«Драконъ» из бобруйского гарнизона и зарплата доктора Кацнельсона. Любопытные документы из архивного хранилища

7447
Екатерина НОВИЦКАЯ. Фото: Александр ЧУГУЕВ
12 сентября 2022 года архивная служба Беларуси празднует свой 100-летний юбилей. В преддверии круглой даты мы заглянули в Зональный государственный архив в г. Бобруйске и познакомились не только с уникальными историческими документами, но и симпатичными архивистами.
15.06.2022. Бобруйск. Зональный государственный архив в городе Бобруйске
15.06.2022. Бобруйск. Зональный государственный архив в городе Бобруйске

В коллективе архива сегодня работает 7 специалистов, стаж у каждого – более 10 лет. Некоторые удостоены звания «Почетный архивист» – это ныне покойная Тамара Николаевна Маненок, директор архива с 1993 по 2004 годы, и Людмила Викторовна Кнарус – историк и архивист, руководившая архивом с 2004 по 2017 годы. Почетную награду также получила Наталья Владимировна Курапцова, которая трудится в архиве с 1982 года, она заведует отделом комплектования Национального архивного фонда.

«Трепетно, когда касаешься документов со столетней историей»

Оксана Васильевна Канойко – директор «Зонального государственного архива в г. Бобруйске» с 2017 по август 2022 года (наш разговор с Оксаной Васильевной проходил в августе, сейчас у архива уже новый директор – прим. ред.). Окончила МГУ им. А. Кулешова и Могилевский институт МВД. Все сотрудники архива, по ее словам – увлеченные профессионалы своего дела, но особого упоминания заслуживает первый директор учреждения – ветеран Великой Отечественной войны Иван Осипович Шувалов. Архивной службе он отдал более 30 лет жизни, с 1969 по 1993 годы. Иван Осипович прошел войну, дважды был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Москвы» и др. Его имя занесено в Книгу почета Главархива БССР, а в архиве сохранилась целая стопка благодарностей в адрес Ивана Осиповича.

Директор Иван Осипович Шувалов с коллективом архива. Фото из личного архива И. Шувалова.
Директор Иван Осипович Шувалов с коллективом архива. Фото из личного архива И. Шувалова.

На вопрос, чем в свое время привлекла эта работа ее, Оксана Васильевна отвечает:

– Тишиной и спокойствием, возможностью углубиться в то, что ты делаешь. Кроме того, это ведь очень интересно – своего рода исследовательская деятельность, и трепетно, когда, например, касаешься документов со столетней историей. Очень радует систематизация разрозненного материала – когда из хаоса возникает некая система.

Из истории бобруйского архива

  • 5.12.1944 – создан Государственный архив Бобруйской области.
  • 1954 – реорганизован в городской государственный архив.
  • 1963 – на базе городского, а также Бобруйского, Глусского, Кировского, Кличевского и Осиповичского районных архивов создан филиал Государственного архива Могилевской области в г. Бобруйске.
  • 12 марта 2012 г. – преобразован в Зональный государственный архив в г. Бобруйске.
Директор Иван Осипович Шувалов с коллективом архива. Фото из личного архива И. Шувалова.
Директор Иван Осипович Шувалов с коллективом архива. Фото из личного архива И. Шувалова.

Приезжали бабульки со сметаной и яйцами, чтобы «отблагодарить» архивистов

Наталья Владимировна Курапцова, ведущий архивист, свой выбор профессии объясняет так:

– У нас был хороший историк в школе, который привил любовь к предмету, а еще я очень любила читать и узнавать что-то новое. Ведь работа историка-архивиста как раз и заключается в поиске фактов, которые, порой, ведут к неожиданным выводам и открытиям – есть в нашей работе даже какая-то детективная составляющая!

Наталья Владимировна вспоминает, как принимала участие в программе по выявлению граждан, угнанных в Германию и возвращенных на Родину (за эту работу она даже получила почетный знак «Фонда взаимопонимания и примирения»). Архив тогда проделал колоссальную работу, и люди были очень признательны.

– Порой доходило до смешного: из деревень приезжали бабульки со сметаной и яйцами, чтобы «отблагодарить» архивистов! – с улыбкой вспоминает Наталья Курапцова.

Сейчас же, по ее мнению, очень важна работа по сбору и сохранению документов от предприятий и организаций.

Архивисты за работой.  Фото из личного архива И. Шувалова.
Архивисты за работой. Фото из личного архива И. Шувалова.

– Раньше у нас стояли очереди, чтобы сдать документы, сейчас, конечно, передают меньше. Хотя через 50-100 лет эти бумаги будут очень интересны, – считает архивист с 40-летним стажем.

Как архивист помогла семье вспомнить год постройки дома

Татьяна Савостова заведует в архиве отделом сохранности и использования документов.

– Мне больше всего нравится поиск. Работа с документами затягивает – пытаешься найти эту ускользающую «ниточку», нащупать связь, – говорит Татьяна Михайловна. – А еще – общение с людьми. Многие приходят к нам, чтобы не просто взять в руки справку, а получить поддержку, совет. Иногда люди отчаиваются, и мы всегда стараемся помочь, направить их в нужную сторону. Порой «по букве закона» мы правы, и дальше искать не имеет смысла, но человек не может смириться – и тут уже на первый план выходит умение выслушать. Такой уж здесь у нас сложился коллектив. Я и сама не раз задавалась вопросом: что именно меня здесь держит? Дух коллектива и чувство «плеча».

Зональный государственный архив в г. Бобруйске.
Зональный государственный архив в г. Бобруйске.

Видимо, поэтому вернулась в архив после двух декретных отпусков и Татьяна Клименок, ведущий архивист отдела сохранности и использования документов и самый молодой сотрудник архива.

– За что я люблю свою работу? В ней есть конечный результат – видишь, как люди радуются, когда тебе удается найти, казалось бы, утраченную информацию, – добавляет Татьяна Борисовна. – И сами документы – от многих из них буквально «веет стариной», с ними очень интересно работать. Очень увлекательно работать с запросами – кажется, все уже повидал, но нет – непременно что-то новое обнаружится. Возникает своего рода азарт.

Случаются и комичные эпизоды в архивной тиши. Татьяне Клименок запомнилась семья, которая искала сведения о постройке дома, но не помнила, даже примерно, год. С помощью архивиста отца семейства осенило – тогда как раз родился один из его сыновей, и накануне он бурно праздновал, а потом отправился оформлять документы на дом.

– Пришлось проверить постранично три года – по количеству детей пары, но нужный документ мы все же нашли, – посмеивается архивист.

Оксана Канойко, директор архива с 2017 по август 2022 года.
Оксана Канойко, директор архива с 2017 по август 2022 года.

«В 90-е к нам стояли очереди практически до калитки»

В архив за справками и выписками регулярно обращаются организации и частные лица. Поисковые запросы от населения формирует, если можно так выразиться, время.

– Скажем, в 90-е, когда остро стоял вопрос о приватизации жилья, к нам стояли очереди практически до калитки – за справками о предоставлении жилищных квот, – рассказывает Оксана Канойко. – Следующая волна была связана с модой на генеалогию, поиск своих корней. И наши архивисты всегда старались и стараются помочь найти даже крупицы информации, которые могут пригодиться заявителю.

Сегодня Зональный государственный архив в г. Бобруйске – это 967 фондов и почти четверть миллиона «единиц хранения», охватывающих периоды 1918-1941 и 1944-2018 гг. В архиве хранятся, например, фонды окружного и финансового отделов, сведения о движении беженцев, фонды ликвидированных колхозов и др.

А поискать определенно придется... Когда впервые спускаешься в самое сердце архива, где хранятся тысячи дел, испытываешь легкое волнение. Ряды высоких металлических стеллажей, прохладный полумрак, звенящая тишина и едва уловимый запах бумаги и пыли – наверное, именно так ощущается застывшее время.

На стеллажах – обозначения, понятные лишь посвященным, и бесконечный строй безликих картонных коробок.

Оксана Васильевна говорит, что каких-то особо секретных документов в фондах сейчас на хранении нет. Самым старым «экспонатам» в хранилище немногим более 100 лет.

В хранилище Зонального государственного архива в городе Бобруйске сегодня уже четверть миллиона «единиц хранения».
В хранилище Зонального государственного архива в городе Бобруйске сегодня уже четверть миллиона «единиц хранения».

«Хозяевам завода «Глуша» денег из Банка не выдают...»

Вот, например, требовательная ведомость на выдачу заработной платы 700 рабочим и служащим стекольного завода в поселке Глуша за 1917 год. В письме комитета рабочих к Минскому военно-революционному комитету и Совету рабочих и солдатских депутатов указано, что (здесь и далее орфография оригинала): «Прiостановленiе выдачи денегъ изъ Банковъ грозит нам голодом. Хозяевамъ завода «Глуша» где мы работаемъ Бр. И. и Е. Ашкинази и Бр. Г. и Е. Лозинскимъ, денегъ из Банка не выдаютъ [...] Просимъ оказать содействiе в получении денег за декабрь месяц [...] на заработную плату [...] закупку материаловъ и заготовку дров». К письму приложен список работников с указанием причитающихся каждому сумм, заверенный печатью «Союзъ рабочих и служащихъ зав. «Глуша» Мин. г.» и подписью председателя комитета рабочих К. Ивановского. Жаль, нигде не отмечено, получены ли просителями эти деньги.

Сколько получали бобруйские медики в 1918-м

А вот ведомости на выдачу зарплаты работникам отделов здравоохранения и отчеты врачей об израсходовании средств на содержание больниц за 1918 год. Любопытно, сколько получали бобруйчане в прошлом столетии: так, оклад фельдшера больницы составлял 664 рубля, из которых около 67-ми отчислялось за проживание.

Требовательная ведомость на выдачу заработной платы и расходы на содержание больницы. Фото автора.
Требовательная ведомость на выдачу заработной платы и расходы на содержание больницы. Фото автора.

А в отчетной ведомости доктора Кацнельсона по расходам на содержание «бывшей еврейской больницы» за декабрь 1918 года указано, что на отопление и освещение затрачено 653 руб., на медикаменты – 160,5 руб., выплачено жалование 13 сотрудникам, в том числе доктору Кацнельсону – 400 руб., ф-це Беркович – 243 руб., палатнице Кублинской – 40 руб., дворнику Щигельскому – 150 руб. и т. д. Здесь же подшиты циркуляры «сверху» и запросы на выдачу средств на непредвиденные расходы: «В виду крайней нужды в деньгах для борьбы с усиливающейся эпидемией и для покупки медикаментов, Отдел здравоохранения просит в спешном порядке отпустить 50 000 руб.». Скрупулезно зафиксированы в описях все израсходованные и перемещенные материалы, вплоть до количества листов бумаги.

«Галушка» с «Дуралеем» и беседы с солдатами о происходящих событиях

Или еще один любопытный документ – «Книга приказов по 1-му отделению Бобруйского пункта слабосильных лошадей», начало которой датировано 10 марта 1917 года. В тексте – распоряжения по строевой части, зачислению и снятию с довольствия людей и лошадей, направления в командировки и т.п. Пробегая взглядом страницы, исписанные каллиграфическим почерком начальника, «цепляюсь» взглядом за любопытные фрагменты. Например, приказ от 19 марта 1917 года: «Раз въ неделю, т.е. по субботамъ въ 2 часа я буду проводить беседу с солдатами о происходящих событиях, какъ на фронтахъ, так и въ тылу, чтобы не давать подачи [некоторым] увлекаться и верить ложным слухам, а также чтобы не оставлять их въ неизвестности переживаемого…».

Есть в приказах и отметка об отправке адъютанта в чине поручика в г. Петроград делегатом на конференцию от Бобруйского гарнизона и масса повседневных гарнизонных дел… А знаете, как тогда называли лошадей? Каждая из упомянутых в приказах, помимо номера, имела кличку, например: «Драконъ», «Бронхитъ», «Галушка», «Дуралей», «Гадалка», «Мумия» и другие.

«Детей было до 170, а я один...»

А вот, например, копии протоколов заседаний Бобруйского уездного отдела работников искусства («Рабис») за 1923-24 годы. В последних, помимо вполне актуальных и сейчас вопросов, касающихся творческого репертуара и охраны труда, обращают на себя внимание коллективные рассмотрения жалоб на сотрудников. Так, например, о гр. С., «отказавшейся дать немного лаку для подклейки и требовавшей без разрешения союза амортизационных от учреждения, куда была послана на работу без траты материала…» или о тов. Ж. по поводу того, что «он служит в Финотделе агентом черной биржи».

Зональный государственный архив в г. Бобруйске.
Зональный государственный архив в г. Бобруйске.

Интересны и отчеты о работе детских площадок. Вероятно, речь идет о площадках, организованных Бобруйским отделом Народного образования в 1919 году. К слову, подобные площадки придумали примерно в середине XIX века, чтобы ребятишки из бедных семей не слонялись по улицам, пока их родители работали. К детям прикрепляли педагогов, которые занимались с ними и играли в развивающие игры. Вот первая запись в одном из отчетов: «Двадцать четвертого июня было заседание Горковского волостного комитета, на котором постановили открыть площадку в им. Горки. После этого стала производиться запись детей [...]. В настоящее время всех зачислившихся детей имеется 131 человек».

А вот записи в дневнике воспитателя от 11 июля: «Беседовал с детьми, было очень трудно, так как детей было до 170, а я один, и дети всех возрастов…». Или от 22 июля: «С утра рисовали по желанию детей [...] гимнастика [...] после обеда игра в молчанку ввиду страшной жары…».

И это далеко не полный список любопытных свидетельств эпохи, хранящихся в Зональном государственном архиве в г. Бобруйске. Особую ценность имеют документы периода оккупации, в том числе такие уникальные, как альбом с видами послевоенных разрушений Бобруйска. Перебирая пожелтевшие листочки и черно-белые фотографии в тиши читального зала, действительно ощущаешь дыхание самой Истории.

Зональный государственный архив в городе Бобруйске. В читальном зале.
Зональный государственный архив в городе Бобруйске. В читальном зале.

На заметку

Архив оказывает услуги организациям и гражданам бесплатно и платно, в том числе – прием документов на хранение, выполнение биографических и имущественных запросов, экспертизу ценности документов и т. д. Тел. для справок: (8-0225) 70-25-83.

Зональный государственный архив в г. Бобруйске.
Зональный государственный архив в г. Бобруйске.
Зональный государственный архив в г. Бобруйске.
Зональный государственный архив в г. Бобруйске.
Зональный государственный архив в г. Бобруйске. В хранилище.
Зональный государственный архив в г. Бобруйске. В хранилище.
Зональный государственный архив в г. Бобруйске. Елена Калашникова, ведущий архивист отдела сохранности и использования документов, за работой.
Зональный государственный архив в г. Бобруйске. Елена Калашникова, ведущий архивист отдела сохранности и использования документов, за работой.
Зональный государственный архив в г. Бобруйске.
Зональный государственный архив в г. Бобруйске.
Зональный государственный архив в г. Бобруйске. Чувствуешь дыхание самой Истории.
Зональный государственный архив в г. Бобруйске. Чувствуешь дыхание самой Истории.