Впрочем, устоявшийся образ хулигана и бунтаря бобруйской художественной сцены, каковым мы все знаем Тихона Абрамова, совершенно не вяжется с какими-то там цифрами. Добавилось серебра в волосах, но ведь это тоже можно счесть артистическим перфомансом. А сам художник по-прежнему верен своему кредо. Хоть в беседе признается, что многие темы перестали привлекать. Мол, слишком много в жизни негатива, и теперь хочется его избегать.
Но в трех десятках полотен всё тот же монументальный размах, всё то же столкновение диссонансов, игра на деталях, заставляющие искусствоведов спорить о модернизме и авангардизме, взвешивать, чего больше – глубинного смысла или нарочитого эксперимента. При этом сам Абрамов только улыбается и совершенно искренне пожимает плечами: вот он я – весь на картинах. Судите сами.
Под мощными пастозными масками часто проступают другие текстуры. Видно, что полотно по многу раз переписывалось. И не факт, что первоначальная идея сразу легла на холст. При этом стилистически Абрамов простирается в полюсах от авангардизма Кандинского, Леже и Филонова до вполне комплиментарных и даже куртуазных женских портретов. А еще он невозбранно заимствует изобразительные приемы поп-арта. Привет Уорхол, извини подвинься!
Примечательно, что художнического пиетета удостаиваются исключительно женские образы. Они совершенно вне «повесточки», они бесстыдно патриархальны и эротичны. Напротив, портрет драматурга Валерия Алексеева «Исповедь глухонемого» вглядывается прямо в драматургову душу и чего там только не видит!
Всего на выставке представлены тридцать живописных полотен и четыре скульптурные композиции.
Картины Абрамова пользуются популярностью. Так, для организации экспозиции 16 работ художник был вынужден собирать по городу из частных и корпоративных коллекций. Кроме того, по настоянию директора музея Светланы Приваловой оригиналы полотен дополнили репродукциями, чтобы ничего не пропало из художественного наследия юбиляра.
Отдельного упоминания заслуживают скульптурные работы Тихона Абрамова, ставшие буквально камнем преткновения для одной пожилой зрительницы.
До того, как авторская техника «бетоники» получила путевку в жизнь, излишне интеллигентскую и пластичную глину художник отмел с порога. Не тот материал! Искусство должно иметь вес, характер и стержень.
Вот к примеру. В буквальном смысле вонзив в глыбу бетона стальную арматурину, Абрамов сформировал сложносочиненное подобие цветка и чаши, а внутрь поместил земной шар с континентами из разноцветной плитки и океанами из акрила. Совершенно без кокетства композиция называется «Вазочка с фруктами». Двое сильных мужчин надорвали спины, водружая вазочку на постамент.
На церемонии открытия две Татьяны – Корчажкина и Арасланова – говорили об учениках и ученичестве. Примечательно, что до этого в интервью и сам Тихон всякий раз перескакивал на рассказ о своих учениках. Вырисовывалась некая замысловатая преемственность.
И не удивительно. Вокруг Абрамова постоянно происходит некий движ. Только у сообщества молодых художников «Исчезнувший мир» последовательно сменились за «отчетный период» семь составов. Многие из участников объединения обрели свой собственный путь в мире искусства.
Еще с приснопамятной групповой выставки 2009 года «Бобруйский котел», когда на собственные средства он издал альбом и буклет «Размышления о модернизме», Тихон Абрамов находится в эпицентре этого циклона. Точнее, как он сам выражается: «Вагоны есть – нужен паровоз». Однажды взяв на себя роль локомотива и издав протяжный гудок, он так и не останавливается в своем движении вперед. Так пускай все семафоры будут открыты на этом пути!