Марина и Андрей Логвиненко живут в деревне Островы Бобруйского района около шести лет. Марине – 34 года, Андрею – 38. Их сыновьям Олегу и Игорю – 4 и 6, соответственно, младшей Настеньке – 11 месяцев. В деревню они переехали, когда ждали первенца.
Раньше Марина и Андрей жили в Бобруйске. Молодой человек окончил училище по специальности «телемастер», правда, работать по ней так и не довелось. Года три занимался грузоперевозками на своем микроавтобусе как ИП, затем продавал мед на рынке. Марина освоила профессию продавца в 142-м училище и работала по специальности.
В 2011-м молодые люди поехали в Казахстан, где знакомый предложил Андрею работу. Детей у них тогда еще не было, в Бобруйске ничего особо не держало, да и оба легкие на подъем. В Казахстане Андрей работал в фирме, которая импортировала из Европы кровельный материал. Марина освоила профессию кинолога. Там молодая семья прожила около трех лет.
– Жили мы там нормально, дом хороший снимали, – вспоминает Андрей. – Работа была неплохая, но так чтобы что-то заработать сверх, чтоб откладывать, такого не было. А работать ради того, чтобы просто жить – это можно и дома, и мы приняли решение вернуться в Беларусь.
«Вспомнилось, что-то в душе всколыхнулось»
Инициатором переезда семьи из города в деревню был Андрей.
– Знакомый попросил как-то помочь его матери посадить картошку в деревне, – вспоминает он тот момент. – Я приехал, а там деревня похожа на ту, в которую я ездил в детстве к бабушке в Чаусский район. Вспомнилось мне это все, что-то в душе всколыхнулось... И я подумал: а может, и нам переехать в деревню? Марина идею поддержала. Дядя мой, помню, тогда говорит: в Островах знакомый дом продает – поедем, посмотрим. Поехали другой дом смотреть, а в этот, где сейчас живем, попутно заглянули. Я увидел его и без колебаний говорю: забираю. Сразу дал задаток и начал делать ремонт.
Пока оформляли документы на дом, Андрей уже дом поднимал, фундамент заливал. Это был май 2015-го, а в декабре, перед самым Новым годом, семья Логвиненко уже справляла новоселье в своем деревенском доме.
«При большом желании можно научиться всему»
Старенький деревенский дом новые хозяева преобразили на свой вкус, сейчас это довольно современное и частично благоустроенное жилье.
На кухне – современная мебель с подсветкой, старую печь подремонтировали и оставили для декора и «чтоб готовить в ней здоровую деревенскую еду». Стены между комнатами убрали, получилось одно большое помещение. Посередине комнаты Андрей соорудил печь с камином. Здесь же расположился небольшой спортивный комплекс, на котором дети играют и заодно занимаются спортом. Для мальчишек сделали двухъярусную кровать.
В планах у хозяев – сделать и второй этаж, где будет еще несколько комнат. До конца этого года Андрей поставил себе задачу обновить коридор, а затем браться за строительство ванной и туалета в доме (пока эти удобства частично на улице). Есть банька во дворе. Горячая вода на кухне имеется благодаря бойлеру.
Практически все Андрей делал и делает своими руками, хотя большого опыта в этом деле, признается, не было.
– При большом желании можно научиться всему, и интернет в помощь! – улыбается мужчина.
Корова Мурка, коза Бирка и курочки голошейные
Хозяйство у молодой семьи приличное. Есть корова Мурка и коза Бирка. Мурка дает молоко, из которого хозяйка делает творог, сыр, масло.
– Домашние сыры – творожный, типа брынзы, и твердый – получаются вкуснее покупных, – говорит Марина. – Правда, делать их – процесс трудоемкий, занимаемся этим, когда есть время и настроение. Есть у нас электрическая маслобойка, потому масло свое. Едим все сами, иногда что-то забирают соседи, знакомые, родители.
Еще в хозяйстве более 50 кур. В основном, породы голошейная. Марина говорит, что это лучшая порода в плане продуктивности. Еще есть куры пород китайская шелковая, королевская. Всю живность хозяева держат только на натуральном корме.
Козочку супруги покупали специально ради маленького ребенка. К слову, дети их практически не болеют, родители уверены, что это, в том числе, благодаря козьему молочку, которое детки пьют регулярно.
Плюс ко всему, у Марины и Андрея немало соток земли. Только возле дома – 16. Здесь выращивают огурцы, помидоры, картошку, кукурузу, перец, кабачки, баклажаны и даже немного арбузов. Практически все – на высоких грядках, используют мульчу – сено, солому, листья.
А рядом с домом еще один участок – 25 соток, здесь супруги посадили сад: грецкие орехи, яблони, груши. Растут и у дома плодовые деревья и ягодные кустарники, даже экзотический орех-пекан. Так что, урожая овощей, ягод и фруктов у наших героев хватает на весь год. И закаток – целый погребок.
Но и это еще не все: гектар земли супруги берут под сенокос, чтобы Мурке сено заготавливать. В деревне с этим проблем нет, за землю, говорят Литвиненко, здесь люди не дерутся.
– Сеном решил сам заниматься, потому что оно сейчас дороже картошки, – говорит Андрей. – Корове на зиму надо три тонны. Это минимум десять рулонов, один рулон стоит порядка 65-70 рублей. То есть, если покупать, то нужно отдать около 700 рублей. Плюс – доставка рублей 150, в итоге – больше 800.
Удивительно, что всем этим молодые супруги занимаются сами. Так случилось, что родителей Марины уже нет. Родители Андрея живут в городе, они уже не молоды, да и своя дача у них есть. Но с внуками иногда помогают.
«За раз выходит 400-500 литров меда»
Пчелы – отдельная тема, ими глава семьи занимается давно и основательно. И это – основной доход семьи.
Андрей держит порядка 30 пчелиных семей породы Бакфаст.
– Они были выведены на островах Британии, хорошо зарекомендовали себя, – со знанием дела рассказывает пчеловод. – У них добрый нрав, они не проявляют к человеку агрессии без повода, выносливы, трудолюбивы и очень продуктивны.
К слову, мы с нашим видеооператором, не привыкшие находиться среди огромного количества пчел, поначалу осторожничали, а потом поняли, что пчелки у Логвиненко и вправду безобидные, они не обращали на нас никакого внимания.
Мы попали на пасеку к Логвиненко как раз в канун Медового спаса, и Андрей продемонстрировал нам весь процесс получения меда.
1. Достал рамки из ульев, стряхнул пчел, занес рамки в помещение, где качается мед. 2. Обработал их – снял лишний прополис и остатки воска, срезал печатку меда или забрус (кстати, все эти продукты пчеловодства тоже очень полезны и продаются отдельно). 3. Установил рамки в медогонку, она начала раскручиваться, и мед закапал через кран в банку... Вот тут нет сомнения: 100%-ный натурпродукт из экологически чистой зоны!
Ясно было также, что процесс получения меда тоже требует немалых сил и времени. Ведь при нас пчеловод выкачал лишь небольшую часть меда. На 30 ульев, в каждом из которых – по 30 рамок, уйдет не менее пяти дней.
Собирают мед дважды в год – весной и в августе. Всего получается с десяток бидонов по 40 литров, итого: 400-500 литров за раз.
Мед Андрей с Мариной продают на центральном рынке в Бобруйске и по знакомым. Цена – 10 рублей за пол-литра. Предлагают и другие продукты пчеловодства. Есть у них эксклюзивные вещи, например, мед с прополисом.
– Приготовить такой – процесс непростой, – рассказывает Андрей. – Прополис настаивается на спирту несколько месяцев. Потом процеживается, и месяца полтора-два выпаривается спирт, а затем уже оставшаяся масса смешивается с медом до однородности. Когда-то узнал, что такой мед – настоящий кладезь витаминов и минералов, и решил попробовать. Много его не делаю, только для себя и знакомых.
Представление о пчеловодстве Андрей имел с детства, так как пчелами занимался его отец. Уже будучи взрослым, наш герой перенимал опыт у знакомого пчеловода. Подсмотрел у него технологию и многое «взял» себе. Собеседник говорит, что необходимо минимум два года для того, чтобы освоить это дело. Тут важнее практика.
В планах Марины – разведение восточно-европейских овчарок
Помимо воспитания троих детей, содержания хозяйства, у Марины еще есть хобби, которое тоже в обозримом будущем обещает приносить доход. Много лет она занимается разведением собак, особая ее любовь – восточно-европейские овчарки. Первую собаку этой породы супруги купили сразу после свадьбы, с ней и в Казахстан поехали. Напомним, там Марина стала кинологом: водила свою собаку на занятия, инструктор заметил у нее талант, предложил пройти обучение и поработать.
Сейчас у Логвиненко живут две овчарки – Рика и Кобальт. Рика участвует в выставках CACIB, является юным и взрослым чемпионом Беларуси.
Марина уже зарегистрировала свой питомник, скоро ему присвоят наименование, и она сможет официально работать. Планируют еще приобрести «мальчика», так как Кобальт уже в возрасте.
А увлечение Андрея – футбол, им он занимается с молодости и сейчас играет на соревнованиях среди городских команд.
«Здесь нет суеты, которая будоражит и отбирает силы»
Стоит сказать, что постоянных жителей в Островах уже практически нет. Только наши герои да их сосед, который работает вахтами. Всего в деревне 15 домов, многие из них используются под дачи. Рядом – довольно большая деревня Петровичи, чуть дальше – Рогоселье, а Островы находятся между ними.
Собеседники говорят, что совсем не жалеют о своем переезде в деревню.
– Мне очень нравится, что здесь нет суеты, которая будоражит и отбирает силы, – говорит Марина. – Встал утром спокойно, сам планируешь свой день, никому ничего не должен, никуда не нужно спешить.
– Здесь мы и наши дети дышим свежим воздухом, – дополняет супруг. – Вчера ездили в Минск, так уже на подъезде к столице почувствовал, что нечем дышать. А у нас рядом лес… Дети валяются в песке, в городе так не поиграешь, на тебя пальцем покажут. В городе мамы сидят на площадках и присматривают за детьми, а нашим тут простор, и мы за них спокойны. В деревне и время течет по-другому. А спится как сладко!.. У меня тут первое время, когда ночевал, ощущение было, что в другом в мире нахожусь.
– А еще здесь продуктовая безопасность! – добавляют оба. – У нас всегда есть молоко, мед, овощи. И тепло есть. Сейчас в мире так неспокойно, не знаешь, что завтра будет. В деревне более надежно.
Не страдает ли молодая семья из-за отсутствия благ цивилизации, общения с людьми?
– Когда мы жили в Казахстане, от дома до офиса с «пробками» ехать нужно было минут 50, – отвечает на это Андрей. – А здесь до Бобруйска на машине – 15-20 минут, это не расстояние. Если нужно что-то купить или какие-то вопросы решить, сели да поехали. Мы не тусуемся по клубам, дискотекам, это время прошло, так что, эти блага цивилизации нам не нужны (смеется). Детям здесь также не скучно, все необходимое у них имеется. Есть желание, можем поехать в город погулять, вчера, например, в Минске в аквапарке с детьми были.
– Большое количество людей рядом я не «держу», потому у меня с недостатком общения проблем нет, – говорит, в свою очередь, Марина. – Мы с Андреем спиртного не употребляем, друзья чисто для веселья нам не нужны. С кем коммуницируем по делам – встречаемся в городе. Есть у нас небольшой круг друзей, которые с удовольствием приезжают погостить к нам, в баню сходить.
Старший сын Логвиненко, Игорь, в этом году идет в первый класс. Ближайшая от них школа находится в Каменке. Автобус ежедневно собирает детей со всей округи и везет их на занятия, а затем обратно. Мальчик уже считает до 10, буквы знает – остальному, говорят родители, в школе научат.