В Беларуси зима – настоящая, снежная и морозная, что не каждый год бывает. А вот аварии из-за зимних условий на дорогах, или просто неприятности, бывают каждый год. Уменьшение их количества и последствий в первую очередь зависит от поведения водителей. Основные ошибки при зимней езде поможет разобрать инструктор автошколы «Алана» Виталий Корбут.
Главные правила зимней езды не спроста напоминают общие правила: соблюдать скоростной режим, держать дистанцию и не делать резких движений. Что не удивительно. Только зимой эффект несоблюдения этих правил гораздо выше, а время ожидания расплаты гораздо короче.
Простой и универсальный совет, полезен от разных проблем: перед поворотом надо загодя выбирать передачу, на которой хотите поворот проехать – если дорога скользкая, лучше выставить передачу пониже, например третью. А если коробка автоматическая – перевести в ручной режим. Можно использовать внешнюю часть поворота – там, как правило, больше снега, за который шины зацепятся, в отличие от возможной наледи в центре полосы.
«Нейтралитет» опасен
Инструктор рекомендует поменьше использовать нейтральную передачу, тем более зимой:
– Раньше говорили: «Когда катишься с горки – включай нейтральную передачу, это экономия топлива» – теперь это развенчаный миф. Технологии ушли настолько вперед, появились электронные инжекторы (у каждого производителя по-разному, но приблизительно с начала 2000-х), что когда мы просто отпускаем педаль газа, катясь с горки, машина автоматически снижает скорость, а расход топлива уходит в минимум. Но главное, и для более старых авто тоже – когда вы катитесь на нейтралке, и наступает какой-то экстренный момент, например, встречную машину заносит прямо на вас, педаль тормоза спасает далеко не всегда. Если видите, что можно уйти вправо или влево или проскочить вперед, чтоб уйти от столкновения – надо это делать, срочно. А времени, чтобы переключить с нейтралки на передачу и добавить газу, у вас не будет. Из-за нейтральной передачи вы потеряете драгоценные секунды.
Качаемся в сугробах
Зимой легко заехать в снег или на лед и там застрять, и просто тронуться с места во дворе бывает сложно. Как с этим бороться, советует автоинструктор Виталий:
– Зимой при троганьи с места рекомендуется аккуратно работать сцеплением, чтоб машина не начала буксовать. Иначе можно выкопать себе яму и сесть на «пузо». Не важно, даже если полный привод и все четыре колеса гребут – можем вырыть под себя яму такую, что придется вызывать трактор.
Работа сцеплением означает, что надо медленно и не спеша отпускать сцепление, чувствовать, когда происходит момент троганья с места. Как правило, тогда педаль сцепления начинает вибрировать, и в этот момент ее надо аккуратненько подержать и чуть-чуть подбавить газу, чтоб машина «зацепилась». Если сцепление «бросать» – большая вероятность, что машина заглохнет. Если отпускать его слишком медленно – из-за слишком медленного старта снова можно забуксовать. Надо найти оптимальный баланс.
Если совсем не можем выехать, машина «упирается» – нужно, не копая под себя снежную яму, включить заднюю передачу, немного отъехать. Пробуем двинуться вперед, снова отъезжаем назад, включая то заднюю передачу то первую – пробуем тронуться с раскачки, до победного. Естественно, подворачиваем руль туда, куда нужно выехать и где лучше дорога, чтоб хотя бы одно колесо зацепилось за покрытие. Естественно, могут помочь доски, ветки, картонки и прочее – под колеса.
Куда несет – туда крути!
Большая проблема зимой – занос, это когда заднюю ось начинает «вести» в сторону, и «корма» уходит влево или вправо. Как правило, это приводит к потере управления и вылету на встречку или обочину. Если вы, конечно, не профессиональный гонщик, и ваш занос не управляемый – ну тогда и наши советы вам не нужны.
Возникнуть занос может по разным причинам: резкое движение рулем, резкое торможение или ускорение в повороте, низкое давление в шинах… Все это приводит к плохому сцеплению колес с дорожным покрытием. Которое зимой, естественно, и так является проблемой. Чтоб вернуть себе контроль над движением машины вовремя, надо действовать сразу и в зависимости от того, какие колеса у вас ведущие.
– Если у вас автомобиль на переднем приводе, и зад машины тащит влево – надо повернуть руль тоже влево и плавно добавить газу, до выхода их заноса не тормозить.
Если машина на заднем приводе – наоборот, педаль газа надо плавно отпустить, а руль крутануть, опять же, в сторону заноса. И ни в коем случае не тормозить! – предупреждает инструктор автошколы. – Крутить руль и жать педаль тормоза – типичная ошибка, машину просто будет нести прямо, куда она прежде ехала. Сколько руль при торможении не поворачивай – машина хоть боком, хоть кружась, но будет нестись прямо.
Если машина на полном приводе – все зависит от водителя и особенностей конкретно его автомобиля. Некоторые модели позволяют для выхода из заноса пользоваться приемами переднеприводных машин, некоторые – заднеприводных. Но общие правила те же: руль – в сторону заноса, плавная работа газом и не тормозить. Полноприводные машины – самые устойчивые, но вход в занос происходит резко, и к этому надо быть готовым.
Ещё раз уточняем терминологию: занос это движение задней оси, если ее поведет влево, перед машины будет разворачиваться вправо – крутить руль нужно влево. Вроде бы, против стороны визуального поворота, но это и есть «в сторону заноса». Важно понять, а запоминайте как хотите, – говорит инструктор.
Итак, при заносе:
- передний привод: повернуть руль в сторону заноса, плавно добавить газ, не тормозить
- задний привод: повернуть руль в сторону заноса, плавно снизить газ, не тормозить
- полный привод: повернуть руль в сторону заноса, держать газ, не тормозить
О пользе газет, или Забота о стеклах
В завершении разберем такие мелочи, как запотевшие или замерзшие стекла. Это, конечно, проблема решаемая – но ведь куда лучше, чтоб она и не возникала. Специальная прозрачная пленка для оклейки стекла изнутри уже придумана многими производителями, она помогает – теплопроводность пленки намного ниже, чем у стекла, и такой «стеклопакет» перестанет запотевать. Но – в Беларуси оклеивать автостекла плёнкой запрещено.
– Всегда можно протереть запотевшее стекло тряпкой, или включить обдув стекла и подождать, – говорит Виталий. – Но самое простое – протереть запотевшие стекла газетой. Потому что типографская краска оставляет на стекле тончайшую пленку, которая предотвращает запотевание стекла в дальнейшем.
Заменить плёночное «нанопокрытие» можно и другими «народными» способами – что делать с пеной для бритья и чем полезен кошачий наполнитель, читайте в нашем материале.
Чтобы за ночь на стеклах не образовались красивые морозные узоры, не забывайте проветривать салон перед тем, как оставить машину на стоянке – напоминает инструктор Виталий Корбут.
– Для этого на последних сотнях метров пути приоткройте окна, а после того, как припаркуетесь, откройте на несколько минут все двери. Температура стекла снаружи и внутри уравняется, потому что весь теплый воздух вы выпустите из салона. А чтоб сэкономить время на очистке лобового стекла снаружи, его, если мокрое после поездки, надо протереть, а на ночь укрыть покрывалом.
Кстати, поднимание на ночь щёток вопрос спорный, обращает внимание Виталий. К стеклу поднятая щетка не примерзнет, но механизм поднятия дворников, замерзший в натянутом состоянии, может придти в негодность.