Под присмотром классика литературы
В этом году могилевскому кинотеатру «Космос» исполняется 60 лет. С вашего позволения вчера я совершил прогулку в тамошние края – ну, чтобы запечатлеть юбиляра. Признаюсь, давненько в тех местах не бывал, а в сам кинотеатр не заходи вообще никогда! Надо же было как-то исправлять ситуацию, пишет автор Magilev.by.
Если двигаться по Пушкинскому проспекту от Октябрьского универмага в сторону Днепра через сквер 700-летия Могилева, то, не доходя до «Космоса» метров 150, обязательно столкнешься с памятником Александру Сергеевичу.
Понятно, что классика русской литературы, родившегося еще за 100 лет до изобретения братьями Люмьер киноаппарата для съёмки и проекции «движущихся фотографий», трудно как-то увязать с кинотеатром. Но вот что касается его произведений, то они экранизированы очень широко. Включая анимацию. Так что в этом отношении памятник и «Космос» хоть и косвенно, но даже дополняют друг друга.
И в этом месте, рядом с 60-летним кинотеатром нашего славного города, не могу удержаться от того, чтобы вкратце не поделиться воспоминаниями о своем детстве, которое проходило в Бобруйске, где наша семья жила ну совсем близко от «Мира». Это тоже кинотеатр, один в один повторяющий «Космос»! Как братья-близнецы. Оба строились по одному типовому проекту. Правда, могилевский возрастом помладше будет. Бобруйский кинотеатр «Мир» был построен в 1960 году.
Человек-амфибия с Фантомасом так и не появились
Любопытно, что в Бобруйске зрительные залы назывались «Голубой» и «Зеленый», а в Могилеве – «Розовый» и «Голубой».
Не буду вас погружать в те чувства, которые нахлынули на меня после того, как я вчера, 17 марта, вошел в кассовый отдел «Космоса» и бросил взгляд в фойе за стеклянной дверью… Человек-амфибия и Фантомас с членами шайки бритоголовых и великолепной семерки (все без кавычек), наверное, в этот момент должны были выйти мне навстречу.
Ну, а как же иначе, думал я. Не встретить своего преданного поклонника кинематографические «звезды» начала 1960-х не могли. Ведь сколько часов мы, пацаны, тараща глаза на киноэкран, провели (не только на сиденьях, но и на полу) в подобных очагах культуры хрущевского времени!
Оказывается, я несколько переоценивал свою роль в этом процессе. Мои бурные фантазии так и не имели продолжения в реальности…
От экшена до бадди-муви
А вот снимок 1973 года, на котором могилевчанка Таня Ложечникова сфотографирована возле «Космоса», абсолютно реалистичен. Даже несмотря на то, что глаз не всякого читателя отметит отдельные важные детали этого незамысловатого сюжета.
Вот скажите, многие ли из вас обратили внимание на необычность головного убора нашей героини? Вот и я тоже вначале подумал, что ничего особенного. Но оказалось, как пояснила Татьяна, это мотоциклетный шлем. В нем она собиралась отправиться в Вильнюс, как тогда говорили, за тряпками.
Перед поездкой девушка и сфотографировалась возле любимого на тот момент кинотеатра. А любимыми обычно становятся те кинотеатры, возле которых живешь. Танина семья тогда жила там же, неподалеку от «Космоса».
«Дело в том, что мы вместе со знакомым парнем собрались ехать в Вильнюс на его новом мотоцикле «Ява», – рассказывает Татьяна. – Маме я сказала, что едем на машине, иначе она бы меня не пустила, это ведь 200 километров в одну сторону. Утром выехали, все нормально, но недалеко от «Чырвонай зоркi», прямо на Первомайской, из арки вылетает такси «Волга» и – в нас. «Вот и съездили в Вильнюс!», – только и успела я сказать, лежа на асфальте. Но все оказалось не так уж трагично. Особых травм никто не получил, транспорт тоже почти не пострадал. Через полчаса мы продолжили путь. Только к вечеру, правда, обнаружили, что фара у мотоцикла не работала. Но больше никаких приключений с нами в ту поездку не произошло, вернулись домой благополучно. Как сейчас помню, купила я тогда себе такие модные брошки-вишенки и яркую пуховую кофту».
Выражаясь современным кинематографическим языком, начальная фаза поездки Татьяны в том далеком 1973 году прошла в жанре экшен, затем плавно перешедшем в нуар и далее – в бадди-муви.
Тогда, правда, никто таких слов и не слыхивал. Может, это было и к лучшему, кто его знает?