Как я отправляла электронное обращение по новым правилам. И не отправила

1907
Галина ПОКРОВСКАЯ, magilev.by. Фото автора
Со 2 января 2023 года электронные обращения в разные инстанции белорусы могут подать только через «Государственную единую (интегрированную) республиканскую информационную систему учета и обработки обращений граждан и юридических лиц». Мы попробовали воспользоваться новой формой, и вот что получилось.

По роду своей деятельности журналисту приходится обращаться в различные ведомства – за комментариями, консультациями или разъяснениями, а еще в редакцию часто пишут письма читатели – с вопросами и жалобами. Ответить на которые без помощи специалистов иногда невозможно, пишет автор Mogilev.by.

Поэтому испокон веку редакции отправляли письма своих читателей «на реагирование» в нужную инстанцию. А последние, в свою очередь, так же письмом либо устно давали ответ. Внедрение электронного варианта обращения этот процесс значительно упростил. Но сегодня, получается, и он уже устарел.

Итак, писать обычные либо электронные письма в конкретный жилкомхоз или в исполком уже не имеет смысла – жаловаться, задавать вопросы, вносить предложения граждане и юрлица теперь могут только на Обращения.бел.

Так выглядит вход в новую систему учета обращений.
Так выглядит вход в новую систему учета обращений.

На этапе презентации авторы новой системы учета обращений одним из ее преимуществ называли повышение удобства для заявителей. Проверим.

Очередное письмо читательницы с вопросом относительно бесплатного проезда школьников в области поступило в редакцию еще в конце 2022 года. Мы решили получить комментарий уже в январе и попутно опробовать изменения. Но все оказалось не так просто.

Сначала нужно зарегистрироваться, сообщив о себе все данные.
Сначала нужно зарегистрироваться, сообщив о себе все данные.

Во-первых, нельзя подать обращение, если не пройдешь процедуру регистрации в системе. А она, надо сказать, довольно громоздкая и требует не только привычных сведений, например, ФИО, электронную почту и номер телефона.

Нужно написать, являешься ли ты гражданином РБ, находишься ли за пределами страны, нужен полный и точный домашний адрес с указанием индекса, твой социальный статус.

Часть вопросов, признаюсь, вызвала недоумение, например, про социальный статус. Нужно было выбрать из вариантов: рабочий, служащий, лицо, получающее пенсию по инвалидности, инвалид детства, ветеран ВОВ, работник сельского хозяйства... И даже были в перечне «герои» и «осужденный». Подумалось: неужели ответ на мое обращение будет как-то зависеть от того, являюсь я «героем» или простым рабочим?

Итак, кто вы?
Итак, кто вы?

Регистрация также требует введения паролей и кода. Отправляют последний СМС-ской на телефон, и его нужно сразу же внести в графу, иначе, в случае промедления, придется попытку повторять.

Второй этап – собственно подача обращения. Вы переходите на новую страницу. Кнопка «Подать обращение» находится в правом нижнем углу формы в режиме ожидания и почти не заметна. Активизируется она только после прохождения... теста, посредством которого система должна убедиться, что заявитель – не робот.

Немного зарядки для ума – нужно пройти тест.
Немного зарядки для ума – нужно пройти тест.

При этом никакой информации, что нужно-де, пройти вот этот тест, чтобы подать обращение. Только какие-то картинки с надписью «Пожалуйста, нажмите на каждое изображение, содержащее подсолнух»...

Чтобы убедиться, что я все правильно понимаю, и нужно жать на картинки, решаю посоветоваться с администратором. Благо, его координаты есть. Но реакция на мой вопрос приходит только через 6 минут. За это время предпринимаю очередную попытку заполнить бланк обращения.

Но от меня снова требуют заполнения граф, без которых форма не отправляется адресату. Например, «вид обращения», в которой дается три варианта на выбор: «заявление», «предложение», «жалоба». А если это просто вопрос, как у читателя? Вопрос в данной транскрипции – это заявление или жалоба?

Заявление, предложение либо жалоба.
Заявление, предложение либо жалоба.

Следующая графа – «Выберите организацию» – тоже тот еще квест. В день моего обращения (13 января) в предлагаемом списке не было Главного управления по образованию Могилевского облисполкома (а именно туда направлялось обращение), и вписать адресата было никак невозможно – система не принимала.

Моего адресата система не принимала.
Моего адресата система не принимала.

Стоит добавить, что 24 января, когда готовился этот материал, Главное управление по образованию Могилевского облисполкома в списке таки появилось. Но отправить ему обращение все равно не получилось, потому что, как было указано во всплывающем окне: «Данная организация еще не прошла регистрацию в системе, либо была исключена из ЕГР».

А без заполненных обязательных граф, напомним, обращение не отправляется.

Адресат уже в списке, но отправить ему обращение все равно не получается.
Адресат уже в списке, но отправить ему обращение все равно не получается.

Еще в первый день знакомства с единой системой, 13 января, я позвонила в управление по работе с обращениями граждан Могилевского облисполкома и высказала свое недоумение: как же отправить вам свое обращение, если оно не отправляется? И попросила совета. Мне порекомендовали повторить попытку, дескать, новое – оно всегда на первом этапе с трудностями.

Попытку я повторила еще несколько раз, в том числе и сегодня, 24 января. Тщетно.

И потому отправилась на почту за конвертом, чтобы переслать обращение по старинке – почтой. Надеюсь, дойдет.