Поиском ценной для историков и краеведов информации занимается старший научный сотрудник музея Инна Овсейчик.
«Наш музей находится в историческом центре города, который сформировался в ходе строительства крепости, когда город был фактически выселен на новые районы (форштадты), – пишет автор в своем предисловии к проекту. – Мы ежедневно ходим по улицам города, где сохранились старинные здания, в которых располагались жилые дома, торговые лавки, доходные дома, банкирские конторы. Сегодня очень непросто разобраться, кому принадлежали эти здания и что в них размещалось до 1920 года. После Второй мировой войны некоторые дома были разрушены и не восстанавливались, изменилась нумерация домов. И все же, на некоторых улицах старая застройка уцелела почти полностью. Только каменных домов сохранилось больше сотни.
Поначалу казалось, что мы просто опоздали – старожилов уже нет, наши предшественники зафиксировали воспоминания отдельных жителей, но сведений о дореволюционных домах оказалось ничтожно мало. Но уж очень хотелось разобраться хотя бы с именами хозяев самых красивых особняков. Поиски начали с архивов, и тут помог Зональный государственный архив в г. Бобруйске, а также Национальный исторический архив Беларуси, который открыл и продолжает открывать удивительные подробности о жизни бобруйчан прошлого столетия. В музее изучали и периодическую печать начала ХХ века. Как головоломку, ребус приходилось порой разгадывать объявления в газетах, но это тоже помогло в поисках.
С именами архитекторов оказалось еще сложнее. Проекты большинства фасадов домов в начале ХХ века выполняли гражданские инженеры Городской управы. И планы эти (за редким исключением) не дожили до наших дней. Вот что вспоминал бобруйчанин И. М. Найман о начале 1920-х годов: «Расправляясь с архивом Городской Управы, как с наследием старой царской России, сотрудники Горсовета изымали чертежи частных владений, исполненные на текстильной кальке тушью и акварелью. После отмывки горячей водой с кальки исчезала крахмальная пропитка вместе с изображениями зданий, фасадов, разрезов и т.д. Оставался чистый, тонкий батист, который раздавался сотрудникам на блузочки, носовые платки и т.д. По тем временам эта операция признавалась практически очень эффективной… О значении архитектурного архива города при этом даже не вспоминали!»
Сегодня сложить из отдельных пазлов целостную картинку Бобруйска начала ХХ века уже невозможно. И все же нам удалось совместить имена отдельных жителей города с их домами. И это не всегда были известные краеведам фамилии, нужно было найти информацию об этих людях, их семьях. Процесс поиска продолжается и сейчас...»
Дом Голодца
Так называемый доходный дом купца 1-й гильдии Мордуха Кивова (Кивовича) Голодца располагался на углу улиц Муравьевской (сегодня Социалистическая) и Адамовской (сегодня Комсомольская). Был он построен в 1910 году на участке городской земли, находящемся у купца на правах бессрочного и бесконтрактного пользования, специально для сдачи квартир в аренду.
По желанию владельца здание было построено в модном тогда стиле «модерн» с выступающими над карнизом фигурными стенками с изогнутым волной верхним краем. На одной из этих стенок и сегодня можно увидеть цифры, обозначающие год рождения дома – «1910». Новое здание вместе с соседними домами образовало свой внутренний дворик с въездной аркой с воротами, которые на ночь запирались на замок.
В XXI веке жителям Бобруйска уже не совсем понятно, зачем собственнику строить дом по оригинальному проекту, если он планирует сдавать квартиры внаем? А вот сто с лишним лет назад состоятельные люди охотно вкладывали деньги в возведение таких домов, ведь спрос на съемное жилье значительно превышал предложение. Проживание в доходном доме освобождало жильцов от налогов и обязанностей по содержанию собственной недвижимости. Сам Мордух Кивович Голодец со своей семьей проживал в разные годы по разным адресам, в том числе на улице Семеновской (сегодня Московская).
Главный фасад углового дома выходил на улицу Муравьевскую, здесь на 1-м этаже находился магазин самого хозяина – «Суконно-мануфактурная торговля», магазин «Венский шик» и парикмахерская Вархмана (дамский зал). Другая сторона дома выходила на Адамовскую, где размещался «Английский магазин» В. Цибулевского и Х. Сафяника, предлагавший швейные и пишущие машинки, граммофоны и пластинки, парикмахерские принадлежности, электрические звонки и другие хозяйственные предметы.
Комнаты на 2-м этаже сдавались управляющему бобруйским отделением Соединенного банка. Сначала здесь проживал Бродский Михаил Осипович, а через несколько лет уже другой управляющий – Шмерлинг Исаак Осипович. Одно время и сам банк находился в доме М. К. Голодца.
В 1919 году этот дом был национализирован. В разные годы здесь размещались магазины, столовая и другие учреждения. В конце 1980-х-начале 1990-х здание пустовало, промерзало и потихоньку зарастало деревцами до тех пор, пока после капитального ремонта в 1996 году здесь не разместился Бобруйский краеведческий музей. Дому наконец-то повезло. Новую жизнь в его интерьеры вдохнул художник Эдуард Агунович, влюбленный в «модерн», а его и свои идеи воплотили в жизнь замечательные бобруйские мастера.
Продолжение следует.