Татьяна Корчажкина – автор во всех отношениях необычный. Как сказала на открытии выставки директор художественного музея Светлана Привалова, в стране много ремесленников, работающих с кожей, но художников, создающих из кожи цельные картины, нет. Корчажкина единственная в своем роде. По сути в рамках декоративно-прикладного искусства Татьяна Сергеевна использует кожу как живописную палитру и создает настоящие шедевры.
Уже более тридцати лет Татьяна Корчажкина остается верна однажды выбранному материалу – коже. Материалу непростому, неподатливому, своенравному. За такой срок у художницы выработалась собственная авторская техника, накопились секреты мастерства, которыми она щедро и без утайки делится на мастер-классах и в недавно вышедшей книге «Фантазии из кожи».
В своей работе Татьяна Сергеевна использует отходы кожевенного производства, обрезки, лоскуты. При этом чем хуже со своей задачей справился кожевник, тем ценнее сырье для художника. Ведь именно всевозможные заломы, складки, трещины, морщины, пигментные пятна или недокрас становятся элементами художественной палитры.
С точки зрения обывателя, выделанная кожа – материал сугубо утилитарный. Сумочки, ремни, перчатки, сапоги, ботинки… Но как из кожи сделать картину? Парадоксально, но Корчажкиной прекрасно удается лишить кожу ее галантерейности. Смотришь на хитроумное переплетение линий, сочетание текстур и видишь изящный женский портрет в романтическом обрамлении или натюрморт в виньетке из осенних листьев.
Все это требует от автора немалой изобретательности, знания свойств материала и владения сугубо художническими изобразительными средствами. Из-за естественных ограничений кожи приходится прибегать к стилизации. И здесь уже все решают фантазия художника и его способность к ассоциативному мышлению.
В изобразительной основе картин Татьяны Корчажкиной лежит не только сформированная складками линия (графика), но и цветовые сочетания пятен (живопись). Также присутствуют мелкий рельеф и текстура, которые роднят произведения со скульптурой. На стыке трех видов изобразительного искусства создает свои метафорические образы Татьяна Корчажкина.
Выставка носит ретроспективный характер, и обозревает весь творческий путь художницы. Впрочем, среди 46 представленных работ есть и совсем свежие. Сюжеты повторяются в сериях, позволяя автору глубоко проработать тему в нескольких вариантах, а иногда и переосмыслить сделанное ранее.
Такова, например, галерея женских портретов, вдохновленных полотнами Амедео Модильяни. Работать над ними Татьяна Корчажкина начала еще в 1996 году, а затем вновь вернулась к теме спустя полтора десятилетия. Так родились «Грусть», «Барокко», «Парижанка» (1996-1997), «Душечка», «Наедине с осенью» (2010), «Полечка», «Софийка» (2012).
Эти женские образы — художественный реверанс знаменитому итальянцу. Те же вытянутые овалы, та же плавность линий и аристократизм длинных шей. Как и Модильяни, Татьяна Корчажкина прячет глаза своих дам – за полями шляп, за локонами волос. Но если Модильяни шел от скульптуры и копировал африканские ритуальные маски с прорезями для глаз, то Корчажкина стремится таким образом сохранить абстрактный характер портретов.
Кроме собственно художественной деятельности Татьяна Корчажкина хорошо известна как педагог и искусствовед. Потому не случайно, что на церемонии открытия о ней в превосходных степенях говорили коллеги и ученики: руководитель клуба ветеранов-педагогов «Наставник» Светлана Бурлакова и учитель по декоративно-прикладному искусству детской школы изобразительных искусств имени В.А.Домарада Ирина Кустова. На открытии также присутствовала заместитель начальника отдела культуры Бобруйского горисполкома Ольга Дорошко.
Расхожий тезис о том, что талантливый человек талантлив во всем еще раз нашел подтверждение тем вечером. К радости собравшихся зрителей Татьяна Сергеевна темпераментно станцевала под Bésame mucho в исполнении народного инструментального ансамбля «Бурлеска».