Как помочь первокласснику адаптироваться к школе? Отвечает психолог

2007
Записала Евгения ОРЛОВА. Фото на титуле: Александр ЧУГУЕВ, из архива «ВБ»
Оказаться в непривычной обстановке – всегда нелегко, как смягчить этот стресс для первоклассника, рассказывает психолог Елизавета Солонович.

В комментариях под одним из материалов на нашей странице в Instagram читательница Алина задала вопрос: «Здравствуйте, а можно совет по адаптации первоклассника к школе?»

Психолог, трансформационный коуч-практик Елизавета Солонович
Психолог, трансформационный коуч-практик Елизавета Солонович

Этот вопрос мы перенаправили психологу, трансформационному коуч-практику Елизавете Солонович:

– Ситуация, когда нужно заново презентовать себя, выстраивать свои отношения с новыми детьми и взрослыми, всегда непростая. Независимо от возраста адаптацию всегда могут сопровождать нарушения сна, изменения в питании, поведенческие изменения. Младшие школьники, как правило, становятся более активными (чтобы не сказать озорными).

Пожалуй, самое сложное для взрослых – понять и принять, что школьнику действительно трудно. И задача родителей в этот момент – быть максимально на стороне ребенка.

Адаптация у младших школьников занимает от двух недель до трех месяцев. Причем проще всего первоклашкам. Они все новенькие, и они все в равных условиях, а потому за месяц-полтора, как правило, превращаются в сплоченную социальную группу. Общий класс – общие правила – общие традиции.

За это стоит сказать спасибо психике детей: она еще очень гибкая и легко подстраивается под новые условия.

Как можно помочь школьнику?

– Самое важное – это быть рядом с ребенком настолько, насколько это возможно. Физически и психологически. Создать дома поддерживающую, комфортную среду.

Задавать конкретные вопросы про уроки, друзей, про ситуации, которые возникают в школе. Но не в формате «Что сегодня получил?» или «Как прошел день?» (уверена, большинство детей ответят: «Нормально»). Задавайте правильные вопросы: «Какое самое интересное событие было в школе?», «Какой новый факт был самым любопытным сегодня на уроках?» Возможно, главным событием в школе окажется то, что ребенок из окна класса увидел белку, – ну и прекрасно! И да, ваш интерес, конечно, должен быть искренним.

Избавьтесь от завышенных ожиданий

– Вы могли быть отличником в школе и душой компании, а ваш ребенок не все понимает сразу или предпочитает побыть один на перемене. Катастрофа! Стоп, нет. Ваш опыт — это ваш опыт. Выдохните. Свою школу вы уже окончили, а школьный опыт ребенка может отличаться от вашего, и это нормально. Не надо «жить прошлым», но и о будущем нужно тревожиться чуть меньше. Конечно, хочется распланировать всю жизнь ребенка до 18/20/30 лет. Но выдохните еще раз. Все может поменяться даже через год. То, что ваш ребенок сейчас пошел в музыкальную школу, не значит, что он в будущем станет студентом академии искусств. Не надо давить на него тем, что он должен обязательно стать кем-то конкретным через 10-15 лет.

Не решать мелкие проблемы за него. Дать ему возможность быть самостоятельным.

Стройте график работы и отдыха

– Перерывы не менее важны, чем домашние задания и бесконечные кружки. А еще, возможно, часть домашних заданий можно выполнять не сидя за столом, а во время прогулки, например. Можно идти из школы вместе и повторять таблицу умножения или правило на «жи-ши».

Не забывайте: суть не в том, чтобы, делая уроки, за 25 минут обязательно успеть выполнить условные 5-10 заданий. Система должна быть гибкой. Обратите внимание на то, какие задания даются школьнику легко, а какие требуют дополнительных усилий. Например, он быстро решает задачки по математике, а прописи требуют больше времени. Исходя из этого и выстраивайте удобный график домашней работы и отдыха.

Не сравнивайте ребенка с другими

– «А вот Маша получила десятку! А ты – что, мог бы и лучше!» Знакомо, не правда ли? Сравнение обычно происходит потому, что родитель не умеет создать пространство для мотивации. А ведь сравнение – это фактически наказание, призыв «не будь собой», сообщение «такой, как ты сейчас, ты мне не нравишься». Ребенок и правда может постараться в следующий раз ответить на уроке лучше Маши. Но не потому, что мотивирован, а потому, что он боится потерять любовь родителей. Ведь если он делает что-то хуже Маши – он плохой, он не достоин доброго отношения и принятия. Вместо сравнения лучше спросите у ребенка, как он сам оценивает свой результат. Какого результата он хотел бы достичь? Что он сделал хорошо, а над чем еще стоит поработать? Как он будет выстраивать свою работу в следующий раз?

Хвалите ребенка правильно

– Нет, слово «молодец» не самая подходящая похвала. Оно оценочно. В этот раз молодец, а в следующий вдруг нет? Лучшая похвала безоценочна. Например, ваш ребенок принес тетрадь с выполненными упражнениями. Ой, дату перепутал! И вот тут отступы неровные… Так и хочется взять красную ручку и подчеркнуть! Уберите ее подальше и возьмите зеленую. И начинайте хвалить. «Ты справился с пятью упражнениями за 40 минут, а раньше за это время делал только три, ты начал лучше понимать эту тему. Правда, ты неправильно написал дату. Но зато запятые все на месте!» И так далее. Самое главное в этой похвале – то, что мы отмечаем и плюсы, и минусы, делаем это нейтрально и действительно уделяем внимание ребенку. Не просто мельком глянули на тетрадь – и: «Да, молодец, иди играть», – а отнеслись серьезно к его труду.