Из Японии с любовью: несколько слов о «цивиках»
Honda Civic – автомобиль, выпускаемый японской компанией «Honda» с июля 1972 г. Именно благодаря этой модели, «Honda» впервые вышла на международный рынок как крупный автопроизводитель.
Civic стал первым массовым японским автомобилем, высоко оцененным в Европе за компактность, и в то же время – резвость. Ведь несмотря на то, что его название буквально переводится как «гражданский», эти автомобили обладают довольно неплохими гоночными характеристиками.
Авто было настолько популярно в Японии и в Европе, что на рынок вышли целых 9 поколений, а в японской автокультуре, благодаря «цивику» появилось такое направление как уличные гонки «канджо».
В августе 2010 года компания Honda сняла Civic с производства, так как продажи заметно просели. Но через 7 лет на японском рынке появилось уже десятое поколение легендарной модели авто.
«Это как взрослое «Лего»
Машина нашего героя Павла Якушева относится к 4-му поколению Honda Civic. Автолюбители такие машины называют «квадратами». Есть несколько версий о появлении такого прозвища, но сам Павел считает, что это из-за «рубленого», угловатого силуэта, выделявшего «цивик» на фоне трех предыдущих поколений.
– До этого у меня уже была Хонда, – рассказывает Павел, – только «пятая». Тоже «цивик», хетчбэк трехдверный. Меня именно такие машины интересуют, душа к ним лежит. После покупки я ее восстановил, покрасил и 4 года я на ней катался. А потом решил взять Хонду поновее.
Но машину шестого поколения Павел купить не успел – его внимание привлек «квадрат».
– Я продал машину в 2021 году и подыскивал «шестой» «цивик». Бюджет планировал в районе 3000 у.е., – вспоминает наш собеседник. – Но буквально через 3 месяца «выстреливает» в объявлениях на сайте этот «квадрат». И по очень «сладкой» цене. Не без проблем, зато задние крылья, все двери, капот и пороги – пластиковые. И внешне машина интересно смотрелась.
Посоветовавшись с другом, Павел взял лафет и отправился за новой «игрушкой» в Минск. Машину 1988 года он приобрел всего за 1200 у.е., с расчетом на то, что вложит остальные запланированные деньги в восстановление и тюнинг.
По словам нашего героя, на то, чтобы поставить «квадрат» на ход, ушло всего 2 недели и 250 рублей. Павел проездил на нем до зимы, а с холодами приступил к полной разборке авто.
– Здесь меня ждало огорчение, – признается мужчина. – Проблем с кузовом оказалось очень много. Зато в остальном машина была в порядке.
Пришлось удалять очаги коррозии, полностью переваривать некоторые элементы кузова. К покраске машину владелец подготовил сам. А непосредственно саму процедуру Павел доверил профессионалам. На данный момент в авто уже вложено около 1200 у.е.
Что касается работы по шинам, то это уже вопрос не только внешнего вида, но и безопасности. Такую работу лучше всего предоставить опытным мастерам СТО, например, ЧСУП «У МОРОЗА»
– Очень много было людей, которые говорили: зачем тебе такая машина, с которой нужно столько возиться? – говорит Павел. – А для меня эта возня в гараже – это отдых. Мне иначе неинтересно. Это как взрослое «Лего», как конструктор.
Технические характеристики и стоимость обслуживания
Машина Павла оснащена бензиновым двигателем 1.4 литра. Ее мощность 90 лошадиных сил. У переднеприводной Honda Civic механическая коробка передач.
– Эта модель выпускалась в 1988-1991 годах. И была очень доступной и демократичной, – рассказывает автовладелец. – Поэтому здесь нет никаких «наворотов». Даже стеклоподъемники механические. Из электроники только часы и блок управления двигателем.
Расход топлива у «квадрата», по словам владельца, очень зависит от стиля вождения. В спокойном режиме машина «ест» 7-8 литров бензина в городе. Но у любителей быстрой езды расход может быть до 15 литров.
Канистра машинного масла обходится в 60 – 70 рублей. А в ремонте самых больших затрат требует работа по кузову.
– Что касается запчастей, то линейка 4-го, 5-го, 6-го поколения Honda Civic – как «Лего». Все детали между этими машинами взаимозаменяемы. Поэтому найти их в продаже не составляет труда, – говорит Павел.
Также наш собеседник пояснил, что у машины довольно высокая удельная мощность. Это соотношение мощности двигателя к массе автомобиля. Чем она выше, тем быстрее разгоняется автомобиль и тем резвее едет. По утверждению автовладельца, машина отлично ведет себя на высоких оборотах. Для «цивика» 5200-9000 оборотов – расцвет сил.
– Хонды очень удобны в «рулежке»: они маневренные, хорошо управляемые, – говорит Павел. – Конечно, «квадрат» – это не семейный автомобиль, а машина для эгоиста, как говорит мой товарищ. На нем нужно ездить налегке и по хорошей дороге.
«Стиль немного хулиганский, но в этом вся фишка»
– Когда я интересовался японскими машинами, узнал и историю уличных гонок в Японии, – рассказывает собеседник. – На пике популярности Honda Civic, в 80-е годы, там возникла целая гоночная субкультура «канжо». Она и сегодня развивается, появилось очень много ответвлений, разных стилей.
В то время, как объяснил Павел, японским фанатам гонок в городе Осака стало недостаточно болеть за свои команды на официальных треках. И они начали устраивать нелегальные гонки сами. А местом их проведения стала канжо – сеть транспортных эстакад над центральными районами Осаки.
Формировались команды водителей Honda Civic, которые от соперничества на дороге часто переходили к выяснению отношений с помощью бит и кулаков.
Со временем, чтобы не быть узнанными полицией из-за нелегальных гонок и потасовок, «канжо рейсеры» стали одеваться в серые безликие комбинезоны и маски. А машины тюнинговались, модифицировались, чтобы выглядеть ярче и ездить быстрее. Такая Хонда могла развивать скорость 240-250 км/ч.
– Сегодня гонщики канжо – уже не хулиганы, а первоклассные, квалифицированные водители тюнеров, – продолжает Павел. – Они ездят очень рискованно и талантливо. Этот вид экстремальных гонок набирает все большую популярность в мире. А еще проходят выставки, парады и конкурсы в плане тюнинга.
Нашему герою эта история понравилась, и свою машину он тоже планирует преобразить в стиле «канжо»: будет много наклеек и необычных аксессуаров.
Фары уже выглядят необычно: одна желтая, другая с крестиком. В задней части салона для жесткости кузова установлена специальная металлоконструкция – х-bar. На ней уже есть забавные наклейки.
– Стиль канжо немного хулиганский, но в этом вся фишка, – говорит автовладелец. – Кого-то он возмутит, а кого-то заставит улыбнуться. Но не обратить внимание на машину в таком стиле невозможно.
Плюсы и минусы Honda Civic EF
К несомненным плюсам этой машины владелец относит:
- Маневренность.
- Компактность: припаркуется там, где другие не поместятся.
- Относительно небольшой расход топлива.
- Запоминающийся внешний вид.
- Высокая удельная мощность, быстрый разгон.
- Взаимозаменяемость деталей с аналогичными моделями других поколений.
- Высокая ремонтопригодность: починка не вызывает сложностей, так как конструкция машины довольно проста.
Минусы, по словам Павла, у «квадрата» тоже имеются и довольно значительные:
- Непрактичная модель: небольшой багажник, довольно тесный салон.
- Только для двоих: три взрослых человека в салоне – это уже ощутимый перевес для «цивика»
- Оригинальный кузов очень подвержен коррозии, из-за чего сложно найти в продаже его элементы в хорошем состоянии.
- Заниженная подвеска создает неудобства при посадке и высадке из машины, поэтому она не подходит пожилым и людям с проблемами опорно-двигательной системы.
- Машина только для хороших дорог: ямы и сугробы могут стать непроходимым препятствием.