В старом советском мультфильме, название которого вынесено в заголовок, волк по наущению лисы решил присвоить себе все лесные дары: цветы, грибы, ягоды и даже… шишки. Но звери объединились и проучили жадного хулигана. Не вышло у волка стать единоличным хозяином леса… Тем не менее сам вопрос, чьи в лесу шишки, не лишен смысла. Конкретный ответ на него знают работники Городецкого лесничества Бобруйского лесхоза. У них как раз в эту «студеную зимнюю пору» самая горячая «шишечная» страда.
Чтобы увидеть, как лесники собирают хвойный урожай, корреспондент «Вечерки» воспользовался любезным приглашением лесничего Ивана Павловского и отправился в зимний лес в окрестностях поселка Скачёк Кировского района.
Признаться, из-за столика кафе «Смаженка» процесс представлялся довольно кинематографичным: вот на многометровой вышке люди поднимаются ввысь к заснеженным кронам и сквозь мохнатые ветки длинными палками тянутся за шишками…
Вблизи реальность оказалась куда прозаичнее и намного технологичнее. Прежде всего, никаких высоких сосен. Зачем куда-то карабкаться и тянуться? Пусть сосны станут пониже! Для заготовки используется специально отведенная делянка – «Лесосеменная плантация сосны обыкновенной II порядка», – так гласит шильда на въезде.
Тот случай, когда вывеска не только объясняет, но и ставит новые вопросы. Оказывается, «II порядок» – это характеристика общего габитуса деревьев: высоты, ширины кроны, высоты штамба, количества скелетных ветвей. Так вот, все деревья здесь – кронированные, а именно: обрезанные сверху, чтобы стимулировать рост кроны вширь.
Как пояснил лесничий Иван Павловский, делается это намеренно, с периодичностью раз в два года. Так и шишки собирать легче, и самих шишек на боковых ветвях становится больше. Да и сосны здесь высажены не абы какие, а селекционные, выращенные из привоя. На них даже иголки длиннее, чем у обычных.
Питомник был заложен в течение 2004-2005 годов и занимает общую площадь 12,6 гектаров, а его продуцирующая площадь составляет 10 гектаров. По периметру он обсажен березовыми защитными полосами, чтобы исключить опыление «дикими» соснами. Весной и осенью лесники производят подкормку деревьев удобрениями и обрабатывают ядохимикатами от вредителей. Кроме того, междурядья посыпают мульчой из щепы и иглицы, чтобы забить сорную траву…
Вам все еще ничего не кажется странным? Вот и я не смог скрыть своего недоумения. Как так? Ведь это же лес! Здесь все само должно расти! Но Иван Иванович, только усмехнулся: «Ничего само не вырастет без участия человека». Точнее, вырастет совсем не то, что нужно.
У селекционной сосны более развитая корневая система, а значит, быстрее рост и выше продуктивность. Если обычные сосны в возрасте главной рубки дают 250 кубометров древесины с гектара, то наши – 350-400 кубов. Нужно ли говорить, насколько это важно для лесопользования и лесоразведения. Например, на бывших землях сельхозугодий такие саженцы быстрее выходят из травы и благодаря этому выживают.
Что до кинематографичности, то и в серый январский день ее хватило с избытком. Одна зимняя лесная дорога чего стоила! Водитель лесничества Александр Лёзный смело закладывал виражи по заснеженной колее на верном «УАЗ-Фермер», который я по неосторожности обозвал «буханкой». Не «буханка», а «полбатона», – тактично поправил меня Александр. Все засмеялись. Тем временем сдобный «проходимец» нырял в очередной сугроб и деловито подвывая, выгребал дальше обоими мостами.
Работа по сбору шишек обычно начинается в конце ноября. При хорошей урожайности (5-6 тонн) справиться только за зимние месяцы проблематично. Правда, этот год выдался неурожайный, и лесничество ожидает получить только полторы тонны шишек. Что интересно, урожайность определили еще весной по количеству завязей.
«Полный цикл у сосны от почки до шишки – ровно один год, а у ели – два», – лесник Михаил Глушко показывает мне зеленую сосновую почку и учит различать по черенку годовалую и двухгодичную шишку. Если «хвостик» зеленый и сочный, шишка свежая, если желтый и одеревенелый – старая. Такая нам не годится. Даже если она и не раскрылась, внутри ее уже съел червяк.
Всего в бригаде четверо: трое лесников и тракторист. Обычно на вышке трудятся Сергей Савченко и Николай Горох. С земли управляет манипуляторами подъемника Виталий Иванов. Работает бригада по будням с 8 до 16 часов. Дневная норма выработки – 7,4 кг шишек.
Сначала обирают нижние ярусы, а затем на платформе поднимаются выше. Пропускать шишки нельзя, на сосне не должно остаться ни одной. За этим строго следят проверяющие. Нужно не только выбрать чистые, не червивые но и после перебрать, удалить иглицу, чтобы продукция соответствовала стандартам.
Их задает Республиканский лесной селекционно-семеноводческий центр. Именно туда, в деревню Щомыслица под Минском отправляются Городецкие шишки. Там их высушивают, извлекают семена, и там они хранятся до поры, до времени. А когда эта пора настает, семена высаживают в Брожском лесопитомнике Бобруйского лесхоза. Подрощенные до года-двух саженцы восполняют вырубки или становятся новым лесом на бывших сельхозугодьях.
А вот новшество последних лет – метод посадки саженцев с закрытой корневой системой, то есть с комом грунта при помощи специальной посадочной трубы. По мнению специалистов, это повышает приживаемость.
Тем временем лесник Михаил Глушко проверяет нижний ярус ветвей. В его руках длинная палка с сучком в виде крюка, которой он сбивает снег и наклоняет к себе сосновые ветки. Выглядит Михаил, как хипстерский Дед Мороз в рыжей меховой шапке с каской поверх.
Примечательно, что его фотография уже появлялась на страницах «Вечернего Бобруйска» ранее, но тогда на нем была другая униформа. В 2013-м, будучи егерем, он показывал нам с корреспондентом Александром Удодовым охотничьи угодья Городецкого лесничества и увлекательно рассказывал об обитателях леса, их повадках.
Тогда было самое начало осени, и второе десятилетие нового века еще дышало безмятежностью. Спустя десять лет мы снова встретились, но, к сожалению, уже не в прежнем составе…
Светлой памяти коллеги Александра Удодова я посвящаю этот материал.