Выставляется для всеобщего обозрения коллекция бобруйчанки Галины Жук. Собирала она ее более десяти лет. «Началось все с подарка свекрови, – рассказывала Галина Валентиновна нашей могилевской корреспондентке во время прошлогодней выставки, – она поделилась с нами игрушками для елки, которые покупала на протяжении многих лет и бережно хранила. Среди них была стеклянная игрушка в виде мальчика на саночках – точно такая в моем детстве украшала нашу елку. Кроме того, что она была ювелирно сделана: отчетливо просматривались все составляющие композиции, меня просто захлестнула волна воспоминаний. Перед глазами сразу предстала картина, как с мамой рассматривали каждую игрушку, прежде чем повесить на елку, как делились восторгами, любуясь именно мальчиком на саночках. Захотелось найти еще игрушки для елки из своего детства».
И благодаря родным, друзьям и покупкам в антикварных магазинах бобруйчанка насобирала 4 тысячи экземпляров елочных игрушек, гирлянд, новогодних открыток, масок. Значительная часть коллекции показывается сейчас в Бобруйске – на стенах выставочного зала и прямо на елках. Но даже 34-х елок не хватило, часть игрушек настольными лампами свисают над столом.
Новогодние открытки на выставке – с 1953-го до 1992 года. По некоторым старым, если б не подпись, и не поймешь, что посвящена Новому году – ну принес почтальон в деревню телеграмму, ну зимой, хоть «С днем рождения» пиши. Вообще на советских новогодних открытках часто ненавязчиво рекламировали почту – вообще (хотя другой не было), или авиадоставку, что вроде как быстрее, но и дороже.
Кроме обычных новогодних, сказочных или зимних сюжетов, откликались открытки и на популярные темы: в 60-70-е – космос, в 80-е – БАМ.
Первая открытка на белорусском языке датируется первой половиной 1960-х годов. Белорусский атрибут – не зубр, а трактор. В зимней модификации, на лыжах.
Отдельная стенка выделена под открытки популярного в 1960–70-х художника-мультипликатора Владимира Зарубина.
Технически открытки это чаще рисунки, иногда постановочные кукольные фотосъемки или коллажи из фотографии с рисунком. И даже в виде коробочек с дверцами, прямо не открытки, а посылки... ой, нет, это же 3D 1970-х! Умели же делать!
И есть на бобруйской выставке, наверное, последняя советская новогодняя открытка.
На ёлочных украшениях фантазия авторов разыгрывалась еще больше. Для удобства ознакомления на выставке они сгруппированы по виду, технологии производства или сюжетным темам: тут сосульки, там грибочки, вот шарики, вот зверушки, птички отдельно, жабки с прочими водными отдельно, а бусы с гирляндами, деды Морозы со Снегурочками, а жители Крайнего Севера с жителями Крайнего Севера.
В лучших традициях развитого капитализма советские игрушки нещадно эксплуатировали популярные мотивы общественной жизни и новинок массовой культуры. Ярчайший пример, кроме космических спутников: после выхода на экраны фильма «Карнавальная ночь» песня «Пять минут» не только зазвучала «из каждого утюга», но и застыла в виде соответствующей иллюстрации на елочных часах.
По той же причине елочные игрушки выпускались тематическими наборами – это могли быть цирковые артисты, музыкальные инструменты, космические аппараты... Да хоть фрукты-овощи (не только кукуруза). Множество наборов по сказкам не только Пушкина, и вообще не только классическим или зимним. Например, кто этот мощный не совсем старик? И что тут делает заяц? А это ж набор «Доктор Айболит».
А для появившихся в 70-х маленьких искусственных ёлочек – специальные миниатюрные игрушки, иногда с ноготок.
Для больших же ёлок, что хорошо видно на выставке, раньше обычным делом были игрушки на прищепках. Сейчас таких попробуй найди, всё только висячее.
И как на всякой уважающей себя выставке старины, здесь представлены и образцы элегантности, и экспонаты для паблика «Упоротый антиквариат». Что особенно интересно :)
Самые старые из представленных елочных игрушек – с 1940-х годов, они же представляют оригинальные технологии: фигурки из ваты или картона. Подробно каждая технология описана на табличках в выставочном зале, мы ж не удержимся коротко рассказать про ватную. Такие игрушки делали мастера спецартелей из скрученного вокруг проволочных каркасов хлопка. А после раскраски покрывали блестящим «снегом». Для его получения выдували тоненькие стеклянные шары и... разбивали. Механизировать технологию не удалось, и ватные игрушки закончились к 50-м годам. А картонные продержались до 80-х.
Вообще, каждая елочка и каждый стенд подписаны, что мы не рассказали – узнаете на месте. Есть, правда, и минус в описаниях – рассказ о традициях празднования Нового года скопирован с каких-то российских сайтов со всеми Петрами Первыми и прочими «жителями России». Пора б уже запомнить, что белорусы из Великого княжества Литовского (в составе Речи Посполитой) перешли на григорианский календарь одними из первых в мире и праздновали Новый год уже 1 января 1583-го, а в России григорианский календарь был введен декретом Совнаркома только 26 января 1918 года.
Выставка «Старый Новый год» работает в зале на Социалистической, 100 каждый день, кроме понедельника, с 10.00 до 19.00, до конца января. Билеты: 3 руб. (взрослый), 2 руб. (детский, с 5 лет).
Кроме новогодней, можно посмотреть и выставку художницы Люции Рудаковской, картины и гобелены в технике вытинанки (билеты по 1-2 руб.). А связывают два зала работы Любови Гарбар – вытинанки-снежинки.
Также читайте: «Віншаванне ў Бабруйск 114 гадовай даўніны»