Красивые особняки Бобруйска. Дом Шлиомы Мнушкина

10.3k
Инна ОВСЕЙЧИК. Архивное фото из открытых источников. Современное фото: Александр ЧУГУЕВ
Бобруйский краеведческий музей продолжает онлайн-проект «Старый дом», в рамках которого собирает и сохраняет сведения о бобруйских особняках конца XIX-начала XX вв., которые сохранились до наших дней. Кто их строил и кто в них жил?
Дом Шлиомы Мнушкина на углу улиц Пушкинской и Шоссейной (сегодня Бахарова).
Дом Шлиомы Мнушкина на углу улиц Пушкинской и Шоссейной (сегодня Бахарова).

Мещанка Хася Мордухова Мнушкин в 1909 году берет ссуду для завершения строительства двухэтажного дома на углу улиц Пушкинской и Шоссейной (сегодня Бахарова). Уже в следующем, 1910 году, ее муж, Шлиома Мееров Мнушкин открывает на первом этаже нового дома электро-театр «Эденъ». Электростанции в это время еще не было, и для своего театра хозяин покупает автономную дизельную электроустановку, экран, проектор, а также мебель и другое необходимое оборудование.

Еще два электро-театра («Весь мир» и «Гигант») находятся в самом центре Бобруйска, а заведение Мнушкина – в юго-западной части города, на оживленной Шоссейной улице.

Хозяева кинематографических заведений не помышляли о собственных оригинальных названиях, а подражали столичным или заграничным (из Франции в Россию пришло название «L’Eden Théâtre»). Вывеска «Эденъ» красовалась на здании электро-театра в Минске (как, впрочем, и «Гигант»).

О картинах, которые можно было посмотреть в электро-театре, сообщали афиши и первые полосы газет. Крутили, в первую очередь, новинки кинематографа. Так, иллюзион «Эденъ» в марте 1912 году предлагал посмотреть французскую историческую драму «Осада Кале» и комедию «Мечты Прэнса», снятые в предыдущем году, сообщала газета «Бобруйские отклики».

В эпоху немого кино сеансы сопровождались игрой пианиста, а для привлечения публики Мнушкины приглашали и гастролирующих музыкантов («Сверх программы гастроли знаменитой итальянской симфонической капеллы малолетних феноменальных виртуозов», значилось в афише). Стоимость билетов незначительно отличалась для тех, кто сидел в первых рядах на венских стульях, и для тех, кто сидел подальше от экрана, на скамьях.

В 1913 году электро-театр на углу Шоссейной и Пушкинской сменил название на «Художественный». Почему хозяин дал новое имя? Неизвестно, возможно его впечатлила вывеска «Электро-театр Художественный» в Москве.

Электро-театры продолжали работать и после революции 1917 года, и в условиях оккупации города польскими, немецкими войсками. Так, 1 мая 1918 года «Художественный» предлагал итальянскую уголовную драму «Бандиты шайки мертвой головы», а в заключение – роскошную комедию «Дядюшка флиртует» (об этом сообщал «Бобруйский голос»). Сеансы начинались в 5 часов вечера, а по будням – в 6.

В начале 1990-х «Пролетарий» был закрыт.
В начале 1990-х «Пролетарий» был закрыт.

В годы НЭПа многие коммунальные здания, в том числе и кинотеатры, сдавались в аренду частным лицам. Но уже в 1926 году с Мнушкиным, арендатором кинотеатров «Художественный» и «Гигант», расторгли договор аренды. Шлиома Меерович «передал государству» имущество кинотеатра «Художественный»: скамейки, стулья венские, экран, люстру, пианино «Теодор Беттинг», буфетную стойку и др. При передаче выявилась недостача: «венских стульев 18, плюшевый дверной портьер».

После ремонта здания в Бобруйске открылся кинотеатр «Пролетарий». Предвоенная фотография из фондов Бобруйского краеведческого музея позволяет увидеть сохранившиеся на тот момент элементы декора начала ХХ века (кронштейны фонарей, балконы).

В начале 1990-х «Пролетарий» был закрыт. Сегодня дом частично заселен жильцами, часть помещений пустует, и дом уж точно не является центром культурной жизни улицы Бахарова и окрестностей.

Ранее было опубликовано: