– Нашей веске еще повезло, – рассказывает местная жительница Валентина Михайловна Бурак. – Староста у нас был мудрый, смелый мужчина. Степан Власович Гончаренок звали его. Он умел разговаривать и с немцами, и с партизанами. Многим жизни спас. Может, только благодаря ему нашу деревню и не сожгли как другие.
Вечный двигатель
Валентине Михайловне 72 года. Она – инвалид второй группы. У пенсионерки проблемы с ногами, ей приходится ходить, опираясь на трость. Но в этой женщине столько энергии и жизнелюбия, что она легко даст фору и очень молодым людям.
В своей любимой деревне, где сегодня проживает всего 75 человек, Валентина Михайловна занимает почетный пост старосты. И к общественным обязанностям женщина относится с большой ответственностью и любовью.
– Пока я жива, хочу делать что-то хорошее, – говорит Валентина Михайловна, – чтобы было за что меня добрым словом вспомнить.
Так, например, деревенская староста добилась, чтобы в Шейпичах проложили новую асфальтовую дорогу.
– Она несколько лет добивалась, чтобы у нас в деревне хорошую дорогу сделали, – рассказывает соседка нашей собеседницы Наталья Кириллова. – Звонила и на горячие линии, и письмо развернутое написала одному из ответственных чиновников. И добилась! Ее даже наградили как лучшую старосту Осиповичского района.
Наталья рассказывает, что для односельчан Валентина Михайловна – вечный двигатель. Она и на субботник всех сподвигнет, и песни поет так, что заслушаешься, и стихи пишет. А еще староста деревни хорошо знает историю малой родины и своей семьи.
Давняя мечта
У бабушки Валентины Михайловны было 4 сына: Николай, Петр, Павел и Степан. Все четверо ушли на фронт, и все погибли, как и еще 73 их односельчанина.
– Знаем, что трое сыновей погибли где-то в Польше, – рассказывает наша собеседница. – А дядя Павел дошел до Берлина.
Судьбы 33 односельчан жителям Шейпич тоже известны – на деревенском кладбище есть их могилы. А вот 44 пропавших без вести, либо погибших и похороненных в Польше, Германии, в безымянных братских могилах не имели ни надгробной плиты, ни памятной таблички в родной деревне.
– Это наши герои. Это родня для многих. Братья Савко, и Гончаренки, и Дрень – ведь почти каждая семья мужчин на фронт провожала, – говорит Валентина Михайловна. – Мало того, что в праздник мы их могилы не можем навестить, так даже имен их уже почти никто не помнит.
Такая несправедливость давно тревожила Валентину Михайловну и ее брата Николая.
– Я еще в 1975-м году задумалась об этом, когда в Жодино открыли памятник матери в честь Анастасии Куприяновой, – вспоминает Валентина Михайловна. – Я тогда работала на комбинате художественных изделий. Подумалось мне: а сколько таких матерей? Это же в каждой деревне такой памятник ставить надо. Куприянова пятерых сыновей с войны не дождалась. А моя, например, бабушка – четырех потеряла.
Женщина рассказывает, что за эти годы они с братом и писали, и звонили в разные учреждения, в сельсовет и на горячие линии чиновникам, с просьбой установить памятник погибшим односельчанам или хотя бы памятную доску.
– Ой, они мне понаговаривают, что это все экспертизы нужны, согласования, расследования, – вздыхает Валентина Михайловна. – Говорили, что, мол, это целая проблема. А какая проблема? Имена все известны. Материалы нужны, да и все – бери и делай.
Вот Валентина с Николаем взяли и сделали. Женщина признается, что решительности ей добавили события последних месяцев, происходящие в мире:
– Ведь сердце болит: ради чего воевали? За что умирали? За мир, за будущее наше.
«Кто мы будем, забыв про такое?»
Проект мемориального знака рисовала сама Валентина. Она и руководила работами.
– Прямо дома работали, – говорит деревенская староста. – Полотно из Минска привезли, спасибо соседке Ольге. Буквы заказали, а остальное мастерили из того, что во дворе было: цемента немного, досочек…
Валентина Михайловна очень благодарна соседям, которые их с братом поддерживали и помогали.
– Наталья и Василий Кирилловы – единомышленники наши. Анатолию Дмитриенко спасибо, Александру – тоже наш сосед, – передает слова благодарности собеседница. – Еще сын Евгений помог. Хотя, конечно и те были, кто на нас косо смотрел: «Живых смотреть надо, а не мертвых». А я знаю, что, если о погибших не думаешь, так и до живых тебе дела не будет.
Установить мемориальную доску решили на кладбище, сразу у входа. Для того, чтобы защитить ее от снега и дождя, над доской появился навес.
– Домик – задумка Валентины, а над изготовлением, установкой и оформлением работали дней шесть несколько человек, – рассказывает Наталья Кириллова.
Уже 6 октября в Вайбер-чате деревни Шейпичи появилось сообщение о том, что на местном кладбище установлена мемориальная доска. Жителей также оповестили, что 14 октября в 13:00 состоится освящение памятного знака отцом Андреем из Свислочской церкви.
– На освящение также пригласили председательницу Свислочского сельсовета (Евгению Купреенко, прим авт.), – рассказывает Наталья. – Это Валентина наша решила, чтобы был представитель власти.
На церемонию освящения пришли односельчане Валентины Михайловны и ученики Елизовский средней школы.
– Вы понимаете, мы их не знаем, тех кто погиб. Не были с ними знакомы. А это разве важно? – задается вопросом Валентина Михайловна. – Главное, что они же за нас жизнь отдали. Кто мы будем, забыв про такое?