Автолюбительница рассказывает, что еще в начале 2022 года, по словам ее коллег и знакомых, размер страховых выплат полностью покрывал стоимость ремонта автомобиля, пишет Magilev.by.
В конце октября текущего года Ольга попала в автоаварию. Несмотря на то, что и она, и виновник ДТП имели обязательную страховку, страховые выплаты по ее заявлению не составили и 50% от необходимой на восстановление машины суммы.
«Жука» зажал грузовик
Свой Nissan Juke («Ниссан Жук») Ольга купила летом 2022 года. Это второй автомобиль в ее водительской практике. До него она четыре года набиралась опыта на более дешевом и возрастном авто в расчете на то, что, если уж и случится авария, большой бреши в семейном бюджете из-за этого не случится. Но все обошлось – ни одного протокола ГАИ за прошедшее время.
А 29 октября 2022-го Ольга, передвигаясь на Nissan Juke по переулку Урожайному в сторону проспекта Димитрова в Могилеве, попала в слепую зону водителя грузовика, который двигался по параллельной полосе в том же направлении. Решив перестроиться для поворота, он зажал и зацепил Nissan, в результате чего автомобилю Ольги были нанесены значительные повреждения.
К счастью, никто из людей не пострадал, если не считать нервное потрясение водителей. Прибывшие сотрудники ГАИ, изучив на месте обстоятельства ДТП, признали вину водителя грузовика (последний принадлежит одному из предприятий Могилева).
С копией составленного протокола, в котором были отмечены все видимые повреждения Nissan Juke, Ольга обратилась, как того требуют правила, в компанию, оформившую страховой полис на грузовик – в «Белгосстрах».
– Для меня принципиально важно как можно быстрее отремонтировать машину, – рассказывает Ольга. – Мы живем под Могилевом, а работаем в городе, там же учатся наши дети, а еще они посещают кружки, студии, секции, поэтому только автомобиля мужа моей семье недостаточно.
Чтобы ускорить процесс, Ольга сразу обратилась и в СТО, которая сотрудничает со страховыми компаниями. Такой вариант позволяет процесс поиска нужных запчастей, их покупку и собственно ремонт поручить специалистам, что значительно сокращает сроки восстановления авто.
Калькуляция ущерба
– В «Белгосстрахе» я написала заявление. Проведенная оценка ущерба подтвердила все перечисленные в протоколе ГАИ повреждения моего авто. Мне назначили день, когда я могу забрать составленную калькуляцию страховых выплат, – продолжает рассказ Ольга. – До этой даты мы с мужем изучили возможную цену ремонта. Например, узнали, что замена одной двери в Nissan Juke стоит порядка 2 тысяч рублей. С учетом того, что заменить необходимо две двери, посчитали, что на восстановление машины потребуется, как минимум, 4,5 тысячи рублей.
Сумма немаленькая для семьи из четырех человек со средним заработком, считает Ольга. Безусловно, все надежды автовладелица возлагала на страховой полис. Но каким же было ее разочарование, когда выяснилось, что она не получит и половины нужной суммы.
– В страховой компании на ремонт авто мне насчитали 1 865,7 рублей выплат. В СТО предупредили, что перечисленных денег не хватит даже на замену одной двери, – говорит Ольга.
Почему так мало?
В «Белгосстрахе» пояснили, что с августа этого года изменились правила начисления страховых выплат. Теперь, например, при оценке ущерба автомобиля учитывается его возраст, пробег, амортизация.
– В итоге, при том, что и по их расценкам дверь в Nissan Juke стоит около 2 тысяч рублей, мне насчитали на ее покупку 350 рублей. И так по всем повреждениям, – констатирует Ольга.
Потребовать погашения недостающей суммы на ремонт авто можно у виновника аварии. Но после консультации с юристом выяснилось, что такой вариант возможен, только если он добровольно соглашается помочь восстановить машину (а в случае с Ольгой такого желания водитель грузовика не изъявил), а также по решению суда.
То есть, пострадавший автовладелец вносит недостающую для ремонта сумму сам, а затем, собрав все подтверждающие расходы документы, обращается в суд, нанимает адвоката. А ведь это опять расходы, и совсем немаленькие.
– Возвращение суммы, израсходованной на ремонт, через суд – это продолжение нервотрепки после аварии, это силы, время и деньги, – досадует Ольга. – Я планирую, что, обращаясь в суд, буду требовать уже не только материального, а и морального возмещения.
Ответ «Белгосстраха»
Редакция сайта Magilev.by направила официальный запрос в «Белгосстрах» с просьбой прокомментировать ситуацию. Пояснения дал заместитель начальника отдела-начальник сектора урегулирования убытков Юрий Квасов:
– Мы производим расчет и составляем калькуляцию ущерба, руководствуясь приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию от 14 сентября 2004 года №30-од с последующими изменениями. Последнее из них – приказ №32-од от 11 августа 2022 года. Данный документ внес некоторые изменения в ранее существовавший порядок. Например, ранее страховые компании стоимость б\у деталей оплачивали в полном объеме. Вступивший в силу документ в этой части внес дополнение: «если стоимость использованной при данном ремонте части, находящейся в употреблении или бывшей в эксплуатации, превышает стоимость идентичной (аналогичной) новой части, содержащейся в базе данных программного обеспечения по ремонту транспортного средства, за вычетом стоимости обновления с учетом налога на добавленную стоимость, то при перерасчете стоимости ремонта, определенного на основании расчета, стоимость замененной части определяется как стоимость идентичной (аналогичной) новой части, содержащейся в базе данных программного обеспечения по ремонту транспортного средства, за вычетом стоимости обновления с учетом налога на добавленную стоимость на день наступления страхового случая».
То есть, например, если ранее деталь, подлежащая замене, стоила в нашей базе данных 100 рублей, а клиент предоставлял факт стоимости б/у детали за 200 рублей, страховой полис оплачивал 200 рублей. После вступления в силу приказа №32-од, если у нас в базе стоимость этой детали 100 рублей, а клиент предоставляет факт покупки б\у детали за 200 рублей, страховой полис оплачивает 100 рублей, которые предусмотрены базой, и 20% НДС, то есть только 120 рублей и не более. Отсюда и разница в сумме по сравнению с той, которая была до принятия приказа №32-од.
Что касается учета износа транспортного средства, о чем говорит владелица авто, попавшего в аварию, он учитывался и ранее. И принятый приказ №32-од по данному пункту никаких изменений не вносил. Мы и ранее руководствовались четко прописанным алгоритмом, который требовал производить расчет с учетом пробега авто и возраста транспортного средства.
Вступившие в силу изменения приказа №32-од регулируют порядок проведения обязательного страхования во всей республике, то есть им руководствуются все страховые компании, которые работают сегодня на рынке страховых услуг в стране в разделе «гражданская ответственность» – всего их в настоящее время 6.
– Юрий Владимирович, есть какое-то объяснение тому, почему эти изменения были внесены? Как видим, клиенты им не обрадовались.
– Признаюсь, мы тоже приняли изменения, предусмотренные приказом №32-од, без воодушевления, предвидя реакцию клиентов. Но это вынужденная мера, которая стала реакцией на то, что некоторые СТО начали злоупотреблять этой особенностью страхового договора и выставлять счета, которые в два, а то и три раза превышали их затраты на проведенный ремонт авто.
Кстати, хочу обратить внимание на то, что уже после августа 2022-го, когда изменения вступили в силу, к нам на оплату поступают заказы-наряды по факту выполненных работ, которые соответствуют размеру начисленных страховой компанией выплат по страховому договору. Есть, конечно, и варианты, когда начисленных средств не хватает, и клиенту нужно доплачивать своими средствами на восстановление авто.
– Для тех, кто оформил обязательную страховку авто до вступления в силу приказа №32-од, внесенные изменения стали сюрпризом?
– Про предстоящие изменения в СМИ писали и давали разъяснения специалисты, в том числе страховых компаний. В настоящее время, при обращении клиента с заявлением на начисление выплат, в обязательном порядке выдается памятка, отражающая данный пункт. На него обращают внимание и специалисты Белгосстраха при начислении выплат.
– Есть какой-то вариант у автовладельца «застраховать» себя от этого пункта приказа №32-од?
– Оформить полис добровольного страхования КАСКО, который покрывает все расходы. Но, надо помнить, что он не отменяет обязательное страхование авто.