В начале этого года во время строительных работ в районе железнодорожного моста через Березину обнаружили костные останки человека, а при них – личные вещи: эбонитовый медальон, лезвие для бритья, ключ, кулон.
– Рабочие сразу сообщили о находке в УВД, – рассказал «ВБ» руководитель поискового отряда «Обелиск» Сергей Порозов. – Я также выезжал на место вместе со следственно-оперативной группой. Судя по найденным предметам (фрагменты солдатской обуви, кожаные ремешки, полсумки от патронов коричневого цвета, медальон), сразу было понятно, что это солдат РККА (Рабоче-Крестьянской Красной Армии).
В медальоне была найдена записка с данными солдата, ее отправили в управление Вооруженных Сил по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн – на экспертизу, рассказал Сергей Александрович.
Записка была написана чернильной ручкой, буквы частично стерлись, но благодаря современной технике удалось восстановить данные бойца.
Оказалось, что медальон принадлежал Федору Игнатьевичу Биндюкову, 1920 года рождения.
– Зная имя бойца, начали поиск информации о нем по архивным данным, первым делом – в обобщенном электронном банке данных ОБД «Мемориал», – рассказывает Сергей Порозов. – Там был найден Федор Игнатьевич Биндюков, родом из Бахчисарайского района Крымской АССР. В ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии призвался в 1940 году из Джанкойского РВК. Был рядовым 574-го стрелкового полка 121-й стрелковой дивизии. Считался пропавшим без вести.
Данная дивизия летом 1941 года дислоцировалась, в основном, в Бобруйске. 11 июня она перебазировалась в летний лагерь на военный полигон около Барановичей, где ее и застала война. А боец, о котором идет речь, остался в Бобруйске, он был здесь писарем. Это известно из его писем родным, которые также хранятся на сайте ОБД «Мемориал».
– Последнее письмо родным датировано 21 июня, то есть, накануне войны, – говорит Сергей Порозов. – Вероятная дата гибели солдата – 30 июня либо 1-2 июля, когда была оборона на реке Березина. Первая ее линия находилась в 30-50 метрах от берега, там стояли самые боеспособные части. Все указывает на то, что солдат Федор Биндюков погиб в бою, сражаясь около железнодорожного моста вместе с курсантами бобруйского тракторного училища. Немцы с высокого берега открыли минометный артиллерийский огонь. Три дня бойцы держали оборону. Но погибли, приняв свой первый бой.
«Больше мне не пишите, – сообщает Федор Биндюков в последнем письме родным, – потому что наша вся дивизия ушла пешком на Германскую границу. Пошли туда все войска, а я остался в Бобруйске лишь потому, что сейчас работаю писарем у коменданта крепости. Скоро, наверное, и я уеду. Живу пока ничего. Живу не в казарме, а в отдельном домике в крепости. Работаю почти круглые сутки. Но работа не трудная. Писарем работать легко».
Также из письма 21-летнего Федора узнаем о его двух сестрах, которые перешли в седьмой класс, с чем он их поздравляет. Высылая родным свое последнее фото, солдат пишет о себе с юмором: «У меня полтора месяца болели зубы, и пухла то правая щека, то левая. На этой фотокарточке я получился похожим не то на поросенка, не то на свиненка! Только вы не смейтесь с меня и никому не давайте эту фотокарточку...»
– Мы «зачистили» то место, где непосредственно боец погиб, – говорит Сергей Порозов. – Составили информационный лист, и, думаю, уже в этом году специалисты 52-го отдельного специализированного поискового батальона Вооруженных Сил Беларуси проведут более тщательную разведку, потому что площади там большие, и вполне возможно, что он там не один. Оборона на Березине длилась три дня, и погибших было много.
Останки солдата пока переданы на хранение общественному объединению «Поисковый отряд «Обелиск». Решается вопрос торжественной их передачи родственникам погибшего либо перезахоронения со всеми почестями в Бобруйске.
Найдены племянницы Федора, им уже сообщили о находке останков их родственника. С их слов, родители и сестры Федора после войны долгое время искали его следы. Жаль, им так и не довелось узнать, где покоится прах сына и брата…
– Спустя более чем 80 лет солдат вернется из пропавших без вести, – подытоживает Сергей Александрович. – Он, наконец, обретет покой, и память о нем будет передаваться его родными из поколения в поколение.