Особенности зимней езды – урок от автоинструктора

2620
Денис НОСОВ. Видео автора, фото: Александр ЧУГУЕВ
С инструктором автошколы разбираем основные ошибки при езде по зимним дорогам и способы избежать зимних проблем.
01.12.2022. Бобруйск. Автодром автошколы "Алана".
01.12.2022. Бобруйск. Автодром автошколы "Алана".
01.12.2022, Бобруйск. Инструктор автошколы «Алана» Виталий Корбут.
01.12.2022, Бобруйск. Инструктор автошколы «Алана» Виталий Корбут.

В Беларуси зима – настоящая, снежная и морозная, что не каждый год бывает. А вот аварии из-за зимних условий на дорогах, или просто неприятности, бывают каждый год. Уменьшение их количества и последствий в первую очередь зависит от поведения водителей. Основные ошибки при зимней езде поможет разобрать инструктор автошколы «Алана» Виталий Корбут.

Главные правила зимней езды не спроста напоминают общие правила: соблюдать скоростной режим, держать дистанцию и не делать резких движений. Что не удивительно. Только зимой эффект несоблюдения этих правил гораздо выше, а время ожидания расплаты гораздо короче.

01.12.2022. Бобруйск. Автодром автошколы "Алана". Инструктор по вождению Виталий Корбут
01.12.2022. Бобруйск. Автодром автошколы "Алана". Инструктор по вождению Виталий Корбут

Простой и универсальный совет, полезен от разных проблем: перед поворотом надо загодя выбирать передачу, на которой хотите поворот проехать – если дорога скользкая, лучше выставить передачу пониже, например третью. А если коробка автоматическая – перевести в ручной режим. Можно использовать внешнюю часть поворота – там, как правило, больше снега, за который шины зацепятся, в отличие от возможной наледи в центре полосы.

«Нейтралитет» опасен

Инструктор рекомендует поменьше использовать нейтральную передачу, тем более зимой:

– Раньше говорили: «Когда катишься с горки – включай нейтральную передачу, это экономия топлива» – теперь это развенчаный миф. Технологии ушли настолько вперед, появились электронные инжекторы (у каждого производителя по-разному, но приблизительно с начала 2000-х), что когда мы просто отпускаем педаль газа, катясь с горки, машина автоматически снижает скорость, а расход топлива уходит в минимум. Но главное, и для более старых авто тоже – когда вы катитесь на нейтралке, и наступает какой-то экстренный момент, например, встречную машину заносит прямо на вас, педаль тормоза спасает далеко не всегда. Если видите, что можно уйти вправо или влево или проскочить вперед, чтоб уйти от столкновения – надо это делать, срочно. А времени, чтобы переключить с нейтралки на передачу и добавить газу, у вас не будет. Из-за нейтральной передачи вы потеряете драгоценные секунды.

01.12.2022. Бобруйск. Автодром автошколы "Алана".
01.12.2022. Бобруйск. Автодром автошколы "Алана".

Качаемся в сугробах

Зимой легко заехать в снег или на лед и там застрять, и просто тронуться с места во дворе бывает сложно. Как с этим бороться, советует автоинструктор Виталий:

– Зимой при троганьи с места рекомендуется аккуратно работать сцеплением, чтоб машина не начала буксовать. Иначе можно выкопать себе яму и сесть на «пузо». Не важно, даже если полный привод и все четыре колеса гребут – можем вырыть под себя яму такую, что придется вызывать трактор.

Работа сцеплением означает, что надо медленно и не спеша отпускать сцепление, чувствовать, когда происходит момент троганья с места. Как правило, тогда педаль сцепления начинает вибрировать, и в этот момент ее надо аккуратненько подержать и чуть-чуть подбавить газу, чтоб машина «зацепилась». Если сцепление «бросать» – большая вероятность, что машина заглохнет. Если отпускать его слишком медленно – из-за слишком медленного старта снова можно забуксовать. Надо найти оптимальный баланс.

01.12.2022. Бобруйск. Автодром автошколы "Алана".
01.12.2022. Бобруйск. Автодром автошколы "Алана".

Если совсем не можем выехать, машина «упирается» – нужно, не копая под себя снежную яму, включить заднюю передачу, немного отъехать. Пробуем двинуться вперед, снова отъезжаем назад, включая то заднюю передачу то первую – пробуем тронуться с раскачки, до победного. Естественно, подворачиваем руль туда, куда нужно выехать и где лучше дорога, чтоб хотя бы одно колесо зацепилось за покрытие. Естественно, могут помочь доски, ветки, картонки и прочее – под колеса.

Куда несет – туда крути!

Большая проблема зимой – занос, это когда заднюю ось начинает «вести» в сторону, и «корма» уходит влево или вправо. Как правило, это приводит к потере управления и вылету на встречку или обочину. Если вы, конечно, не профессиональный гонщик, и ваш занос не управляемый – ну тогда и наши советы вам не нужны.

01.12.2022. Бобруйск. Автодром автошколы "Алана". Инструктор по вождению
01.12.2022. Бобруйск. Автодром автошколы "Алана". Инструктор по вождению

Возникнуть занос может по разным причинам: резкое движение рулем, резкое торможение или ускорение в повороте, низкое давление в шинах… Все это приводит к плохому сцеплению колес с дорожным покрытием. Которое зимой, естественно, и так является проблемой. Чтоб вернуть себе контроль над движением машины вовремя, надо действовать сразу и в зависимости от того, какие колеса у вас ведущие.

– Если у вас автомобиль на переднем приводе, и зад машины тащит влево – надо повернуть руль тоже влево и плавно добавить газу, до выхода их заноса не тормозить.

Если машина на заднем приводе – наоборот, педаль газа надо плавно отпустить, а руль крутануть, опять же, в сторону заноса. И ни в коем случае не тормозить! – предупреждает инструктор автошколы. – Крутить руль и жать педаль тормоза – типичная ошибка, машину просто будет нести прямо, куда она прежде ехала. Сколько руль при торможении не поворачивай – машина хоть боком, хоть кружась, но будет нестись прямо.

Если машина на полном приводе – все зависит от водителя и особенностей конкретно его автомобиля. Некоторые модели позволяют для выхода из заноса пользоваться приемами переднеприводных машин, некоторые – заднеприводных. Но общие правила те же: руль – в сторону заноса, плавная работа газом и не тормозить. Полноприводные машины – самые устойчивые, но вход в занос происходит резко, и к этому надо быть готовым.

01.12.2022. Бобруйск. Автодром автошколы "Алана".
01.12.2022. Бобруйск. Автодром автошколы "Алана".

Ещё раз уточняем терминологию: занос это движение задней оси, если ее поведет влево, перед машины будет разворачиваться вправо – крутить руль нужно влево. Вроде бы, против стороны визуального поворота, но это и есть «в сторону заноса». Важно понять, а запоминайте как хотите, – говорит инструктор.

Итак, при заносе:

  • передний привод: повернуть руль в сторону заноса, плавно добавить газ, не тормозить
  • задний привод: повернуть руль в сторону заноса, плавно снизить газ, не тормозить
  • полный привод: повернуть руль в сторону заноса, держать газ, не тормозить
01.12.2022. Бобруйск. Автодром автошколы "Алана". Инструктор по вождению
01.12.2022. Бобруйск. Автодром автошколы "Алана". Инструктор по вождению

О пользе газет, или Забота о стеклах

В завершении разберем такие мелочи, как запотевшие или замерзшие стекла. Это, конечно, проблема решаемая – но ведь куда лучше, чтоб она и не возникала. Специальная прозрачная пленка для оклейки стекла изнутри уже придумана многими производителями, она помогает – теплопроводность пленки намного ниже, чем у стекла, и такой «стеклопакет» перестанет запотевать. Но – в Беларуси оклеивать автостекла плёнкой запрещено.

01.12.2022, Бобруйск.
01.12.2022, Бобруйск.

– Всегда можно протереть запотевшее стекло тряпкой, или включить обдув стекла и подождать, – говорит Виталий. – Но самое простое – протереть запотевшие стекла газетой. Потому что типографская краска оставляет на стекле тончайшую пленку, которая предотвращает запотевание стекла в дальнейшем.

Заменить плёночное «нанопокрытие» можно и другими «народными» способами – что делать с пеной для бритья и чем полезен кошачий наполнитель, читайте в нашем материале.

01.12.2022. Бобруйск. Автодром автошколы "Алана". Инструктор по вождению
01.12.2022. Бобруйск. Автодром автошколы "Алана". Инструктор по вождению

Чтобы за ночь на стеклах не образовались красивые морозные узоры, не забывайте проветривать салон перед тем, как оставить машину на стоянке – напоминает инструктор Виталий Корбут.

– Для этого на последних сотнях метров пути приоткройте окна, а после того, как припаркуетесь, откройте на несколько минут все двери. Температура стекла снаружи и внутри уравняется, потому что весь теплый воздух вы выпустите из салона. А чтоб сэкономить время на очистке лобового стекла снаружи, его, если мокрое после поездки, надо протереть, а на ночь укрыть покрывалом.

Кстати, поднимание на ночь щёток вопрос спорный, обращает внимание Виталий. К стеклу поднятая щетка не примерзнет, но механизм поднятия дворников, замерзший в натянутом состоянии, может придти в негодность.

01.12.2022. Бобруйск. Автодром автошколы "Алана". Инструктор по вождению  Виталий Корбут
01.12.2022. Бобруйск. Автодром автошколы "Алана". Инструктор по вождению Виталий Корбут