Жительница Московской области ищет следы летчика, погибшего под Бобруйском в июне 1941-го

4570
Ирина РЯБОВА. Фото предоставлено Еленой Шутовой
Известно что летчик, Киселев Алексей Владимирович, погиб под Бобруйском в июне 1941-го года. Поисковик хочет узнать больше об истории, которой более 80 лет...

В редакцию обратилась Елена Шутова из города Балашиха Московской области:

Елена Шутова (справа) во время поездки в Бобруйск со старшим научным сотрудником Бобруйского краеведческого музея Инной Овсейчик, 2021 год.
Елена Шутова (справа) во время поездки в Бобруйск со старшим научным сотрудником Бобруйского краеведческого музея Инной Овсейчик, 2021 год.

«Разрешите представиться, Шутова Елена Ивановна, являюсь офицером запаса, занимаюсь поисковой работой, изучаю историю боевых подразделений времен Великой Отечественной войны. Состою в поисковом клубе «ВИККРУ» Могилёвской области. Родом я из Дрибинского района Беларуси, проживаю в Балашихе Московской области.

Два года назад с сыном были в Бобруйске, очень понравилось! К нам отнеслись с большой теплотой везде, куда мы обращались. И в гостинице, где проживали, и в краеведческом музее. Даже когда ехали в маршрутке от Могилева до Бобруйска, разговорились с водителем, рассказали, что ищем информацию о погибших летчиках в годы Великой Отечественной, он нам рассказал ту информацию, которая была ему известна. Уверены, что приедем ещё не раз!

Я решила обратиться в вашу редакцию с просьбой найти информацию о захоронении погибшего летчика в июне 1941 года – Киселеве Алексее Владимировиче. Он погиб недалеко от Бобруйска.

Возможно, публикация в газете о поиске информации сможет помочь в поисковой истории, которой более 80 лет. Может, кто-то помнит о гибели летчиков, падении самолетов. Возможно жители района смогут поделиться какой-то информацией, буду очень благодарна за помощь».

Учетно-послужная карточка офицера - Киселева Алексея Владимировича.
Учетно-послужная карточка офицера - Киселева Алексея Владимировича.

О гибели боевого товарища вспоминает Виктор Павлович Ушахин, младший лейтенант, летчик 63-й отдельной авиаэскадрильи, приданной 63-му стрелковому корпусу 21-й армии (информация с официального сайта движения «Бессмертный полк»):

«В июне 1941 г. часть находилась в военных лагерях в Саратовской области в с. Кувыка. 16 июня 1941 г. всей 21 армии был дан приказ перебазироваться на новое место в неизвестном направлении. Начались срочные сборы. Перед отправкой эшелона был дан приказ разгрузить боевой запас, он был привезен на автомашинах другой частью. Личный состав понял, что что-то неладно. Из Саратова воинский эшелон вышел в тот же день. В Брянске узнали от военного коменданта, что на западной границе концентрируются немецкие войска. Поняли, что едем на войну, хотя она и не была объявлена.

28 июня севернее города Бобруйска немцы навели переправу через реку Березину понтонный мост. Во второй половине дня нашей летной части был дан срочный приказ – уничтожить переправу. Самолеты, груженые бомбами, вылетели с интервалами через 5 минут. Мы начали вести наступательный бой. Немецкий самолет был подбит. Во время обстрела я увлекся, в это время другой мессершмитт подошел на близкое расстояние и дал очередь. Я получил ранение в левую руку – 7 пулевых и в левую ногу осколком разрывной пули. Начал терять сознание. Собрал всю свою волю, старался поднять голову, наконец, понял, что я теряю сознание. Последняя мысль – выключить зажигание, чтобы не сгореть при ударе о землю.

Фото из архива семьи Виктора Павловича Ушахина (на фото он первый слева в верхнем ряду). Алексей Владимирович Киселев – в верхнем ряду третий.
Фото из архива семьи Виктора Павловича Ушахина (на фото он первый слева в верхнем ряду). Алексей Владимирович Киселев – в верхнем ряду третий.

Очнулся – меня ведут под руки местное население – старики, женщины, подростки. Я спросил: «Где Лешка?» – о Киселеве. Мне ответили: «Он убит... Приподняв голову, я увидел впереди лошадь, запряженную в арбу (белорусская телега со стенками). Снова потерял сознание. Очнулся от боли – я был в крестьянской избе, с меня снимали сапог с раненой ноги. Я велел разрезать сапог. Когда разрезали, сапог был полон свернувшейся крови. А я до этого и не знал, что нога ранена. После этого момента я не терял сознание…

Названия деревни, в которой я был, жители которой меня спасли, я не помню, т.к. был в тяжелом состоянии, потерял много крови. Что-то вспоминается Шабалино, Березино, Березники – точно не знаю. Хорошо помню, что это было юго-восточнее Бобруйска. Хорошо бы найти этот населенный пункт и на месте гибели моего друга Киселева Алексея поставить обелиск. Местное население может помнить этот случай, когда тяжело раненый летчик посадил самолет на болото, а штурман оказался в самолете убитым, и, наверное, похоронен местными жителями».

Если вы владеете какой-то информацией об описанных событиях, свяжитесь с Еленой Шутовой по телефону в России: +791-68-396-800 (есть Ватсап, Вайбер, Телеграм) или напишите на электронную почту: shutovael@yandex.ru