«До замужества никаких отношений быть не может». Как чеченская мама воспитывает детей в Могилеве

7318
Ольга МАКСИМОВА. Фото из архива героини публикации
Имани – чеченка, которая родилась в Казахстане, а живет последние 8 лет в Могилеве. Свое главное предназначение в жизни наша героиня видит в том, чтобы быть хорошей женой и матерью. И у нее это получается!

Как в чужой стране растить детей? И чем чеченские мамы отличаются от белорусских – об этом и не только материал Magilev.by.

Мама, которая всегда в движении

С Имани мы познакомились пару лет назад на Дубровенке. Она, толкая коляску одной рукой с малышкой Марьям, второй гладила старшего сына Билала. А тот что-то увлеченно рассказывал.

«До замужества никаких отношений быть не может». Как чеченская мама воспитывает детей в Могилеве
«До замужества никаких отношений быть не может». Как чеченская мама воспитывает детей в Могилеве

После этой встречи я стала обращать внимание: вот Имани с малышней на детской площадке, вот – в магазине, вот – кормит голубей и запускает в небо самолетик… Все время в движении, всегда вовлечена в жизнь дочки с сыном.

– Я действительно обожаю ходить пешком, – говорит Имани. – В день получается по 10, а иногда и по 20 тысяч шагов. И Марьяшка с Билалом, когда не в саду или в школе, гуляют со мной. Не важно, дождь идет или снег. Мы на это не обращаем внимания.

Поэтому и растут дети в этой кавказской семье закаленные, с самых ранних лет предпочитающие бывать на природе, на свежем воздухе, а не сидеть с планшетами или у телевизора.

Ключевое правило: уважай старших!

О традициях в кавказских семьях на примере семьи Имани – читайте ЗДЕСЬ.

Старшим на Кавказе – особый почет и уважение (это касается как родителей, так и совершенно незнакомых людей). Именно так, в традициях своего народа, Имани старается воспитывать детей и в Беларуси. Повышать голос на взрослых – табу, спорить или возмущаться – тоже.

– Представляете, сегодня мой сын Билал сделал замечание другому ребенку за то, что тот неуважительно разговаривает с мамой, – с гордостью рассказывает наша героиня. – Родители – это святое.

Точно так воспитывали и ее с братом: у них в мыслях никогда не было протестовать.

– Имани, а как же переходный возраст? Или первая влюбленность, когда становишься ершистым, и кажется, что весь мир тебя не понимает? – спрашиваю у нее.

– Нет, никаких конфликтов в моей семье не случалось ни во время моего переходного возраста, ни в какой другой период. И какая такая первая влюбленность? В кавказских семьях – очень правильное консервативное воспитание. Я знала, что до замужества никаких отношений быть не может – у нас так принято. Поэтому семьи в Чечне крепкие. А роли в доме распределены четко: муж – добытчик, жена – хранительница очага. Мои сын с дочерью растут с этими же установками, в них это закладывается с раннего детства. Надеюсь, когда вырастут, их браки тоже будут счастливыми.

А еще моя собеседница верит в силу собственного примера.

– Если, допустим, я, будучи взрослой женщиной, до сих пор прислушиваюсь и безмерно уважаю своего брата, Марьяшка это видит и с таким же трепетом относится к словам и советам Билала. Не говоря про наши, родительские, советы.

В мусульманских традициях

Имани гуляет со своими детьми в любую погоду
Имани гуляет со своими детьми в любую погоду

И Имани, и ее муж – мусульмане. Они чтят и стараются следовать традициям ислама. Так, например, Билалу проводили обрезание на Кавказе (в Беларуси таких процедур нет).

– Мы выбрали хорошее медучреждение с прекрасным доктором, – делится чеченка. – Это все проходит в хирургическом кабинете с обезболиванием и со специальной молитвой. Билалу было тогда 5 с половиной лет, но рекомендуется делать даже раньше…

А еще Имани и ее муж брили своих детей вскоре после того, как те появились на свет. Согласно Сунне (священное предание у мусульман с примерами жизни исламского пророка Мухаммеда – прим. авт.), волосы нужно срезать на седьмой день жизни ребенка. И Билала, и Марьяшку брили чуть позже.

– Знаете, дочка у меня после того, как я ее побрила, спала чуть ли не сутки! Капризы прошли, кушать стала хорошо, – вспоминает собеседница.

Пользу этого обряда, к слову, признают и медики. Считается, что на волосах новорожденного – скопление бактерий. Бритье головы, открывая поры, способствует улучшению зрения, обоняния и слуха младенца.

Почему не все можно есть в школьных столовых?

Имани чудесно готовит. Однако, и здесь она старается соблюдать мусульманские заветы.

– Билал обожает сосиски в тесте, его одноклассники покупают их в школьной столовой, а мой сын – нет. Все потому, что там не халяльное мясо («халяль» в пер. с арабского – «дозволенное Аллахом» – прим. авт.), может быть свинина. Я ему сама их дома леплю.

Детей Имани старается воспитывать в мусульманских традициях. На фото - с мамой, сыном Билалом и дочкой Марьям
Детей Имани старается воспитывать в мусульманских традициях. На фото - с мамой, сыном Билалом и дочкой Марьям

А ребятня маме в готовке, как может, помогает. Даже Марьям, которой нет еще и 3-х лет.

– Моя дочка недавно сказала длинную фразу: мама, давай я тебе помогу, – радуется Имани. – Когда дети видят, что я мешу тесто, они со стульчиками становятся возле стола. Лепят галушки, пиццу... Билал на терке может что-то натереть. Он сам подбегает: «Мама, давай натру, давай масло в сковородку налью». А я всегда рада, даже если эта помощь мне больше мешает...