, сейчас в российском театре кукол в основном задают тон белорусские режиссеры: Александр Янушкевич, Игорь Казаков… Белорусы оказались крутыми мастерами, которые, можно сказать, задают тренд. В основном они ставят российскую классику. И взгляд со стороны иногда оказывается более интересным и передовым. Не зря практически все спектакли, поставленные этими режиссерами либо выдвигались на «Золотую маску», либо получали ее, либо как минимум входили в шорт-лист.
– Вы ставите спектакли с 1987 года – по сути, начинали работу в советское время. А в какой точке находится театр спустя 30 лет?
– Во-первых, технический прогресс коснулся и нас тоже. Мы работаем с другими материалами, с другим светом, с другими аудио- и видеоносителями. Казалось бы, мелочи, но много нового было привнесено именно с развитием техники. Приходится работать в условиях огромной конкуренции с шоу-бизнесом, кино, компьютерными играми. Там все «спецэффекты», конечно же, ярче, громче, насыщеннее. Но все это «неживое». Театр ценен тем, что происходящее на сцене, происходит здесь и сейчас и никогда больше не повторится. Это искусство мгновения. После нас ничего не остается. Записи спектакля не передают ни актерской энергетики, ни зрительской.
Безусловно, сегодня на театр повлияло и клиповое мышление, которое нам навязали. Я не ретроград, но бежать за этим паровозом не хочу. Театр – это живой процесс, своя вселенная. При этом он должен быть интересным и трогать за живое, чтобы через катарсис человек становился лучше.
– Вам интереснее ставить драматические спектакли или кукольные?
– Мне ближе театр кукол. Здесь каждый раз нужно придумывать заново какую-то Вселенную, в которой обитают странные персонажи, происходят интересные истории... А драматический театр в некотором смысле ограничен. Есть актер, есть зритель.
В театре кукол между ними находится кукла, которая и воплощает в себе внутренние качества персонажа, и существует в условной реальности.
Но дело в том, что со временем жанры сближаются, происходит их взаимопроникновение. В драмтеатре начинают использовать кукольные приемы, иногда даже маски, ростовые куклы. Поэтому не стоит удивляться и тому, что театр кукол давно уже вышел из-за ширмы, работает напрямую со зрителем, а не просто пытается изобразить какую-то абстрактную сказочную жизнь.
– В репертуаре гродненского театра вы сделали ставку на взрослые спектакли и показали всем, что театр кукол может быть интересней драматического.
– Наверное, мы единственный театр кукол, в Беларуси уж точно, в котором поставлено столько спектаклей для взрослых. Над этим нужно было очень долго работать, заманивать зрителя в театр, чтобы в конце концов люди сказали: «А у вас интересней, чем в драме».
Кстати, взрослые спектакли нам очень сильно помогли во время эпидемии ковида, когда театры теряли зрителя. Мы же благополучно перескочили эпидемию и одновременно приобрели зрителя за счет того, что начали показывать больше спектаклей для взрослых.
Сейчас после ковида люди снова начинают возвращаться в театр.
– Сколько спектаклей вы поставили за годы работы режиссером?
– Давно уже не подсчитывал, но где-то за 170. И все мои проекты расписаны на два года вперед.
– Над какими спектаклями работаете сейчас?
– В Гродно ставим спектакль для детей на военную тему. Материал выбрали необычный: «Похождения жука-носорога» Константина Паустовского – есть у него такая маленькая солдатская сказка. После премьеры полечу на Сахалин, где буду ставить «Медею». Потом ждет постановка народной драмы «Царь Максимилиан» в Вологде.
– Что нужно, чтобы вы согласились поставить спектакль в каком-либо театре?
– Разные критерии отбора. В основном, насколько моему замыслу подходит та или другая труппа. Я на самом деле мало отказываю. Очень трудно говорить людям «Нет».
– В прошлые годы вы бывали на «Март-контакте»?
– Не приходилось. 27 марта в Гродно мы традиционно отмечаем спектаклем Международный День театра, так что мне трудно было выбраться. Но в этом году нас пригласили со спектаклем «Локic», мы приехали, и это достаточно полезный опыт в нашей копилке фестивалей.
– Почему выбрали именно «Локiс»?
– Я люблю мистические темы. Но все, что касается спектакля, как он живет, развивается и куда его приглашают, на это я уже не совсем могу повлиять. Это тоже своего рода мистика. Нас пригласили на «Март-контакт» именно с этим спектаклем, который уже отмечен на фестивалях за лучшую женскую роль и за лучшую сценографию художника.
Что касается, легенды, то я знаю материал с детства – мама мне рассказывала эту историю в вольном пересказе. Когда возник вопрос, что бы такого поставить загадочного и мистического, мне вспомнился этот, как мы его называем, «литвинский детектив».
Интересно, как его принимают разные зрители. Мы возили «Локiс» даже в Рязань на международный фестиваль. При том, что спектакль на белорусском языке, нас неплохо приняли. Конечно, наш театр уже с именем: что бы мы не привезли, зритель пойдет смотреть.
– В Гродно есть свой фестиваль кукольных театров «Лялькi над Неманам». Чем отличается от могилевского?
– После семилетнего перерыва мы его снова провели в сентябре. А семь лет назад у фестиваля был очень удачный старт, интересный по географии. Но в прошлом году в силу определенных событий пришлось ограничить фестивальные показы только российскими и белорусскими театрами. Тем не менее, у нас была хорошая атмосфера и интересные спектакли, потому что я знал, кого приглашаю.
Задумывались «Ляльки над Неманам» как фестиваль друзей. За годы работы Гродненский театр обзавелся большим количеством друзей в разных странах. Их мы и приглашали к себе. На фестивале что ценится? Хорошие спектакли, хорошая тусовка – люди, с которыми тебе интересно пообщаться, и конечно, то, что для горожан – это событие.
– Что пожелаете театральному Могилеву?
– Что пожелать городу? Проводить фестиваль и дальше. Фестивали – это показатель состояния искусства и культуры в регионе в целом. Он позволяет и самому театру осознавать свое место в культурном пространстве и ориентироваться на лучшие образцы. Также на театральных фестивалях воспитывается и растет публика. И здесь верно высказывание: предложение рождает спрос. Люди готовы идти на хорошие спектакли, а фестиваль – это всегда экзотическое действо, тем более, что он позволяет зрителю увидеть действительно шедевральные постановки.