Александр Михайлович родился в 1938 году в деревне Кныши Глусского района.
Его отец, Михаил Иосифович Гурин, родился там же в 1910 году, работал на торфопредприятии, умер в возрасте 60 лет. Мама, Лукерья Терентьевна, родом из той же деревни, работала в колхозе, прожила до 87 лет. В семье было трое детей: Александр и две его сестры, Ядвига и Людмила. «Было еще два братика, но они умерли совсем маленькими», – говорит Александр Михайлович.
Когда началась война, Саше было три года. Его дядя Константин Гурин и сестра матери Зинаида ушли в партизаны. Староста деревни Василий Король знал, кто в партизанах, кто коммунист, но не продал никого, говорит собеседник, хотя сам рисковал собственной жизнью. Не может забыть Александр Михайлович, как дважды жителей Кнышей немцы гнали на расстрел на берег реки Птичь (Саше тогда было года 4-5).
– Подошли к немцам двое мужчин с хлебом и солью, – рассказывает он то, что осталось в детской памяти. – Немцы их отвели в сторону и расстреляли. Переводчик пояснил, что, если они продали своих, хлебом-солью немцев встречали, то они достойны смерти. Остальных отпустили. А во второй раз, когда нас согнали, по деревне шел мужчина с граблями и с тряпкой для переноски сена и дров. Когда он увидел немцев, давай бежать, и по нему выстрелили. Потом рассказывали, что он, дескать, шел в военной форме в сторону Гомеля к своим, а местные женщины переодели его в гражданскую одежду, посоветовали идти через Кныши, думали, что так безопаснее. В тот день расстреляли местных мужчин и парней, некоторых отпустили. Уже после войны староста рассказал мне, где того мужчину похоронили, я поставил ему железный памятник, вырезал пластину с надписью: «Неизвестному солдату».
В юности Александр работал в полеводческой бригаде. Затем поехал в Саратов, окончил там техническое училище, работал токарем. В 1964 году приехал в Бобруйск. Недолгое время работал на заводе имени Ленина, потом на заводе АТД, с 1965 по 1974 годы трудился токарем на кожкомбинате. С 1974 года, когда в Бобруйске был создан завод разбрасывателей удобрений (сейчас это «Бобруйскагромаш»), пошел туда и отработал там 24 года. Был награжден медалью «За трудовую доблесть».
Листаем семейный альбом
1. Родители нашего героя – Михаил Иосифович и Лукерья Терентьевна Гурины в молодости, 1930-е годы.
2. Маленький Саша Гурин со старшей сестрой Милой (так ее называли близкие), 1949 год. Людмила в юности вышла замуж и уехала в Украину к мужу, жила в городе Лисичанске Луганской области, сегодня ее уже нет в живых.
3. Уже взрослый Саша с младшей сестрой Ядвигой.
4. Александр с друзьями Евгением Королем и еще одним Евгением (фамилию не помнит) в родной деревне Кныши. Играть на гармони нашего героя научил местный музыкант-самоучка. Всю жизнь Александр не расставался с гармонью. 1957 год.
5. Сестра нашего героя, Ядвига, фото 1957 года. На обратной стороне трогательная надпись: «На память брату Шуре от Яди, во время учебы в 8 «Б» классе. Без слов, но от души. 23.11.1957». С молодости Ядвига Михайловна живет в Бресте.
6. Александр во время службы в армии в войсках МВД, г. Электросталь Московской области, 1950-е.
7. Александр во время учебы в Саратове с друзьями в общежитии, 1963 год.
8. Со своей супругой Зинаидой Васильевной Александр Михайлович познакомился в городском парке на улице Пушкина (сейчас там детский парк). В 1950-60-е многие бобруйчане находили свою «половинку» именно там. «Кто хотел познакомиться, приходили и гуляли кругами по парку», – смеется собеседник.
Встречались молодые около года, прежде чем Гурин решился сделал предложение. Позже супруги вместе работали на заводе разбрасывателей удобрений. К сожалению, Зинаиды Васильевны уже нет в живых.
9. Еще одно фото с любимой супругой, 1962 год.
10. Александр Михайлович с женой и сыновьями: Сашей 1974 года рождения и Андреем 1966 года рождения. К сожалению, оба сына тоже ушли из жизни преждевременно.
11. А это мама нашего героя, Лукерья Терентьевна Гурина, с внуком Андреем на Птичи в деревне Кныши. Дом их стоял практически на берегу реки. 1970-е.
12. Зинаида Васильевна с сыном Андреем и свекровью в деревне Кныши, 1969 год.
13. Празднование 1 мая в квартире на Лынькова в Бобруйске: Александр Михайлович, как всегда, с гармошкой, рядом жена, соседка и сыновья. В 1980-е ходить в гости к соседям было очень просто.
14. Александр Гурин с супругой и сыном в доме отдыха в Орше, 1981 год. Собеседник вспоминает, что в то время работникам предприятия выделяли путевки в дома отдыха с большими скидками, и каждый рабочий мог себе позволить отдохнуть там.
15. Демонстрация на 7 ноября: туда ходили, как на праздник! Потому что настроение действительно было праздничное. Инструментальный цех завода «Бобруйскагромаш», 1980-е.
16. Александр и муж его старшей сестры Милы, который приехал в гости к теще с Украины. Деревня Кныши, 1986 год. Дом этот в деревне стоит и сейчас. Но в нем уже никто не живет. Изредка наш герой по возможности наведывается в родные места. Говорит, что с каждым годом ностальгия все больше и больше тянет на родину, но здоровье уже не позволяет ездить часто. «Душа кровью обливается, когда вижу, как ветшает дом моего детства, а в саду пропадает урожай яблок, груш и слив…», – говорит он.
17. А это картина, которую нарисовала сестра Людмила. На нем ее брат, Александр. Мила не была художницей, рисовала «для себя». Она изобразила брата в армейской форме, но на фоне родной речки Птичь.