Антонина Бочковская (83 года):
– Моя семья здесь живет почти с самого основания поселения, поэтому знаю я достаточно много об истории этого места. Форштадты (нем. Vorstadt – «пригород», поселение, находящееся вне города или крепости) были построены после основания Бобруйской крепости в 1810 году, когда было принято решение о выселении с территории крепости городских жителей.
Сначала форштадтов было четыре, их названия соответствовали названиям ворот крепости: Минский – Минские ворота, вдоль улицы Минской; Слуцкий – Слуцкие ворота, центральная часть старого Бобруйска; Паричский – в районе хутора Ломы; Березинский – за рекой Бобруйкой. Однако постепенно все поселения разрослись, и остался только один Березинский или просто Форштадт, как мы его сегодня называем.
Ольга Тимченко (43 года):
– Еще когда училась в школе, в коридорах висели плакаты с информацией об образовании на форштадте, когда было скучно, любила почитать. А тут образование процветало. Сначала, где-то в 1810-х годах было открыто двухклассное приходское училище, проработавшее 10 лет. Через два года было основано уже дворянское училище, но в 1830-х годах было перенесено далеко от форштадта, в новое кирпичное здание. Сейчас оно не сохранилось: было разрушено в советское время. Однако вскоре на Минском форштадте открылась ланкастерская школа (где лучшие учащиеся занимаются с отстающими или преподают младшим), в доме, подаренном помещиком Булгаком, здание также не сохранилось.
Алексей Подшивалов (75 лет):
– Я здесь родился, вырос и живу до сих пор. Конечно, я много интересовался историей форштадта, читал много книг по этой теме. Сначала он был большим, но сейчас сократился до нескольких улиц на окраине города, так как одни части срослись с новым городом, другие просто остались мало заселены и превратились в отдельные поселки. Когда район был только построен, население в основном состояло из бывших военных. Но ближе к 1900 году горожане стали заниматься сельским хозяйством, тогда же тут поселился мой дед и не стал исключением: он выращивал яблоневые и вишневые деревья. Фруктовых садов было особенно много. Сейчас большинство из них не сохранилось, но у нас еще остался.
Поэтому за счет форштадтов город считался одним из самых крупных промысловых и торговых центров Беларуси. Дома были обычные, деревянные, так как кирпичные запрещалось строить: в случае нападения, враг мог использовать их как укрытие и с легостью наносить удары по крепости. Однако из-за пожаров 1900 года все деревянные дома сгорели, поэтому было принято решение теперь строить только каменные. При строительстве нового дома владелец обязан был предварительно предъявить планы постройки в чертежную комиссию, которая согласовывали эти чертежи с инженерным ведомством крепости.
Елена Карачун (42 года):
– Прожила здесь 10 лет. Потом мы с родителями переехали. Мои бабушка и дедушка часто любили вспоминать про жизнь на форштадте, а я любила их слушать. Особенно интересными были истории про Великую Отечественную войну. Деда тогда забрали в армию, а бабушка осталась с новорожденным ребенком. Так как рядом с форштадтом был аэродром, то в домах горожан, которые прятались в погребах, селились немцы-летчики. И у нас тоже жили, но были относительно добрыми, так как давали бабушке и ее ребенку еду и даже сладости.
Кирпичный завод использовали в своих целях, а потом просто разрушили. Огороды и сады не засеивались, потому что местность периодически бомбили. После войны тут еще осталось много неразорвавшихся снарядов, находят до сих пор.
Елизавета Слуцкая (19 лет):
– Я каждое лето приезжаю сюда к бабушке, и даже теперь, когда учеба отнимает немало времени. В детстве меня увлекали рассказы друзей о всяких легендах, связанных с этим местом. Одна из них – про подземные ходы под поселком. Она перекликается с легендой о ходах под Бобруйской крепостью. Точно неизвестно, были ли они, или нет. Мы с друзьями даже пытались найти их, так как вход в них, скорее всего, находился в лесу, но безуспешно.
От автора: Эта история вполне правдивая, т.к. в городских хрониках упоминается, что были подземные ходы, которые соединяли между собой Минский, Березенский и Слуцкий форштадты. Они были протяженностью 1,5 - 3 км и вели в крепость. Так что вполне вероятно, что где-то на форштадте может быть лаз в эти самые ходы.