«Драматический треугольник» или Почему некоторые люди постоянно попадают в конфликтные ситуации

3946
Ирина ГОРОВЦОВА (на основе информации из Википедии)
Дежурный психолог-психотерапевт «Вечернего Бобруйска» Ирина Горовцова рассказывает, как избегать конфликтных ситуаций и перестать ввязываться в скандальные истории.
Психолог Ирина Горовцова
Психолог Ирина Горовцова

Человек – существо социальное, и нам всем приходится жить в обществе, взаимодействовать с людьми. Этот контакт всегда сопровождается соприкосновением личных границ, столкновением ценностей, взглядов на жизнь и мировоззрений. В связи с этим, конфликты есть и будут всегда. Однако некоторые люди словно «магниты» для этих конфликтов. Они зачастую сами не понимаю, что такого делают, что даже в магазине или автобусе попадают в драму и скандал.

Про треугольник и роли на примерах

Это явление объяснял знаменитый психиатр Эрик Берн, когда описал и собрал целый «справочник» психологических игр, в которые играют люди, даже если они об этом не знают. Зачастую, эти игры приводят к конфликтам и негативным эмоциям в качестве «выигрыша».

Чуть позже последователь Берна Стивен Карпман описал упрощенный вариант самой популярной психологической игры, которая ведет к конфликтам. Он носит название «треугольник Карпмана», его еще называют «треугольником судьбы» или «драматическим треугольником».

Это психологическая и социальная модель взаимодействия между людьми в трансакционном анализе (была опубликована в 1968 году в его статье Fairy Tales and Script Drama Analysis).

Ее плюс в том, что она проста для понимания. Концепция треугольника Карпмана получила популярность в обществе благодаря тому, что она дает простое объяснение психологическим и социальным проблемам человека. Именно про нее я хотела рассказать, чтобы помочь тем людям, кто часто попадает в конфликтные ситуации и хочет вырваться из этого порочного круга (на самом деле – треугольника).

В треугольнике есть психологические роли, которые люди часто занимают в ситуациях:

  • Роль жертвы (тот, кто оказался в неприятной ситуации).
  • Роль преследователя (оказывает давление, принуждает или преследует жертву).
  • Роль спасателя (который вмешивается, как кажется, из желания помочь ситуации или слабому)

Моделируем ситуацию №1: в автобусе

Иллюстрация, фото из архива "ВБ"
Иллюстрация, фото из архива "ВБ"

Час пик, автобус. Контролер заходит в транспортное средство и начинает проверку проездных документов. Один из пассажиров, молодой парень, начинает судорожно шарить по карманам и искать билет. Билет никак не хочет находиться. Контролер не выдерживает длительных «копошений» и заявляет пассажиру, что ему придется выплатить штраф за безбилетный проезд.

Парень начинает несвязно оправдываться. Рядом сидит пожилая женщина, которая начинает причитать, что развелось «нахлебников, ни стыда, ни совести, наказывать таких личностей нужно, да построже!».

За безбилетного вступается рядом стоящая женщина. Она возмущается, что у контролера нет сердца, бабушке стоит помолчать, а пассажир скорее всего потерял билет, т.е. заступается как может. Происходит скандал между женщиной, бабушкой и контроллером, безбилетный парень все это время стоит рядом и наблюдает, кто выиграет эту схватку и как разрешится ситуация.

  • В этой драме роли таковы: парень-пассажир без билета – жертва, контроллер и бабушка – преследователи, женщина-заступница – спасатель.

Роли заняты, игра в разгаре. Какие на самом деле психологические мотивы у личностей:

«Жертва на самом деле не так беспомощна, как себя чувствует; Спасатель на самом деле не помогает, а Преследователь на самом деле не имеет обоснованных претензий», – писал Клод Штайнер, американский психолог и психотерапевт, один из создателей трансакционного анализа, исследователь в области теории жизненных сценариев.

Смена ролей

Интересным является феномен, что роли в треугольнике постоянно меняются. Также один человек может находится сразу в нескольких ролях.

Моделируем ситуацию №2: продолжение скандала в автобусе

Безбилетный пассажир и контролер выходят из автобуса, а двое других участников конфликта продолжают поездку и конфликт, втягивая в треугольник все больше людей и ролей. Женщина-защитница переключается на ворчащую пенсионерку, которая нападала на безбилетного и начинает ее критиковать за пессимизм и попытку учить людей жизни. Бабушка начинает причитать на весь автобус, что такого отношения к себе она не ожидала от теперешней молодежи и вообще у нее давление поднялось. Другие пассажиры начинают успокаивать женщину и защищать старушку, напоминая о ее преклонном возрасте и необходимости уважать старших.

  • Роли: женщина – преследователь, бабушка – жертва, народ в автобусе – спасатели. Как видите, роли изменились и втянули в историю еще больше людей.
«Игра Треугольник Карпмана тормозит реальное решение проблем … приносит путаницу и страдания, а не решения» – писала Рэнди Крэгер, автор двух психологических книг.

Уже дома может случиться, что каждый из участников этой истории расскажет из какой-то роли ситуацию в автобусе близким людям, вовлекая их туда эмоционально поучаствовать в какой-либо роли.

Участие в треугольнике расходует много энергии, но на самом деле является лишь способом переложить ответственность, нарушить личные границы и подавить какое-то чувство.

Иллюстрация: https://www.b17.ru/
Иллюстрация: https://www.b17.ru/

Описание ролей треугольника

Характерная особенность Жертвы — нежелание брать на себя ответственность. Она убеждена в своей неспособности к самостоятельной жизни и всегда ищет Спасателя, а также часто привлекает себе Преследователя (Агрессора), потому что подсознательно она не хочет выходить из своего пассивного положения, так как не хочет быть ответственной за свою жизнь. Если Жертве предлагается совет для разрешения её проблемы, она сразу же отвергает его, т.к. считает свои проблемы неразрешимыми.

Для Преследователя характерно стремление нападать на других людей. Бессознательно такие люди испытывают глубочайшее чувство стыда и беспомощности, которое они и пытаются подавить, преследуя других. Они также не берут на себя ответственность за то, что причиняют боль другим, ибо считают, что те люди заслужили подобное отношение.

Драматический спасатель играет свою роль в основном из-за того, что он вынужден спасать, чтобы избежать взгляда на свои собственные тревожности и скрытые чувства. Он может испытывать чувство самоуважения, находясь в треугольнике. Зачастую Спасателя никто не просит себя спасти. Такое спасательство также тесно переплетено с нарушением личных границ того, кого пытаются спасти. Кроме того, спасательство отнимает у Спасателя огромное количество ресурсов и сил, не позволяя ему заниматься собственной жизнью.

(Источник: Википедия)

Как выйти из «Драматического треугольника»?

  • 1. Осознать, что вы сейчас в треугольнике и играете одну из ролей.
  • 2. Определить роль и понять, что именно вы прячете от себя и других.

Жертва – перекладывает ответственность на чужие плечи, не стремится разобраться в своих неудачах самостоятельно.

Спасатель – занимается чужой жизнью, вместо своей, игнорирует силы и возможности Жертвы. Спасает без приглашения.

Преследователь – нарушает чужие границы, не признает ответственности других людей, пытается навязать свою модель поведения и мировоззрения.

  • 3. Определите выгоду, которую вы преследуете в треугольнике. Зачем вы в него вступили? Что на самом деле вам важно в вашей роли?
  • 4. Примите решение отказаться от своей выгоды здесь и сейчас.
  • 5. Если вы заметили, что часто попадаете в треугольник в одной из ролей (вам склонно быть в какой-то роли чаще остальных), то создайте для себя эффективную роль в треугольнике, которая не нарушает личных границ и принимает свою ответственность и ответственность других.

Жертва станет Учеником. Тот, который сейчас не справляется, он ранимый, но учится новым навыкам и принятию ответственности. Он может просить помощи, но учитывает возможность услышать «нет» (ищет в таких ситуациях другой способ решить свою проблему или признается в несостоятельности).

Преследователь станет Учителем. Тот который может подсказать и дать совет, если его просит Ученик, он понимает ответственность ученика, дает возможность ему расти и быть собой. Учитель использует переговоры, чтобы решить проблему, не пытается доминировать своими знаниями и мировоззрением.

Спасатель станет Посредником – может оказать помощь Ученику, если его попросят, для этого он уточняет какую именно помощь может оказать и не выходит за рамки этой просьбы. Осознает, что ответственность за результат лежит на Ученике.