Олег Руденков – эксперт-автотехник сектора криминалистических экспертиз Бобруйского межрайотдела Госкомитета судебных экспертиз. Специалист, которому по роду деятельности приходится разбираться во всех тонкостях эксплуатации транспортных средств. Поэтому именно ему мы задали ряд волнующих автолюбителей вопросов.
В чем разница между летними и зимними шинами?
– У летних и зимних шин разный состав резины, – объясняет Олег Руденков. – При понижении температуры все твердеет, поэтому зимние шины делают более мягкими – и при минусовой температуре они обретают оптимальную жесткость. А летним, наоборот, надо оставаться достаточно твердыми при жаре, поэтому они тверже зимних. И поэтому их используют только при плюсовой температуре – излишняя жесткость, что появится на холоде, заметно снижает сцепные качества таких шин с дорогой. Большинство исследований показывает, что сцепные свойства летних шин снижаются при температуре ниже +5.
Можно ли ездить летом на зимних шинах?
– Летом на «зиме» ездить не запрещается и, конечно, можно, но недолго. Экономически нецелесообразно, ведь из-за своей мягкости такие шины быстрее изнашиваются.
Когда переходить на летнюю резину?
– По Правилам дорожного движения менять шины на летние можно с 1 марта. Но лично я перехожу на них, когда температура на улице устанавливается на уровне +10. До это «зима» еще себя прекрасно чувствует, дополнительного износа нет. Они могут быть более шумными на сухой дороге, но безопасность важнее комфорта. У нас и в конце марта всякие «Хавьеры» могут быть...
По этой же причине и осенью лучше заблаговременно «переобуться». Опустилась средняя температура ниже +10 или увидели по прогнозу погоды снег – на шиномонтаж, не ждите декабря. Да и в очередях меньше стоять.
«В СССР зимних шин не было»?
– В СССР зимние шины были, – развенчивает расхожий миф эксперт. – Была модель «НИИШП-Ралли», наша же «Белшина» ее выпускала – именно зимнюю модель. «НИИШП-Ралли» были в обычной продаже, их ставили на легковушки, чаще на «Нивы», но, бывало, и на «Жигули», как мой отец. Другое дело – не было требований к обязательному использованию зимних шин, некоторые шины считались всесезонными. Тогда больше смотрели на рисунок протектора.
Кстати о рисунке
– Мало установить зимой зимние шины, есть и дополнительные условия, – напоминает эксперт. – По правилам высота рисунка протектора (или же глубина прорезей в шинах) для использования на заснеженном или обледеневшем покрытии должна быть не меньше 4 мм (на сухой и влажной дороге для легковых машин допускается 1,6 мм). На «лысых» шинах только в «Формуле 1» гоняют, и то на специальных. При движении снег забивает протектор, и при малой высоте рисунка тот практически исчезает, в результате ухудшается сцепление шин с дорогой, уменьшается замедление при торможении, на поворотах повышается вероятность заноса.
Еще раз обращаю внимание – требование к высоте рисунка протектора не зависит от наступления календарной зимы! Снег может пойти хоть в мае, хоть в октябре – и даже на летних шинах протектор должен быть 4 мм.
– А вообще, – добавляет эксперт, – если заботиться о безопасности, правило простое: снег выпал – на летней не выезжай!
Разные шины на разных колесах – что не так?
О неправильности установки на один автомобиль шин разной системы, наверное, все наслышаны. По причинам этого пройдемся подробнее.
– На управляемость влияет не только «лысая» резина, но и сам рисунок протектора, – объясняет эксперт. – Разный рисунок неодинаково отводит из места соприкосновения с дорожным покрытием воду и мокрый снег, дает разное пятно контакта. А, как известно из школьного курса физики, чем больше площадь, тем меньше давление, и наоборот, значит, у шин с разным рисунком будут разные сцепные качества, что особенно актуально при торможении и движении на закруглениях дороги. В некоторых случаях при установке на одной оси шин с различным рисунком протектора даже при движении по однородной дорожной поверхности эффект может быть примерно такой, как выехать одной стороной автомобиля на скорости с асфальта на обочину. А если ехать левым и правым колесом словно по разным дорогам – ничего ж хорошего не выйдет.
А еще бывают шины разной конструкции – радиальные и диагональные. В диагональных нити корда перекрещиваются, в радиальных – нет. Диагональные проще в производстве и ремонте, их боковые стенки прочнее. У радиальных лучше плавность хода, они медленнее изнашиваются и вообще более предсказуемы на дороге. Диагональные шины еще в ходу на сельскохозяйственной технике, специализированной военной, на погрузчиках и некоторых грузовиках, остальные все же массово ездят на радиальных. Но если у вас шины диагональные, не ставьте к ним радиальные! На влажной дороге или при смене покрытия интенсивность замедления у шин различной конструкции разная, как и сцепление с дорогой – все это может привести к плохой управляемости, к проблемам при торможении и маневрировании.
Отметим, что все сказанное относится к установке шин с разными характеристиками на разные стороны одной оси автомобиля. Если слева и справа на одной оси, передней или задней, стоят шины разной конструкции, с разным рисунком – может наступить боковой увод. Такая установка запрещена ПДД.
На одной оси транспортного средства обязательно должны стоять полностью идентичные шины: одной модели, с одинаковым рисунком, одинаковым индексом скорости и несущей способности. В шинах одной модели все эти параметры, как правило, будут совпадать.
Например, в каталоге нашей «Белшины» или штамповкой на боковине самой шины видите: Бел-78 195R14C. Тут «Бел-78» – это сама модель. Какое-нибудь «Бел-78S» будет уже другой моделью. А добавление 195R14C или 195/80R14C – это размеры, которые подробно при штамповке могут не указываться, но для одной модели будут одинаковы.
А если шины разных характеристик стоят попарно на разных осях – будет менее комфортно, но не страшно, опытные водители справятся, такая установка допускается.
Шины и жара
– Для современных легковых шин без разницы: 20 градусов тепла или 40, – уточняет эксперт-автотехник. – Но следует предупредить вот о чем: при высоких температурах происходит выпотевание битума, который входит в состав асфальта и герметизирующих швов бетонных плит (на бетонных дорогах, на мостах). Если асфальт хороший, то это выпотевание небольшое, и оно даже на пользу – коэффициент сцепления шин с дорогой может увеличиться. А если плохой или на швах бетонных плит, где битум «потеет» сильнее – коэффициент сцепления может значительно уменьшиться.
Гололед в жару – как такое может быть?
В продолжение предыдущего пункта Олег Руденков рассказал потрясающий случай из практики.
– Было необычное ДТП в Минской области – легковой автомобиль столкнулся с трактором. Что тут необычного? Легковушка догоняла тихоходный трактор, водитель стал замедляться... и не смог. Лето, сухо, ровная дорога, тормоза полностью исправны – а машина не останавливается! Проскользила, как по льду, и врезалась в трактор.
Оказалось, что из трактора вытекало дизельное топливо. И (для проверки этого проводили специальные эксперименты) соединение дизтоплива с выпотевшим битумом превратило асфальт практически в лед, в масло.
Случай, конечно, единичный, но бывает и такое. Так что, если видите на дороге разлитое пятно неясного происхождения – полное внимание, и объезжайте его.
Способ проверки дороги на ходу
В завершение эксперт Олег Руденков поделился простым способом оценки состояния дорожного покрытия и сцепления с ним колес прямо на ходу. Но предупредил, что он подходит только для опытных водителей на ровной прямой и сухой дороге, при отсутствии пешеходов и других транспортных средств, движущихся или припаркованных!
– Немного разогнаться и резко затормозить. Если сработает антиблокировочная система тормозов или произойдет блокировка колес, сопровождающаяся характерным звуком, автомобиль несколько отклонится в сторону от начальной траектории движения – следует быть более внимательным и осторожным на дороге, не предпринимать необдуманных действий.